Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством
Состояние и проблемы инженерного обеспечения поселений
К инженерному обеспечению поселений относится обеспечение такими ресурсами, как электроэнергия, тепло, газ, вода. Ресурсоснабжающими организациями в системе ЖКК являются организации, поставляющие данные ресурсы потребителям через присоединенные сети, а также организации, оказывающие услуги по водоотведению. Потребителями этих ресурсов на территории муниципального образования служат предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане.
Основные снабжающие организации по отдельным видам ресурсов:
· электроэнергия - централизованные региональные энергосистемы, входящие в состав РАО «ЕЭС России», а в удаленных районах - местные электростанции;
· природный газ - организации, входящие в состав РАО «Газпром»;
· теплоэнергия - ТЭЦ, принадлежащие региональным энергосистемам, и местные котельные, значительная часть которых находится в муниципальной собственности;
· водоснабжение, водоотведение - организации типа «Водоканал», в большинстве своем муниципальные предприятия, в отдельных городах — акционерные общества.
Предприятия, обеспечивающие поставку перечисленных ресурсов по распре делительным сетям, относятся к числу естественных локальных монополистов
Отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителями ресурсов регулируются нормами Гражданского Кодекса РФ, определяющими правила заключения договоров энергоснабжения, и распространяются на поставки ресурсов как юридическим лицам, так и гражданам. Во многих городах между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями ресурсов стоят муниципальные предприятия, ведающие распределительными внутриквартальными и внутридомовыми сетями и сооружениями. Они действуют на основе договором с конечными потребителями и с ресурсоснабжающими организациями, выступая и роли перепродавцов ресурсов, собирают с населения и других конечных потребителей плату за потребляемые ресурсы и расплачиваются с их поставщиками.
В расчет цены ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями, включаются расходы с учетом затрат по транспортировке ресурсов до конечного потребителя либо до границы балансовой принадлежности с муниципальной paспределительной организацией. В последнем случае тариф для конечных потребителей устанавливается с учетом расходов муниципальной организации по обслуживанию распределительных сетей и сооружений.
Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения поселений, несмотря на их разнородность, характеризуются рядом общих признаков, представленных на схем 22.
Схема 22. Особенности процессов ресурсообеспечения поселений
Кризис в ЖКК, о котором шла речь выше, в наибольшей мере затронул именно сферуресурсоснабжения. Ее техническое состояние характеризуется высоким (более 60% в целом по России, а в отдельных городах еще выше) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительные ремонты уступили место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше Износ основных фондов, особенно в системах тепло- и водоснабжения, стал одной из причин массовых отключений потребителей, появления «замерзающих городов и поселков».
Другой причиной кризиса явился неконтролируемый (в том числе в середине финансового года, когда все бюджетные ассигнования распределены) рост тарифов на ресурсы, породивший цепочку неплатежей, особенно между поставщиками перепродавцами ресурсов. Долги ресурсоснабжающими организациям составляют основную часть общей задолженности местных бюджетов, муниципальных предприятий и учреждений.
Государственная политика в сфере инженерного обеспечения поселений
Подпрограммой реформирования и модернизации ЖКК предусмотрена система мер по исправлению сложившейся ситуации в сфере ресурсообеспечения поселений.
Изменение тарифной политики предполагает создание единой методологической базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, установление единых принципов государственного тарифного регулирования. В процессе такого регулирования должны быть увязаны изменения тарифов на газ (федеральный уровень) и электроэнергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение (муниципальный уровень), а также с возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплачивать услуги по новым тарифам. Федеральными законами установлен новый порядок, при котором изменение тарифом на природный газ и электроэнергию будет осуществляться, как правило, один рам в год, причем размеры и сроки этого изменения должны быть известны на момент разработки и утверждения бюджетов всех уровней.
