Муниципальная деятельность и муниципальная политика
Общая характеристика муниципальной деятельности
Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность населения муниципального образования (местного сообщества) и органов местного самоуправления. Эта деятельность называется муниципальной деятельностью.
Муниципальная деятельность - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Именно совершая какие-то действия, осуществляя муниципальную деятельность, население и органы местного самоуправления решают стоящие перед ними дачи. Муниципальное управление в этом смысле служит формой организации муниципальной деятельности. Предметом муниципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования (благоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг. Эта деятельность многогранна и многоаспектна, поэтому можно говорить об отдельных сферах муниципальной деятельности: охрана общественного порядка, водоснабжение, школьное образование и т. д.
В муниципальной деятельности, как любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность (эффективность). Соблюдение законности - предмет муниципального права. Определение целесообразности человеческой деятельности - вопрос политики как системы постановки и реализации каких-то целей.
Цель управления - достижение желаемого состояния управляемой системы. С этой точки зрения можно говорить о муниципальной политике как о системе взаимосвязанных целей деятельности и механизмов их реализации. Муниципальная политика базируется на использовании властных полномочий, которыми наделено местное самоуправление, а право выступает в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации.
Целеполагание в муниципальной деятельности. Качество жизни населения
На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муниципальной политики в конкретном муниципальном образовании влияют не только нормы права, но и множество иных обстоятельств. Это состояние дел в государстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики. Это деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели. Наконец, это население, жители муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели. Отсюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в конкретной социально-экономической ситуации являетсявесьма сложной задачей.
В зависимости от целей муниципального управления определяютсяего функции, выбираются формы, методы и средства управления.
Главная (генеральная) цель муниципальной деятельности стратегическая задача муниципальной политики могут быть сформулированы как повышение качества жизни населения на территории муниципального образования.
Качество жизни человека - важнейшее понятие, связанное с целеполаганием в муниципальной деятельности и формированием муниципальной политики. Под качеством жизни понимают систему показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т. д.) и степень их удовлетворения.
Качество жизни имеет объективную и субъективную стороны Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы материальных и духовных потребностей и интересов людей, по соблюдению которых можно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. Критериемсубъективной оценкикачества жизни являетсяоценка самим индивидом степени удовлетворения его потребностей.
Интегральный показатель качества жизни может быть определен весьма условно, но можно установить некую систему локальных показателей (критериев), каждый из которых поддается измерению. В международной статистике для этого используют три показателя:
· средняя продолжительность жизни (косвенно характеризует и состояние здоровья населения);
· средний уровень материального благосостояния (годовой доход или валовый внутренний продукт на душу населения);
· средний уровень образованности населения.
Муниципальная деятельность влияет на качество жизни человека лишь частично. Очевидно, что оно зависит от многих факторов: от самого человека, от состояния дел в государстве и его политики, от местной власти. Состояние здоровья человека определяется его образом жизни и поведением, состоянием системы здравоохранения в государстве и в конкретном муниципальном образовании, состоянием окружающей среды.
Вклад органов местного самоуправления в повышение качества жизни состоит в создании комфортной среды проживания и организации предоставления соответствующих муниципальных услуг. Именно в этом смысле можно говорить о муниципальной политике как о системе мер по повышению качества жизни населения на территории муниципального образования.
Система целей муниципальной деятельности
В соответствии с общей теорией менеджмента, достижение генеральной цели муниципальной деятельности можно «разложить» на отдельные частные цели, каждая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни, например экологическое благополучие или возможность получения образования. Отсюда появился термин «частные муниципальные политики», которые являются составными частями целостной муниципальной политики. Каждая из них реализуется органами местного самоуправления посредством предоставления конкретной муниципальной услуги или группы однородных услуг (схема 10). Частные муниципальные политики являются подцелями генеральной и муниципальной деятельности и обеспечивают ее достижение.
Структуризация генеральной цели муниципальной деятельности, выделение частных муниципальных политик могут производиться с разной степенью детализаций. Внутри каждой частной цели могут быть выделены свои подцели («дерево» целей). Выделим наиболее крупные подцели (подсистемы), имея в виду их дальнейшую детализацию в соответствующих главах.
Схема 10. Система и цели муниципальной политики
Характеристика основных подцелей (подсистем) муниципальной деятельности представленав табл. 3.
