Грамматические ошибки, обусловленные нарушением нормупотребления второстепенных членов
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления второстепенных необособленных членов предложения, чаще всего связаны с:
1) неправильным выбором падежа определений при сочетаниях «два (три, четыре) + существительное в р. п.»: Ко мне придут три мои одноклассника. (Правильно: Ко мне придут три моих одноклассника.);
2) неправильным выбором падежа приложения: Ты бывал на озере Нарочи? (Правильно: Ты бывал на озере Нарочь?);
3) неправильным выбором падежа прямого дополнения при глаголах с отрицанием: 1. Почему ты не отрезал хлеб? 2. Не ломайте, пожалуйста, деревьев. (Правильно: 1. Почему ты не отрезал хлеба? 2. Не ломайте, пожалуйста, деревья.)
Для предупреждения подобных ошибок необходимо учитывать следующее:
1. Падеж определений при сочетаниях «два (три, четыре) + существительное в родительном падеже».
Определение при сочетании «два (три, четыре) + существительное в р. п.» рекомендуется ставить:
а) в форме родительного падежа единственного числа, если определение находится между числительным и существительным мужского либо среднего рода: 1. Нам выдали два новыхучебника. 2. Сегодня прозвучали три интересных сообщения;
б) в форме именительного (винительного) падежа, если:
• определение находится между числительным и существительным женского рода: В этом году начали вещание четыре новые радиостанции.
• определение находится перед сочетанием «два (три, четыре) + существительное в р. п.»: 1. За эти четыре часа я успел сделать очень много. 2. Эти два распоряжения необходимо было срочно выполнить. 3. Эти три девушки привлекли мое внимание.
Исключение. Определения целый, полный, добрый (с количественно-временным значением) употребляются в форме родительного падежа: 1. Целых три недели отдыхал я в Крыму. 2. Добрых четыре часа пришлось повозиться, чтобы настроить компьютер;
• определение (обычно распространенное) находится после сочетания «два (три, четыре) + существительное в р. п.»: 1. Четыре примера, заданные на дом, я решил за пять минут. 2. Три стихотворения, написанные поэтом в этот период, посвящены друзьям.
Падеж приложений.
Обычно приложения согласуются в падеже с определяемым словом: 1. Малыш с интересом наблюдал за красавцем петухом. 2. Первое упоминание о городе Минске относится к 1067 году.
Однако не согласуются с определяемым словом и постоянно употребляются в форме именительного падежа приложения:
а) пишущиеся в кавычках: 1. Учебник напечатан в издательстве «Просвещение». 2. В книге «Война и мир» описываются и события 1812 года;
б) астрономические названия: Ученые давно ищут признаки жизни на планете Марс. (Но: Ученые давно ищут признаки жизни на Марсе. В данном случае астрономическое название не является приложением.);
в) некоторые географические наименования, например:
• составные названия городов, рек: 1. Мы подъезжали к городу Марьина Горка. 2.0 реке Западный Буг впервые упоминается в летописях X—XI вв. (Но: 1. Мы подъезжали к Марьиной Горке. 2.0 Западном Буге впервые упоминается в летописях X—XI вв.);
• названия островов, полуостровов, пустынь, гор:1.Ты не бывал на острове Корсика? 2. Нам показали фильм о пустыне Сахара. 3. Вид с вершины горы Эверест был изумительный! (Но: 1. Ты не бывал на Корсике? 2. Нам показали фильм о Сахаре. 3. Вид с вершины. Эвереста был изумительный!);
• названия озер, заливов, проливов, бухт: 1. В озере Нарочь водятся угри. 2. Мы подплывали к проливу Югорский Шар. (Но: 1. В Нарочи водятся угри. 2. Мы подплывали к Югорскому Шару.);
• названия деревень, сел, поселков, число или род которых не совпадает с числом или родом слов «деревня», «село», «поселок»: 1.В деревне Брольники мы бываем часто. 2. За селом Осташа дорога поворачивала направо. 3. В поселке Мир продолжается реставрация замка. (Но: 1. В Брольниках мы бываем часто. 2. За Осташой дорога поворачивала направо. 3. В Мире продолжается реставрация замка.);
• названия улиц, род которых не совпадает с родом слова «улица»: Мы ехали по улице ГородскойВал. (Но: Мы ехали по Городскому Валу.);
иностранные административно-территориальные названия: Мои знакомые теперь живут в штате Калифорния. (Но: Мои знакомые теперь живут в Калифорнии.)
В последнее время наметилась тенденция сохранения формы именительного падежа некоторых приложений, представляющих собой названия городов, деревень, рек и др., но не являющихся достаточно известными либо заканчивающихся на -о: 1. В реке Воловка водится форель. 2. Упоминание о городе Гродно встречается уже в документах XII века.
3. Падеж прямого дополнения при глаголах с отрицанием.
При глаголах с отрицанием прямое дополнение может употребляться в форме и винительного, и родительного падежа: Молоко я не купил.— Молока я не купил.
Однако в ряде случаев рекомендуется форма либо родительного, либо винительного падежа. Например:
а) форма родительного падежа предпочтительна, если:
• при дополнении есть отрицательная частица «ни» либо союз «ни...ни»: 1.Он не знал ни одного правила. 2. Мы не купили ни кефира, ни молока;
• дополнение имеет значение части предмета: Почему ты не отрезал хлеба?;
• дополнение выражено абстрактным существительным: Вы не проявили должного внимания к больному;
б) форма винительного падежа предпочтительна, если:
• указывается на конкретный предмет: Я до сих пор не отремонтировал замок;
• дополнение выражено одушевленным существительным либо именем собственным: 1. Внуки давно не видели дедушку. 2. Я не узнал Минск: город очень изменился;
• глагол находится в форме повелительного наклонения: Иван Петрович, не закрывайте, пожалуйста, окно;
• необходимо внести ясность при совпадении различных, но одинаково звучащих форм: Художник еще не закончил картину. (Слово «картины» могло бы восприниматься как форма множественного числа.);
• отрицание относится не к глаголу, а к другому слову: Ученик не очень хорошо выполнил задание.