Переход от оплаты ресурсов по нормам потребления к оплате их по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета будет осуществляться по мере установления таких приборов. Это должно стимулировать поставщиков ресурсов к снижению издержек на всех стадиях их производства и транспортировки, проведению ресурсосберегающей политики.
Создать конкурентную среду в сфере ресурсообеспечения поселений достаточно сложно в силу естественного монополизма производителей ресурсов. В то же время начинается процесс формирования локальных рынков в системах теплоснабжения ряда городов при наличии нескольких источников тепла, подключенных к единым городским сетям, а также процесс установки местных высокоэкономичных источников теплоэнергии (на многоквартирный жилой дом или домов).Эти источники успешно конкурируют с системами цен централизованного теплоснабжения за счет экономии затрат на транспортировку и сокращение неизбежных приэтом потерь.
Функции органов местного самоуправления в сфере инженерного обеспечения поселений
Действуя в рамках рассмотренных основных направлений, органы местного самоуправления ориентированы на выполнение задач, показанных на схеме 23.
|
|
Схема 23. Задачи органов местного самоуправления в сфере инженерного обеспечения поселений
Управление коммунальным хозяйством
Управление общегородским коммунальным хозяйством включает деятельность органов местного самоуправления в таких сферах, как строительство и содержание улиц и дорог, обустройство и содержание мест массового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, созданиемалых архитектурных форм, вывоз, утилизация и переработка бытовых, а частично промышленных отходов, организация уличного освещения, банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, содержание мест захоронения, оказание ритуальных услуг и т. п.
Большинство из перечисленных сфер муниципальной деятельности обеспечивают предоставление муниципальных услуг общественного характера. Заказчиком этих работ выступает муниципальное образование, работы финансируются из местного бюджета. Отдельные услуги частично или полностью оплачиваются их потребителями, например вывоз бытовых отходов, гостиницы, ритуальные услуги.
Основная цель муниципального управления коммунальным хозяйством - наиболее полное удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах.
Количественная оценка степени реализации поставленных целей и задач определяется с помощью системы муниципальных нормативов или стандартов, устанавливаемых органами местного самоуправления. Система этих нормативов могут включать:
· степень технического состояния и объемы содержания территории муниципального образования, соответствующие предъявляемым требованиям, по отношению к общей площади территорий, отдельно по магистралям, проездам, внутриквартальным территориям;
· уровень качественного санитарного состояния территорий, определяемых как отношение периода времени (месяц, недели), при котором состояние площадей, улиц, проездов соответствовало санитарным нормам, к общему годовому (квартальному) времени;
· объем отходов, подлежащих обработке (ликвидации, утилизации);
· уровень площади озеленения территории, определяемый соотношением фактически достигнутого и нормативного уровня, при обеспечении условий - соответствия требованиям качества зеленых насаждений;
· уровень освещенности территорий;
· нормативы содержания рекреационных зон, развития гостиничного и банно-прачечного хозяйств и т. д.
Исполнителями перечисленных работ и услуг могут быть муниципальные унитарные предприятия, муниципальные казенные предприятия и частные фирмы всех организационно-правовых форм. Муниципальная власть должна заботиться о четкой координации этих работ, создании конкурентной среды, своевременной выдаче муниципального заказа на бюджетные услуги и его финансирование.
При планировании работ по техническому содержанию площадей, улиц, сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов, озеленению и благоустройству необходимо сбалансировать требуемые нормативы и стандарты обслуживания с наличием финансовых средств. При этом возможно получение доходов от использования вторичных ресурсов при переработке отходов, создания безотходных технологии при санитарной очистке территорий.
Повышение эффективности муниципального управления коммунальным хозяйством должно происходить за счет совершенствования организационного обеспечения, создания экономического механизма и системы мероприятий по достижению установленных нормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных технологий и технических систем оборудования для снижения удельных затрат при проведении работ. Курирование деятельности коммунальных служб в местной администрации обычно осуществляет отдел (комитет, департамент и т. п.) жилищно-коммунального хозяйства.