В соответствии с приведенной структуризацией в муниципальном образовании может быть сформулирована градостроительная, жилищная, экологическая, социальная, образовательная, культурная, молодежная, спортивная, экономическая и иная политика.
Таблица 3.
Основные подцели (подсистемы) муниципальной деятельности
Подсистемы | Цели подсистемы | Подсистемы следующего уровня |
Первая группа подсистем | ||
Безопасность | Обеспечение безопасности проживания на местном уровне | Общественный порядок. Безопасность на дорогах. Пожарная безопасность. Санитарно-эпидемиологическая безопасность. Безопасность при чрезвычайных ситуациях. Безопасность на водах |
Экологическая безопасность | Обеспечение благоприятного состояния окружающей природной среды | Состояние воздушного бассейна, водоемов, почв, борьба с шумом |
Градоустройство | Создание комфортной среды проживания (городской среды) | Использование природных факторов. Планировка и застройка города. Архитектурный облик. Благоустройство территории. Транспортная схема. Озеленение |
Жизнеобеспечение | Возможность получения качественных услуг отраслей городского хозяйства | Содействие развитию отдельных отраслей городского хозяйства:жилищно-коммунального, городского транспорта, связи, торговли, общественного питания,бытового обслуживания |
Занятость | Обеспечение возможности трудоустройства при благоприятных условиях труда | Содействие развитию малого бизнеса. Привлечение инвестиций на территорию Участие в заключение трудовых соглашений между работниками и работодателями, в рассмотрении трудовых споров |
Развитие человеческого потенциала | Создание условий для физического и духовного развития человека | Развитие отраслей социальной сферы |
Вторая группа подсистем | ||
Экономические ресурсы | Обеспечение муниципальной деятельности экономическими ресурсами | Землепользование. Имущество Природопользование. Финансы. Материальные ресурсы. |
Управление | Организационное обеспечение муниципальной деятельности | Вовлечение населения в процесс муниципального управления. Планирование. Координация. Кадровое обеспечение. Информационное обеспечение. Контроль |
Ее цель - организационное обеспечение муниципальной деятельности. Это своеобразный мотор муниципальной деятельности, который «гонит кровь» по всем клеткам многосложного муниципального организма и обеспечивает превращение экономических и других ресурсов территории в жизненные блага для населения, а также скоординированное функционирование всех остальных подсистем.
Внутри подсистемы «Управление» следует особо выделить подсистему следующего порядка, связанную с вовлечением населения в процесс муниципального управления. Назовем эту подсистему «Местное сообщество». Ее цель - обеспечение возможности и условий для самоорганизации населения на местном уровне и участия его в управлении муниципальным образованием, в принятии жизненно важных решений.
Специалист вобласти государственного и муниципального управления должензнать, какойдолжна быть политика муниципальной власти в той или иной сферe муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и откудаих взять, а самое главное - как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне .
Муниципальные услуги
Общая характеристика муниципальных услуг
Муниципальная услуга является базовым элементом, клеточкой всей муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага - это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор и т. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материальных благ людипроизводили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющаячасть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребностей удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Основные различия между материальными благами и услугами представлены в табл. 4.
Таблица 4.
Различия между материальными благами и услугами
Материальные блага (продукт) | Услуга |
Осязаемость | Неосязаемость |
Существует отдельно от производителя | Неотделима от производителя |
Качество можно измерить с помощью определенных параметров (характеристик) | Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя услуги, места и времени ее оказания (непостоянство качества). Измерение качества ряда услуг затруднено |
Подлежит сохранению в течение определенного времени | Не может быть сохранена свойство несохраняемости) |
Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и на оказание услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.
Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. По мере развития цивилизации и углубления разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в услугах будут постоянно возрастать.
Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания, (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные и другие услуги). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляется в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которыми органы местного самоуправления несут ту или иную ответственность.
Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собственности организации, оказывающей услугу, а местный характер услуги, определяемый местом проживания человека. К муниципальным услугам относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К муниципальным услугам следует относить и такие, как обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д.
Специфические свойства муниципальных услуг:
· необходимость бесперебойного (для многих услуг – круглосуточного) оказанияуслуг;
· необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с цельюмаксимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
· увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого (свойство «отсутствия соперничества»);
· практическая невозможность ограничения доступа потребителей к некоторым муниципальным услугам;
· местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.) - такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.
