Профессиональное развитие современного педагога
Профессиональное образование как социокультурный институт. Профессиональное образование как педагогическая система. Профессиональное образование как достояние личности. Цели профессионально-педагогического образования как единство задач образования, развития и воспитания будущего специалиста. Подходы к профессиональному развитию будущего социального педагога: компетентностный, культурологический, дифференцированный, личностно-ориентированный. Принципы профессионального развития личности будущего педагога: сохранения, дополнительности, преемственности. Сущность профессионально-педагогической культуры современного педагога. Социально-педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры будущего преподавателя. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры будущего педагога.
15. Роль среднего профессионального образования в современной цивилизации
Среднее профессиональное образование как социальный институт.
Задачи среднего профессионального педагогического образования: удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе; формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации; распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.
Социальный статус учебного заведения. Основные юридические документы, определяющие статус высшего учебного заведения: закон «Об образовании», Государственный образовательный стандарт среднего профессионального педагогического образования, Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, Национальная Доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Федеральная программа развития образования.
Виды учебных заведений среднего профессионального образования: государственные, муниципальные, негосударственные; техникумы, колледж, училище.
16. История и особенности современного периода развития среднего профессионального образования за рубежом и в России
Профессиональное образование средневековья. Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII - первой половине XIX в.в. М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, И.И.Бецкой, их роль в развитии отечественного ремесленного и высшего образования.
Российские реформы второй половины XIX - начала XX в.в. и развитие профессионального образования в этот период. Создание научной дидактики профессионального обучения.
Профессиональное образование России в период 1917-1941г. г.
Тенденции политехнического и монотехнического образования. Развитие профессионального образования в послевоенный период. Развитие ВУЗов, техникумов, профессионально-технических училищ. Реформы образования в 1984 и 1988 гг.
Перспективы развития среднего профессионального педагогического образования в Российской Федерации.
Основные тенденции развития профессионального образования за рубежом в ведущих странах: количественный рост профессиональных образовательных учреждений и ученических (студенческих) мест в них; гуманизация профессионального образования; ориентация на самостоятельную работу студентов; развитие общественных форм управления профессиональным образованием: развитие попечительских советов, участие в управлении союзов работодателей и профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций; развитие независимых аттестационных организаций.
Основные характеристики зарубежных систем профессионального образования в Германии, Франции, Англии, США. Колледж и университет как общемировые модели профессиональных образовательных учреждений. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования: пожизненное образование, перманентное образование, непрекращающееся образование.
17. Основные тенденции развития системы среднего профессионального образования
Гуманизация образования как процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в учреждении СПО гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентации и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.
Гуманитаризация образования - расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания.
Демократизация среднего профессионального педагогического образования как усиление его социальной направленности. Принципы реализации идеи демократизации образования: самоорганизации учебной деятельности учащихся; сотрудничества обучающих и обучаемых; открытости профессиональных образовательных учреждений; многообразия профессиональных образовательных систем; регионализации профессионального образования; равных возможностей; общественно-государственного управления.
Непрерывность профессионального образования. Развитие идеи непрерывного профессионального образования как переход от формулы "образование на всю жизнь" к формуле "образование через всю жизнь", как создание условий для свободного продвижения человека в профессиональном образовательном пространстве. Принципы реализации идеи непрерывного профессионального образования: многоуровневости профессиональных образовательных программ; дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного профессионального образования; маневренности профессиональных образовательных программ; преемственности образовательных программ; интеграции профессиональных образовательных структур; гибкости организационных форм профессионального образования (очная, вечерняя, заочная, открытое, дистанционное профессиональное обучение, экстернат и т.д.).
18. Системный подход к реализации методики обучения в области профессионально-педагогического образования.
Сущность системного подхода и его применение в профессионально-педагогическом образовании. Отражение в технологиях обучения системы способов организации учебной деятельности. Основания для классификации технологий обучения в области профессионально-педагогического образования: позиция стиля и стратегии обучения; уровень самостоятельности студентов в учебной деятельности. Основания для выбора методики обучения студентов: целевая направленность технологии, уровень адаптации технологии к возрасту учащихся, степени их подготовленности, перспективные цели обучения студентов, создание проектов управления учебной деятельностью, предмет изучения, психолого-педагогическая среда, в которой протекает процесс обучения. Основные компоненты функциональной системы деятельности преподавателя и студентов: мотивы деятельности, цели деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решений, подсистема деятельностно важных качеств личности. Основные факторы успешности обучения. Формы организации профессионального социально-педагогического образования. Система непрерывного социально-педагогического образования.
19. Методологические основания проектирования концепций образования.
Понятие о педагогической парадигме. Парадигма как философское основание разработки образовательных концепций. Содержание современных образовательных парадигм. Личностное самоопределение по отношению к парадигмам и его последствия. Психолого-педагогические теории и их отношение к образовательным парадигмам. Понятие об образовательной концепции.
Образовательная парадигма как источник разработки образовательных концепций и систем.
Естественнонаучная парадигма. Технократическая парадигма. Гуманистическая парадигма. Эзотерическая парадигма. Варианты образовательных концепций и систем, имеющих разное парадигмальное основание.