Некоторые акцентологические нормы

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

1. У ряда существительных женского рода 1 скло­нения с ударением на окончании ударение в вини­тельном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова–голову, вода–воду, борода–бороду, земля– землю и др.

2. В кратких прилагательных женского рода уда­рение переходит на окончание, если:

1) слово состоит из односложного корня и окон­чания: милая–мила, белая – бела;

2) односложная основа оканчивается на -н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бледная— бледна, светлая — светла, крепкая — крепка;

3) двусложная основа не имеет суффикса: высокая — высока, весёлая — весела.

В остальных кратких прилагательных ударение обычно падает на тот же слог, что и в полных: изыс­канная— изысканна, красивая — красива.

3. Во многих глаголах прошедшего времени в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударение падает на основу, а в женском роде – на окончание: начал, начало, начали — начала; брал, брало, брали — брала.

4. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -нуть, -ать,-ять, имеют ударение на первом слоге: поднять– поднятый, согнуть–согнутый, вспахать–вспа­ханный, отнять— отнятый.

5. Односложные предлоги на, за, под, по, из, бези другие в сочетании с существительными, имеющи­ми ударение на первом слоге, могут принимать уда­рение на себя: за руку, под ноги, по морю, из лесу, без вести.

6. В случае затруднений при постановке ударения необходимо обращаться к словарю ударений либо к ор­фоэпическому, орфографическому и другим словарям.

НЕКОТОРЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ

1. Гласные под ударением произносятся отчетли­во: бор — [бор], сад — [сат].

2. В безударном положении некоторые гласные зву­ки утрачивают отчетливое звучание, т. е. происходит редукция гласных, которой сильнее всего подвергают­ся звуки, обозначенные буквами о, а, е, я.

В первом предударном слоге:

• после твердых согласных на месте букв о, а про­износится звук [ă] (рот раскрыт не так широко, как при ударном [а]): парик – [пă]рик, наган —[нă]ган; этот же звук произносится и в абсолютном начале слова: определить –[ă]пределитъ, акцен­тировать –[ă]кцентироватъ;

• после мягких согласных на месте букв а, я, епроизносится звук [иэ] – средний между [и] и [э]: песок –[п'иэ]сок, часы –[ч'иэ]сы, сняла – с[н'иэ]ла;

• после ж, ш, ц на месте буквы е произносится звук [ыэ] — средний между [ы] и [э]: желтеть – [жыэ]лтеть, шестёрка –[шыэ]стёрка, цепочка –[цыэ]почка.

В остальных предударных слогах:

• после твердых согласных на месте букв о, а, епроизносится звук [ъ] — средний между [ы] и [а]: по­лотно — [пълăтно];

• после мягких согласных на месте букв а, я, епроизносится звук [ь] — средний между [и] и [э], но произносящийся менее отчетливо, чем [иэ]: земляни­ка – [з'ьмл'иэн'икъ], чародей –[ч'ьрăд'эй], тяже­ло –[т'ьжыэло].

В заударных слогах:

• после твердых согласных на месте букв а, о, епроизносится звук [ъ]: книжка –[кн'ишкъ], быс­тро – [быстръ], хуже –[хужъ];

• после мягких согласных на месте букв а, я, епроизносится [ь]: вынес –[вын'ьс], память – [пам'ьт'], участь – [уч'ьс'т'] (в безударных окон­чаниях после мягких согласных на месте букв а, я произносится [ъ]: туча – [тучъ], песня –[п'эс'н'ъ]).

3. В некоторых словах иноязычного происхож­дения на месте буквы о в безударном положениипроизносится звук [о]: радио — ради[о], какао —кака[о], хаос — ха[о]с, адажио — адажи[о], трио — три[о] и др.

4. На месте буквы и в начале слова при тесном слиянии в произношении данного слова с предыду­щим, оканчивающимся на твердый согласный, произносится [ы]: кот и лиса — [кот-ы-л'иса],к игре — [к-ыгр'э].

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

1. Парные звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются: бутерброд – бутербро[т], поезд –пое[ст], ложка — ло[ш]ка. Пар­ные глухие согласные перед парными звонкими (кроме в) озвончаются: молотьба — моло[д' ]ба, отгадать – о[д]гадатъ.

2. Некоторые твердые согласные могут смягчать­ся в положении перед мягкими согласными. Чаще всего это происходит внутри корня, а также на сты­ке корня и суффикса, например:

а) согласные [з], [с], [н] перед мягкими [т'], [д'], [н'], [л'], [с'], [з'] обычно смягчаются: бантик – ба[н'т']ик, песня – пе[с'н']я, здешний – [з'д']ешний, стелется – [с'т']елется, пенсия — пе[н'с']ия, рецензия — реце[н'з']ия;

б) согласный [н] смягчается и перед [ч'], [ш']: пончик — по[н'ч']ик, женщина — же[н'

некоторые акцентологические нормы - student2.ru ']ина;

в) перед [ j ] согласные (кроме тех, которые не име­ют пары по мягкости) произносятся мягко: бьётся – [б'jо]тся, листья — лис[т'jъ]; однако конечные [д], [т], [б] в приставках перед [j] не смягчаются: подъехать — по[дjэ]хать, объезд — о[бjэ]зд, отъезд – о[тjэ]зд.

3. Перед буквой е во многих заимствованных сло­вах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна — ан[тэ]нна, модель — мо[дэ]ль, шимпанзе — шимпан[зэ], шоссе — шо[сэ], турне — тур[нэ], пюре — пю[рэ].

4. В окончаниях -ого, -его родительного падежа прилагательных, причастий и местоимений мужско­го и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго — добро[въ], синего, — сине[въ], бегущего — бегуще[въ], того — то[во].

Наши рекомендации