Координации подлежащего и сказуемого
Чаще всего грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого, возникают при неправильном выборе: 1) формы числа сказуемого при подлежащем, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества: Сто двадцать один депутат проголосовали за принятие этого закона. (Правильно: Сто двадцать один депутат проголосовал за принятие этого закона.); 2) формы числа сказуемого при однородных подлежащих: Природа, книги, деревенский мир формирует личность Татьяны. (Правильно: Природа, книги, деревенский мир формируютличность Татьяны).
Для предупреждения подобных ошибок необходимо учитывать следующее:
1. Форма числа сказуемого при подлежащем, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества.
Сказуемое обычно употребляется в форме единственного числа, если подлежащее выражено:
а) сложным существительным с первой частью «пол»: Прошло полгода;
б) сочетанием составного числительного, оканчивающегося на «один», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро;
в) сочетанием существительного со значением определенного количества (пара, двойка, сотня и т. п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг;
г) словом или сочетанием слов с предшествующими ограничительными частицами только, лишь, все го и др.: На лекции присутствовало только двадцать восемь студентов.
Сказуемое обычно употребляется в форме множественного числа, если:
а) при подлежащем находится согласованное определение в форме множественного числа: 1. Прошли долгие полгода. 2. Эти двадцать один день пролетели быстро;
б) в состав подлежащего входят числительные два, три, четыре: У подъезда стояли три машины.
В остальных случаях рекомендации, данные в специальной литературе, могут различаться, поскольку одни ученые учитывают в первую очередь грамматическую координацию (уподобление по форме числа: Большинство учащихся хорошо справилось с заданием), другие — смысловую координацию (связь по смыслу: Большинство учащихся хорошо справились с заданием), третьи считают правильными оба варианта, но проводят их дифференциацию с учетом одушевленности/неодушевленности существительных, активности/пассивности либо совместности/раздельности действия, порядка слов и др. (например, форма единственного числа сказуемого подчеркивает единство лиц (предметов), совместность, целостность их действия, форма множественного числа — отдельность лиц (предметов), самостоятельность, разрозненность их действий).
Однако в последнее время в литературной речи наметилась тенденция к смысловой координации главных членов, т. е. к постановке сказуемого в форме множественного числа, если подлежащее обозначает несколько или много производителей действия.
2. Форма числа сказуемого при однородных подлежащих.
При однородных подлежащих, находящихся в форме единственного числа, сказуемое ставится в форме единственного числа, если:
а) подлежащие связаны разделительными союзами и находятся после сказуемого: 1. Сегодня будет лекция или практическое занятие? 2. Каждую минуту к остановке подъезжалто троллейбус, то автобус.
Исключение: если подлежащие являются словами разного рода, сказуемое употребляется в форме множественного числа: Каждую минуту к остановке подъезжали то автобус, то маршрутное такси;
б) если подлежащие связаны противительным союзом а либо союзами не только... но и, не столько...сколькои под., имеющими оттенок противопоставления: 1. Не лечение, а отдых необходим ему. 2. Нужна не только копия диплома, но и сам диплом.
В остальных случаях предпочтительна либо необходима форма множественного числа сказуемого (смысловая координация):
1. То троллейбус, то автобус подъезжали каждую минуту к остановке. (Предпочтительна форма множественного числа.) Но: Не то троллейбус, не то автобус подъехал к остановке. (Действие совершают не два предмета, а один.)
2. Жажда действия, бесстрашие и решительность толкают Печорина на поиски опасных приключений. (Необходима форма множественного числа.)
3. Ребенок или родители должны отвечать на вопросы анкеты? (Необходима форма множественного числа. В подобных конструкциях с разделительным союзом ближе к сказуемому располагается то подлежащее, которое находится в форме множественного числа.) Но: 1. Заявление должен написать абитуриент, а не его родители. 2. Заявление должны написать родители, а не ребенок. (В конструкциях с противительным союзом форма числа сказуемого координируется с формой числа ближайшего подлежащего, которое должно обозначать утверждаемый, а не отрицаемый предмет.)
Имеются и иные точки зрения по данному вопросу, однако в современном русском литературном языке достаточно сильна тенденция к смысловой координации, то есть к употреблению при однородных подлежащих сказуемого в форме множественного числа.