Классификация и система оплаты муниципальных услуг
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления дляорганизации предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель услуги, местный бюджет или оба они в какой-то пропорции. Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (таб.5).
Таблица 5.
Классификация муниципальных услуг
Виды муниципальных услуг | |||
Виды | Частные | Общественные | Общественные по предоставлению, частные по потреблению |
Свойства | Возможности оценки потребителем объема и качества услуги | Сложность оценки потребителем объема и качества услуги | Высокая социальная значимость, возможности оценки потребителем объема и качества услуги |
Способы оплаты | Потребителем услуг | Из бюджета | Смешанный: потребители услуг и бюджет |
Частныеуслуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носят индивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. В этом случае и качество услуги может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относятся большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Эти услуги должны оплачиваться потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.
Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление услуги не связано по времени ни с ее производством, ни с оплатой, а ее объем и качество не поддаются непосредственномy измерению потребителем. К общественным услугам могут быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.
Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления, в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры и гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соотношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для различных групп населения.
Бюджетными называются такие муниципальные услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные услугиибольшинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю услуги потери его доходов.
Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные системы страхования, например медицинское страхование или страхование имущества от пожара.
Органы местного самоуправления должны держать под непосредственным управлением или контролем услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на эти услуги должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии.
Измерители объема и результативности муниципальных услуг
Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг остро ставит вопрос об оценке объема оказанной услуги. Проблема решаема, когда существует прямой измеритель услуги: размер жилой площади, счетчикрасхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т. п. Однако часто прямого измерителя нет, и приходится прибегать к косвенным критериям, в качестве которых могут использоваться:
· счеловека (вода при отсутствии приборов учета воды);
· с установки(радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);
· за вход(городской транспорт, музей);
· сквадратного метра жилой площади(теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).
Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен предметом анализа. Например, возможно услуги по вывозу бытовых отходов или пользованию лифтом исчислять с человека. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику услуги, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.
Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два принципа:
· принцип равенства - оплата производится по единому для всех тарифу, пропорционально потребленному ресурсу, либо по косвенному измерителю;
· принцип справедливости - размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности потребителей.
Потребители с низким доходом платит меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увеличивает нагрузку на других потребителей.
Не менее важной проблемой является оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать проблему. Такие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность муниципальных услуг определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество услуг. Для отдельных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т.д. Эти показатели могут рассматриваться как муниципальные социальные стандарты. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления производить выбор приоритетов.
Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может выпустить из рук, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно муниципальная власть должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг.
Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, сочетания муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых моментов искусства муниципальной политики.
Человек в управлении
Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса
Выше отмечалось, что человек в муниципальном управлении выступает в трех качествах: как цель управления, как объект управления и как источник власти - субъект управления. В связи с этим мы будем использовать термины «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».
Человеческий потенциал - это совокупность физических, духовных, культурныхи иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни,которое является целью муниципальной деятельности.
Человеческий ресурс - это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления.
Иначе говоря, человеческий потенциал - то, что вкладывается в человека, а человеческий ресурс - то, что можно получить от него.
Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.
Основные направления развития человеческого потенциала на местном уровне представлены в табл. 6.
Реализация этих задач требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.
Таблица 6
Основные направления развития человеческого потенциала на местном уровне
Направление | Задачи |
Обеспечение здоровья человека | Достижение экологического благополучия на территории Организация санитарно-эпидемиологического контроля и надзора Развитие системы учреждений здравоохранения Организация лекарственного обеспечения населения Пропаганда здорового образа жизни, борьба с пьянством и наркоманией Создание условий для занятия физической культурой и спортом Создание условий для полноценного отдыха на территории муниципального образования, формирование рекреационных зон |
Образование | Развитие образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования Содействие созданию системы повышения квалификации работников Содействие формированию системы платных дополнительных образовательных услуг |
Культура | Обеспечение возможности доступа всех слоев граждан к достижениям культуры по приемлемым ценам Поощрение художественного творчества и самодеятельности Сохранение памятников истории и культуры Пропаганда достижений культуры в средствах массовой информации |
Социальная защита отдельных групп населения | Создание комплексных центров социального обслуживания Поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов Поддержка семьи, материнства и детства Поддержка детей, оставшихся без попечения родителей Содействие гражданам, оказавшимся в критических жизненных ситуациях |
Работа с молодежью | Поддержка молодежного предпринимательства Поддержка молодых семей Поддержка молодежных и детских общественных организаций |
Предпосылки использования человеческого ресурса в муниципальном управлении
Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципальном управлении составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности.
