Образец синтаксического разбора

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.

(Д. Писарев).

Слабый человек –именное словосочетание,вид связи – согласование.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое словосочетание?

2. Какова структура словосочетаний?

3. Назовите средства грамматической связи и вы­ражения отношений между словами в словосоче­тании.

4. Что такое сложное словосочетание?

5. Какие словосочетания называются: а) глаголь­ными; б) именными; в) наречными? К какой из дан­ных групп относятся словосочетания с главным сло­вом, выраженным причастием или деепричастием?

6. Приведите примеры словосочетаний, в которых бы главное слово было выражено прилагательным, а зависимое — существительным или местоимением.

7. Как определяется грамматическое значение сло­восочетаний?

8. Охарактеризуйте виды подчинительной связи слов в словосочетании.

9. В чем заключается специфика подчинительной связи в сочетаниях количественных и собирательных числительных, а также местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными?

10. Каков порядок синтаксического разбора слово­сочетания?

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,

ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ

НОРМ УПРАВЛЕНИЯ

Грамматические ошибки, обусловленные наруше­нием норм управления, чаще всего связаны с:

1) неправильным выбором падежной формы суще­ствительного либо местоимения в конструкциях с предлогами по, согласно, вопрекии др.: бродить по полях, по возвращению домой, согласно указа прези­дента, вопреки принятого решения и т. п. (правиль­но: бродить по полям, по возвращении домой, соглас­но указу президента, вопреки принятому решению);

2) неправильным выбором предлога: вернуться со школы, говорил об Яше, заверил о своей преданности и т. п. (правильно: вернуться из школы, говорил о Яше, заверил в своей преданности);

3) смешением конструкций со словами, близкими по значению или составу, но требующими разного управления: радуюсь жизнью, заведующий склада, свойственный для этой поры года и др. (правильно: радуюсь жизни — доволен жизнью; заведующий скла­дом — директор фирмы; свойственный этой поре го­да — характерный для этой поры, года);

4) нарушением норм управления в сочетаниях од­ного и того же слова с разными словами: требую вни­мание, бронзовый памятник А. Пушкина и др. (пра­вильно: требую внимания — требую книгу; бронзо­вый памятник А. Пушкину – памятник скульпто­ра С. Селиханова).

Для предупреждения подобных ошибок необходи­мо обращаться к соответствующим словарям и спра­вочникам, а также учитывать следующее:

1. Предлог по чаще всего употребляется со слова­ми, находящимися в форме дательного падежа: гу­лять по паркам, разъезжать по городам, тосковать по детям, стрелять по ним и т. п.

Однако если предлог поимеет значение 'после', су­ществительное употребляется в форме предложного падежа: по приезде домой, по возвращении из коман­дировки.

Рекомендуется употреблять в предложном падеже (с предлогом по) местоимения 1-го и 2-го лица мно­жественного числа в сочетании с глаголами, обозна­чающими чувства, и со словом «стрелять»: тоско­вать по нас, стрелять по вас.

2. Предлог в (с пространственным значением) со­относится с предлогом из, предлог на — с предлогом с (со). Поскольку в словосочетании пойду в школу
употребляется предлог в, то в словосочетании вернул­ся из школы необходим предлог из: поехал в дерев­ню — приехал из деревни, прибыл на Кавказ — вер­нулся с Кавказа.

3. Предлог о(с объектным значением) обычно упо­требляется со словами, начинающимися с согласно­го звука, предлог об — со словами, начинающимися с гласного звука: о доме, о Юле [й'у]; об институте, об армии. Исключения: обо всем (всех, всей), обо мне,
обо что.

Примечание. Предлог прохарактерен преимуществен­но для разговорного стиля речи (сравн.: говорить о дос­тижениях — говорить про достижения).

4. Некоторые предложно-падежные формы следу­ет запоминать либо проверять по соответствующим словарям и справочникам, например: гармонировать (с чем?) (не: чему?), дифференцировать (что?) (не: с чем?), неугодный ( кому?) (не: для кого?), очевид­ный (для кого?) (не: кому?) и др.

5. Предложно-падежные формы со словами, близ­кими по значению либо структуре, необходимо запо­минать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:



доволен (чем?) естественный, характерный (для чего?) заведующий, управляющий, командующий (чем?) заслужить (что?) идентичный (чему?) компенсировать (что?) наполнен (чем? ) обрадованный (чем?) огорченный (чем?) очевидец (чего?) плата (за что?) платить, уплатить (за что?) радоваться, удивляться (чему?) различать (что и что?) укорять (в чем? )   рад (чему?) свойственный (чему?) директор (чего?) заслуживать (чего?) одинаковый (с чем?) компенсация (за что?) полон (чего? ) обрадоваться (чему?) огорчаться (чему?) свидетель (чего? чему?) оплата (чего?) оплачивать, оплатить (что?) восхищаться, восторгаться (чем?) отличать (что от чего?) порицать (за что?)  

