Образец синтаксического разбора
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
(Д. Писарев).
Слабый человек –именное словосочетание,вид связи – согласование.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое словосочетание?
2. Какова структура словосочетаний?
3. Назовите средства грамматической связи и выражения отношений между словами в словосочетании.
4. Что такое сложное словосочетание?
5. Какие словосочетания называются: а) глагольными; б) именными; в) наречными? К какой из данных групп относятся словосочетания с главным словом, выраженным причастием или деепричастием?
6. Приведите примеры словосочетаний, в которых бы главное слово было выражено прилагательным, а зависимое — существительным или местоимением.
7. Как определяется грамматическое значение словосочетаний?
8. Охарактеризуйте виды подчинительной связи слов в словосочетании.
9. В чем заключается специфика подчинительной связи в сочетаниях количественных и собирательных числительных, а также местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными?
10. Каков порядок синтаксического разбора словосочетания?
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ
НОРМ УПРАВЛЕНИЯ
Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм управления, чаще всего связаны с:
1) неправильным выбором падежной формы существительного либо местоимения в конструкциях с предлогами по, согласно, вопрекии др.: бродить по полях, по возвращению домой, согласно указа президента, вопреки принятого решения и т. п. (правильно: бродить по полям, по возвращении домой, согласно указу президента, вопреки принятому решению);
2) неправильным выбором предлога: вернуться со школы, говорил об Яше, заверил о своей преданности и т. п. (правильно: вернуться из школы, говорил о Яше, заверил в своей преданности);
3) смешением конструкций со словами, близкими по значению или составу, но требующими разного управления: радуюсь жизнью, заведующий склада, свойственный для этой поры года и др. (правильно: радуюсь жизни — доволен жизнью; заведующий складом — директор фирмы; свойственный этой поре года — характерный для этой поры, года);
4) нарушением норм управления в сочетаниях одного и того же слова с разными словами: требую внимание, бронзовый памятник А. Пушкина и др. (правильно: требую внимания — требую книгу; бронзовый памятник А. Пушкину – памятник скульптора С. Селиханова).
Для предупреждения подобных ошибок необходимо обращаться к соответствующим словарям и справочникам, а также учитывать следующее:
1. Предлог по чаще всего употребляется со словами, находящимися в форме дательного падежа: гулять по паркам, разъезжать по городам, тосковать по детям, стрелять по ним и т. п.
Однако если предлог поимеет значение 'после', существительное употребляется в форме предложного падежа: по приезде домой, по возвращении из командировки.
Рекомендуется употреблять в предложном падеже (с предлогом по) местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа в сочетании с глаголами, обозначающими чувства, и со словом «стрелять»: тосковать по нас, стрелять по вас.
2. Предлог в (с пространственным значением) соотносится с предлогом из, предлог на — с предлогом с (со). Поскольку в словосочетании пойду в школу
употребляется предлог в, то в словосочетании вернулся из школы необходим предлог из: поехал в деревню — приехал из деревни, прибыл на Кавказ — вернулся с Кавказа.
3. Предлог о(с объектным значением) обычно употребляется со словами, начинающимися с согласного звука, предлог об — со словами, начинающимися с гласного звука: о доме, о Юле [й'у]; об институте, об армии. Исключения: обо всем (всех, всей), обо мне,
обо что.
Примечание. Предлог прохарактерен преимущественно для разговорного стиля речи (сравн.: говорить о достижениях — говорить про достижения).
4. Некоторые предложно-падежные формы следует запоминать либо проверять по соответствующим словарям и справочникам, например: гармонировать (с чем?) (не: чему?), дифференцировать (что?) (не: с чем?), неугодный ( кому?) (не: для кого?), очевидный (для кого?) (не: кому?) и др.