Однако решение этой задачи осложняется отечественными традициями,для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается им как должное.
Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидарности. Как отмечалось в главе 1, согласно этому принципу решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень. Государству следует передавать в ведение местного самоуправления те вопросы жизнеобеспечения населения (в том числе часть вопросов государственного значения), которые могут быть решены на местном уровне.
Но и муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) все те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно.
Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании.
Местные сообщества в муниципальном управлении
Разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни. Поэтому субсидиарное участие населения в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы (слои), имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти группы гражданского общества мы будем именовать местными сообществами. Поскольку термин «местное сообщество» обычно применяется по отношению ко всему населению муниципального образования, то в нашем случае можно говорить о локальных, корпоративных местных сообществах внутри местного сообщества всего муниципального образования.
Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население - общность людей; территория - ограниченное пространство; социальное взаимодействие; чувство сообщества (схема 11).
Схема 11. Основные признаки местного сообщества
|
|
|
Схема 12. Локальные местные сообщества в муниципальном образовании
Информированность населения как предпосылка использования человеческого ресурса в муниципальном управлении
Чтобы различные местные сообщества могли участвовать в выработке муниципальной политики и в процессе муниципального управления, они должны быть хорошо информированы о социально-экономическом положении муниципального образования, задачах, которые ставит перед собой муниципальная власть, роли, которую может сыграть каждое местное сообщество в решении этих задач. В связи с этим деятельность муниципальной власти должна иметь открытый характер. В настоящее время намерения, решения и действия органов местного самоуправления в большинстве случаев не обладают необходимой информационной прозрачностью. Между тем в условиях самоуправления население должно быть не только осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и власти (схема. 13). Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления служат муниципальные выборы.
Информация о деятельности органов
| |||
| |||
Правовые акты
Результаты деятельности
органов МСУ
Обратная связь
Мнения, отношения, интересы, критика
Схема 13. Взаимосвязь органов местного самоуправления с населением
Население должно быть хорошо информировано не только о ситуации в своем муниципальном образовании и деятельности органов местного самоуправления, но и иметь возможность сравнивать местную ситуацию с другими близкими по типологии муниципальными образованиями. Такую информацию можно получить из средств массовой информации, по сети Интернет, от союзов и ассоциаций муниципальных образований.
Гласность в муниципальном управлении и информированность населения способствуют в конечном итоге превращению обывателя в гражданина.
Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями (НКО)
Учитывая значительный потенциал некоммерческих организаций в решении местных проблем, органы местного самоуправления должны быть, заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Этим снижается социальная напряженность, экономятся бюджетные средства за счет передачи НКО некоторых административных функций, привлекаются дополнительные (от отечественных и зарубежных благотворительных фондов) источники финансирования путем создания силами НКО социальнозначимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, пользования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.
Существуют различные формы взаимодействия муниципальных органов с НКО и ихподдержки. Чаще всего эти формы делят на экономические и неэкономические (схема 14).
Схема 14. Формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления
Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления (ТОС)
Возможности ТОС в решении многих задач жизнеобеспечения населения были показаны в главе 1. Для их реализации органы местного самоуправления должны организовать эффективное взаимодействие с органами ТОС, которое возможно по нескольким направлениям:
· развитие территории - составление планов, программ совместной деятельности;
· использование местных ресурсов - разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории;
· координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально-незащищенными слоями и т. п.;
· контроль за содержанием жилищного и нежилого фонда, работой предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;
· проведение разъяснительной работы среди населения, информирование населения о проводимых мероприятиях.
Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС должно основываться на принципах добровольности, самостоятельности ТОС при решении собственных задач, взаимного интереса при решении вопросов совместной компетенции и взаимной ответственности.
Механизмы привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении
Для привлечения отдельных местных сообществ и граждан к участию в муниципальной деятельности могут быть использованы формы, представленные на схеме 15.
Механизмами такого привлечения могут быть создание временных и постоянных, рабочих групп, инициативных групп, консультативных советов, проведение опросов населения и публичных слушаний, организация взаимодействия с союзами предпринимателей и т. д.
Схема 15. Формы привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении