Грамматические ошибки, обусловленные нарушением нормупотребления второстепенных членов

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления второстепенных необособленных членов предложения, чаще всего связаны с:

1) неправильным выбором падежа определений при сочетаниях «два (три, четыре) + существительное в р. п.»: Ко мне придут три мои одноклассника. (Правильно: Ко мне придут три моих одноклассника.);

2) неправильным выбором падежа приложения: Ты бывал на озере Нарочи? (Правильно: Ты бывал на озере Нарочь?);

3) неправильным выбором падежа прямого дополнения при глаголах с отрицанием: 1. Почему ты не отрезал хлеб? 2. Не ломайте, пожалуйста, деревьев. (Правильно: 1. Почему ты не отрезал хлеба? 2. Не ломайте, пожалуйста, деревья.)

Для предупреждения подобных ошибок необходимо учитывать следующее:

1. Падеж определений при сочетаниях «два (три, четыре) + существительное в родительном падеже».

Определение при сочетании «два (три, четыре) + существительное в р. п.» рекомендуется ставить:

а) в форме родительного падежа единственного числа, если определение находится между числительным и существительным мужского либо среднего рода: 1. Нам выдали два новыхучебника. 2. Сегодня прозвучали три интересных сообщения;

б) в форме именительного (винительно­го) падежа, если:

• определение находится между числительным и существительным женского рода: В этом году нача­ли вещание четыре новые радиостанции.

• определение находится перед сочетанием «два (три, четыре) + существительное в р. п.»: 1. За эти четыре часа я успел сделать очень много. 2. Эти два распоряжения необходимо было срочно выполнить. 3. Эти три девушки привлекли мое внимание.

Исключение. Определения целый, полный, добрый (с количественно-временным значением) употребля­ются в форме родительного падежа: 1. Целых три не­дели отдыхал я в Крыму. 2. Добрых четыре часа при­шлось повозиться, чтобы настроить компьютер;

• определение (обычно распространенное) находит­ся после сочетания «два (три, четыре) + существитель­ное в р. п.»: 1. Четыре примера, заданные на дом, я ре­шил за пять минут. 2. Три стихотворения, написанные поэтом в этот период, посвящены друзьям.

Падеж приложений.

Обычно приложения согласуются в падеже с опре­деляемым словом: 1. Малыш с интересом наблюдал за красавцем петухом. 2. Первое упоминание о горо­де Минске относится к 1067 году.

Однако не согласуются с определяемым словом и постоянно употребляются в форме именительного па­дежа приложения:

а) пишущиеся в кавычках: 1. Учебник напечатан в издательстве «Просвещение». 2. В книге «Война и мир» описываются и события 1812 года;

б) астрономические названия: Ученые давно ищут признаки жизни на планете Марс. (Но: Ученые давно ищут признаки жизни на Марсе. В данном случае ас­трономическое название не является приложением.);

в) некоторые географические наименования, на­пример:

• составные названия городов, рек: 1. Мы подъез­жали к городу Марьина Горка. 2.0 реке Западный Буг впервые упоминается в летописях X—XI вв. (Но: 1. Мы подъезжали к Марьиной Горке. 2.0 Западном Буге впервые упоминается в летописях X—XI вв.);

• названия островов, полуостровов, пустынь, гор:1.Ты не бывал на острове Корсика? 2. Нам показа­ли фильм о пустыне Сахара. 3. Вид с вершины горы Эверест был изумительный! (Но: 1. Ты не бывал на Корсике? 2. Нам показали фильм о Сахаре. 3. Вид с вершины. Эвереста был изумительный!);

• названия озер, заливов, проливов, бухт: 1. В озе­ре Нарочь водятся угри. 2. Мы подплывали к проли­ву Югорский Шар. (Но: 1. В Нарочи водятся угри. 2. Мы подплывали к Югорскому Шару.);

• названия деревень, сел, поселков, число или род которых не совпадает с числом или родом слов «де­ревня», «село», «поселок»: 1.В деревне Брольники мы бываем часто. 2. За селом Осташа дорога повора­чивала направо. 3. В поселке Мир продолжается рес­таврация замка. (Но: 1. В Брольниках мы бываем часто. 2. За Осташой дорога поворачивала направо. 3. В Мире продолжается реставрация замка.);

• названия улиц, род которых не совпадает с ро­дом слова «улица»: Мы ехали по улице ГородскойВал. (Но: Мы ехали по Городскому Валу.);

иностранные административно-территориаль­ные названия: Мои знакомые теперь живут в штате Калифорния. (Но: Мои знакомые теперь живут в Калифорнии.)

В последнее время наметилась тенденция сохране­ния формы именительного падежа некоторых прило­жений, представляющих собой названия городов, де­ревень, рек и др., но не являющихся достаточно из­вестными либо заканчивающихся на -о: 1. В реке Воловка водится форель. 2. Упоминание о городе Гродно встречается уже в документах XII века.

3. Падеж прямого дополнения при глаголах с от­рицанием.

При глаголах с отрицанием прямое дополнение мо­жет употребляться в форме и винительного, и роди­тельного падежа: Молоко я не купил.— Молока я не купил.

Однако в ряде случаев рекомендуется форма либо родительного, либо винительного падежа. Например:

а) форма родительного падежа предпочтительна, если:

• при дополнении есть отрицательная частица «ни» либо союз «ни...ни»: 1.Он не знал ни одного пра­вила. 2. Мы не купили ни кефира, ни молока;

• дополнение имеет значение части предмета: По­чему ты не отрезал хлеба?;

• дополнение выражено абстрактным существи­тельным: Вы не проявили должного внимания к боль­ному;

б) форма винительного падежа предпочтительна, если:

• указывается на конкретный предмет: Я до сих пор не отремонтировал замок;

• дополнение выражено одушевленным существи­тельным либо именем собственным: 1. Внуки давно не видели дедушку. 2. Я не узнал Минск: город очень изменился;

• глагол находится в форме повелительного наклонения: Иван Петрович, не закрывайте, пожалуйста, окно;

• необходимо внести ясность при совпадении различных, но одинаково звучащих форм: Художник еще не закончил картину. (Слово «картины» могло бы восприниматься как форма множественного числа.);

• отрицание относится не к глаголу, а к другому слову: Ученик не очень хорошо выполнил задание.

Наши рекомендации