5. Предложно-падежные формы со словами, близкими по значению либо структуре, необходимо запоминать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:
доволен (чем?) естественный, характерный (для чего?) заведующий, управляющий, командующий (чем?) заслужить (что?) идентичный (чему?) компенсировать (что?) наполнен (чем? ) обрадованный (чем?) огорченный (чем?) очевидец (чего?) плата (за что?) платить, уплатить (за что?) радоваться, удивляться (чему?) различать (что и что?) укорять (в чем? ) | рад (чему?) свойственный (чему?) директор (чего?) заслуживать (чего?) одинаковый (с чем?) компенсация (за что?) полон (чего? ) обрадоваться (чему?) огорчаться (чему?) свидетель (чего? чему?) оплата (чего?) оплачивать, оплатить (что?) восхищаться, восторгаться (чем?) отличать (что от чего?) порицать (за что?) |
6. Предложно-падежные формы в сочетаниях одного и того же слова с разными словами следует запоминать или проверять по специальным словарям и справочникам. Например:
ждать (что?) письмо (оттенок определенности) принадлежать (кому?) мне (находиться в собственности) согласиться (на что?) на работу (дать согласие) удовлетворять (что?) запросы (выполнять) удостоить (чего?) ордена (наградить за заслуги) искать (что?) тропинку, попросить (что?) ручку, требовать (что?) книгу (конкретные существительные при данных глаголах обычно употребляются в форме винительного падежа) | ждать (чего?) писем (оттенок неопределенности) принадлежать (к чему?) к данной партии (входить в состав) согласиться (с чем?) с выводами (принять) удовлетворять (чему?) требованиям (соответствовать) удостоить (чем?) взглядом (в знак внимания) искать (чего?) забвения, попросить (чего?) прощения, требовать (чего?) почтения (абстрактные существительные — обычно в форме родительного падежа) |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОНЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Предложение — это минимальная единица сообщения, оформленная грамматически и интонационно, обладающая известной смысловой законченностью и выражающая сообщение, побуждение или вопрос. Предложение является основной единицей синтаксиса.
При помощи предложений мы сообщаем, спрашиваем о чем-нибудь, выражаем свои мысли и чувства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказываниявыделяются следующие виды предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Цель высказывания — сообщить информацию, и такие предложения называются повествовательными. Они содержат сообщение о каких-либо событиях, явлениях, фактах, утверждаемых или отрицаемых. Дождь стучал в окна всю ночь.
Если высказывание направлено на то, чтобы получить от адресата речи словесный ответ, оно относится к группе вопросов (цель высказывания — спросить). Такие предложения называются вопросительными, в конце их ставится вопросительный знак: Хотите ехать ко мне сегодня же?
Вопросительным предложениям присуща особая вопросительная интонация. Средством выражения вопроса могут являться вопросительные слова — вопросительные местоимения, наречия и частицы: Что случилось, Миша? Вопросительные предложения могут содержатьриторический вопрос, т. е. такой вопрос, в котором подразумевается и ответ на него: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?
Побудительные предложения используются тогда, когда ожидаемой реакцией на высказывание является какое-то действие того, к кому обращена речь (цель высказывания — побудить к действию). В побудительных предложениях содержатся просьба, приказ, совет, предложение и т. д.: Поедемте скорей в деревню. Основная сфера использования побудительных предложений — прямая речь.
По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательные предложения имеют определенную эмоциональную окраску (могут выражать радость, восхищение, возбуждение, гнев, удивление и т. д.) и произносятся с особой восклицательной интонацией, в конце таких предложений всегда стоит восклицательный знак: Ива, дерево русалок, не мешай мне на пути!
Невосклицательные предложения подобной эмоциональной окраски не имеют: На левом берегу берёзы совсем другие - высокие, чистые и богатые, оставляющие от прикосновения легкую известь белизны, стоящие просторно и весело, словно расставленные для какой-то игры, по три-четыре вместе.
Восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения: повествовательные, побудительные, вопросительные: 1. И тут случилось чудо! 2. Тираны мира! Трепещите! 3. Неужели ты даже этого не можешь понять?!
Восклицательные предложения характерны для художественного, публицистического и разговорного стилей речи.
В каждом предложении есть грамматический центр — грамматическая основа, роль которой выполняют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Дождь топримолкал, то припускал опять, с новой силой принимаясь хлестать землю.
В зависимости отналичия главных членов предложения делятся на двусоставные, в которых представлены оба главных члена, и односоставные, в которых представлен только один главный член:. 1. Я прошел мимо белого дома с террасой и мезонином. 2. Пожалуй, не сыщешь ранней весной дерева наряднее ели – подростка.
В зависимостиот наличия второстепенных членовпредложенияделятся на нераспространенные и распространенные. Предложения, состоящие только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, в состав которых входят второстепенные члены, называются распространенными.
В зависимости отналичия структурно необходимых членов предложения делятся на полные и неполные: 1. Все окна отворены настежь. 2. Землю красит солнце, а человека – труд.
Поколичеству грамматических основпредложения делятся на простые и сложные.
Простые предложения содержат однуграмматическую основу: подлежащее и сказуемое, или только сказуемое, или только подлежащее: 1. Тихо дремлет река. 2.До полдня грибы собирали. 3. Тихая ночь.
Сложные предложения содержат две и более грамматические основы: Варвара Николаевна улыбалась приятно и ласково, и казалось, что в доме все улыбается.