6. Предложно-падежные формы в сочетаниях од­ного и того же слова с разными словами следует запо­минать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:

ждать (что?) письмо (оттенок определенности) принадлежать (кому?) мне (находиться в собственности) согласиться (на что?) на работу (дать согласие)   удовлетворять (что?) запросы (выполнять)   удостоить (чего?) ордена (наградить за заслуги)   искать (что?) тропинку, попросить (что?) ручку, требовать (что?) книгу (конкретные существительные при данных глаголах обычно употребляются в форме винительного падежа)     ждать (чего?) писем (оттенок неопределенности) принадлежать (к чему?) к данной партии (входить в состав) согласиться (с чем?) с выводами (принять) удовлетворять (чему?) требованиям (соответствовать) удостоить (чем?) взглядом (в знак внимания) искать (чего?) забвения, попросить (чего?) прощения, требовать (чего?) почтения (абстрактные существитель­ные — обычно в форме роди­тельного падежа)  

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПОНЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Предложение — это минимальная единица сообще­ния, оформленная грамматически и интонационно, об­ладающая известной смысловой законченностью и вы­ражающая сообщение, побуждение или вопрос. Предложение является основной единицей синтаксиса.

При помощи предложений мы сообщаем, спрашиваем о чем-нибудь, выражаем свои мысли и чувства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

По цели высказываниявыделяются следующие виды предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Цель высказывания — сообщить информацию, и такие предложения называются повествовательными. Они содержат сообщение о каких-либо событиях, явлени­ях, фактах, утверждаемых или отрицаемых. Дождь стучал в окна всю ночь.

Если высказывание направлено на то, чтобы полу­чить от адресата речи словесный ответ, оно относит­ся к группе вопросов (цель высказывания — спро­сить). Такие предложения называются вопроситель­ными, в конце их ставится вопросительный знак: Хотите ехать ко мне сегодня же?

Вопросительным предложениям присуща особая вопросительная интонация. Средством выражения вопроса могут являться вопросительные слова — вопросительные местоимения, наречия и частицы: Что случилось, Миша? Вопросительные предложения могут содержатьриторический вопрос, т. е. такой вопрос, в котором подразумевается и ответ на него: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Побудительные предложения используются тогда, когда ожидаемой реакцией на высказывание являет­ся какое-то действие того, к кому обращена речь (цель высказывания — побудить к действию). В побуди­тельных предложениях содержатся просьба, приказ, совет, предложение и т. д.: Поедемте скорей в дерев­ню. Основная сфера использования побудительных предложений — прямая речь.

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные предложения имеют определен­ную эмоциональную окраску (могут выражать ра­дость, восхищение, возбуждение, гнев, удивление и т. д.) и произносятся с особой восклицательной инто­нацией, в конце таких предложений всегда стоит вос­клицательный знак: Ива, дерево русалок, не мешай мне на пути!

Невосклицательные предложения подобной эмоцио­нальной окраски не имеют: На левом берегу берёзы со­всем другие - высокие, чистые и богатые, оставляю­щие от прикосновения легкую известь белизны, стоя­щие просторно и весело, словно расставленные для ка­кой-то игры, по три-четыре вместе.

Восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения: повествовательные, побудительные, вопросительные: 1. И тут случилось чудо! 2. Тираны мира! Трепещите! 3. Неужели ты даже этого не можешь понять?!

Восклицательные предложения характерны для художественного, публицистического и разговорно­го стилей речи.

В каждом предложении есть грамматический центр — грамматическая основа, роль которой выполняют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Дождь топримолкал, то припускал опять, с новой силой принимаясь хлестать землю.

В зависимости отналичия главных членов предложения делятся на двусоставные, в которых представлены оба главных члена, и односо­ставные, в которых представлен только один главный член:. 1. Я прошел мимо белого дома с террасой и ме­зонином. 2. Пожалуй, не сыщешь ранней весной дерева наряднее ели – подростка.

В зависимостиот наличия второсте­пенных членовпредложенияделятся на нерас­пространенные и распространенные. Предложения, состоящие только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, в состав которых входят второ­степенные члены, называются распространенными.

В зависимости отналичия структур­но необходимых членов предложения делятся на полные и неполные: 1. Все окна отворены настежь. 2. Землю красит солнце, а человека – труд.

Поколичеству грамматических основпредложения делятся на простые и сложные.

Простые предложения содержат однуграмматиче­скую основу: подлежащее и сказуемое, или только сказуемое, или только подлежащее: 1. Тихо дремлет река. 2.До полдня грибы собирали. 3. Тихая ночь.

Сложные предложения содержат две и более грам­матические основы: Варвара Николаевна улыбалась приятно и ласково, и казалось, что в доме все улыбается.

Наши рекомендации