Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрени
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Личностными результатамиизучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
Класс
Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Основные предметные результаты
Класс
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
— Выделять части суток и определять порядок дней недели.
Требования к умениям учащихся 1 уровень (достаточный) при организующей и активизируюшей помощи
· Различать, соотносить и называть основные цвета: оранжевый, фиолетовый. Уметь классифицировать и группировать предметы по этому признаку.
· Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.
· Уметь сравнивать предметы по одному из признаков.
· Уметь сопоставлять два предмета по контрастным величинам, упорядочивать два, три предмета ( наложением, приложением « на глаз»).
· Ориентироваться по схеме тела на листе бумаги.
· Выделять части суток, дни: вчера, сегодня, завтра, определять порядок дней недели.
· Выполнять действия и движения по показу и инструкции взрослого.
· Уметь выполнять правильный, длительный выдох, расслаблять мышцы кисти и пальцев рук, автономные движения, стимулирующие упражнения при организующей помощи после словесной инструкции.
· Пользоваться письменными принадлежностями.
Требования к умениям учащихся 2 уровень (минимальный) при разнообразных видах помощи (организующей, активизируюшей и контролирующей)
· Различать, соотносить основные цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый. Называть основные цвета.
· Узнавать, показывать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб.. Называть при контролирующей помощи круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
· Сравнивать предметы по наиболее выраженным, характерным величинам ( наложением, приложением « на глаз»). Давать ответы на вопросы «где самый короткий ?».
· Сравнивать предметы по одному из признаков.
· Ориентироваться в схеме тела по маркеру, после организующей помощи.
· Иметь представления о сутках, днях недели .
· Уметь воспроизводить дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, стимулирующие упражнения после показа и по инструкции ( простые упражнения и движения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование дополнительный 1 класс.
№ | Название раздела | Кол. час | Основные виды деятельности учеников |
I | 1 четверть Диагностика | 4ч | Отвечают на вопросы, выполняют диагностические задания |
II | Сенсорное развитие: -Восприятие цвета | 6ч | -сопоставляют, различают основные цвета; -выделяют изученный цвет в окружающих предметах; - чередуют цветные элементы - называют словом цвета; -отвечают на поставленные вопросы; -используют в речи названия основных цветов |
III | Психомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -отработка правильного дыхания - стимулирующие упражнения -приёмы релаксации -мышечные зажимы Всего 18ч | 8ч | -выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу -расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по покаэу -выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног -воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр. - используют в речи понятия напряжение, расслабление - проявляют внимание к речи учителя |
I | 2 четверть Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел | 7ч | -обследуют фигуры и тела -изготавливают из ниток, спичек, проволоки -соотносят, сравнивают, называют, группируют фигуры называют словом изученные названия геом. Фигур и тел - отвечают на поставленные вопросы; |
II | Психомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -развитие мелкой моторики -равновесие -ригидные телесные установки Всего 14ч | 7ч 2,5 3,5 | -выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..) -упр. «заземление» на двух ногах с различным положением рук, ходьба по коридору (40 см), упр. на развязку синкинезий -понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела |
I | 3 четверть Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел. - Восприятие величин | 8,5ч 1,5 | -Составляют геометрические рисунки по инструкции. -сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине называют словом изученные названия величин при сравнении 2 предметов -понимают и выполняют инструкцию, |
II | Психомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -ритм -зрительное восприятие -слуховое восприятие -тактильная чувствительность -обоняние -вкусовые ощущения Всего 18ч | 9,5ч 1,5 1,5 1,5 | -воспроизводят внешний ритм по зрительному восприятию и схемам - Обследуют предметы из 2-3 деталей по инструкции. -различают неречевой слух, звуки окружающей действительности. -проговаривают простой ритмический рисунок -находят звуки и звукосочетания в словах -называют простые характеристики поверхности предметов, характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно) |
I | 4 четверть Сенсорное развитие: -Пространственная ориентация. -Временные представления. | 14,5ч 11,5 | -ориентируются в схеме тела с опорой на маркер и на листе бумаги. -сравнивают глубину, расстояние -конструируют изображения из фигур по схемам. - выполняют задания на восприятие времени суток, их последовательности ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов -называют словом изученные пространственные и временные понятия -вступают в игру, беседу, отвечают на вопросы |
II | Психомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: (закрепление) Всего 18ч За год 66 ч. | 1,5ч | - Двигаются в разных зонах пространства -Конструируют предметы из 2-3 частей. -понимают и выполняют инструкцию, |
Тематическое планирование 1 класс.
№ | Название раздела | Кол. час | Основные виды деятельности учеников |
I | 1 четверть Диагностика | 4ч | Отвечают на вопросы, выполняют диагностические задания |
II | Сенсорное развитие: -Восприятие цве та | 6,5ч | -сопоставляют, различают основные цвета, зелёный, оранжевый, фиолетовый; -выделяют изученный цвет в окружающих предметах, сравнивают, классифицируют; - чередуют цветные элементы - называют словом изученные цвета; -отвечают на поставленные вопросы; -используют в речи названия изученных цветов |
III | Психомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -отработка правильного дыхания - стимулирующие упражнения -приёмы релаксации -мышечные зажимы Всего18ч | 7,5ч 1,5 | -выполняют дыхательные упр. через нос и рот с пропевкой звуков и слогов, стимулирующие упр. по показу и инструкции -расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по покаэу и инструкции -выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног по покаэу и инструкции воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр. - используют в речи понятия напряжение, расслабление, называют ощущения от собственного тела - проявляют внимание к речи педагога |
I | 2 четверть Сенсорное развитие: -Восприятие геометрических фигур и тел | 6ч | -обследуют, определяют на ощупь фигуры и тела -составляют геометрический орнамент -соотносят, сравнивают, называют, группируют, классифицируют фигуры, узнают в предметах - называют словом изученные фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и тела их свойства, строят словосочетания -понимают и выполняют инструкцию, -- отвечают на поставленные вопросы; -вступают в беседу |
II | Психомоторное развитие: I УРОВЕНЬ Активизации и энергоснабжения психических процессов: -равновесие -ригидные телесные установки II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -ритм -тактильная чувствительность всего14ч | 8ч 1,5 1,5 | -выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..) -упр. «заземление» на двух и одной ноге с различным положением рук, упр.на развязку синкинезий по показу с дальнейшим автоматизированием --воспроизводят внешний ритм по показу, зрительным схемам, внешнему контролю -определяют на ощупь плоскостные фигуры -понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела -проговаривают простой ритмический рисунок -называют простые характеристики поверхности предметов |
I | 3 четверть Сенсорное развитие: . Восприятие величин -Пространственная ориентация. | 13ч | -Сопоставляют предметы по величинам -Ориентируются в схеме – тела , дифференцируют правую, левую руки и ноги. -определяют расположение предметов в пространстве -Ориентируются в линейном ряду, - обозначают словом изученные характеристики величин при их сопоставлении --ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов -называют словом изученные пространственные понятия |
II | Психомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -зрительное восприятие -слуховое восприятие -обоняние -вкусовые ощущения -восприятие поз и движений Всего 18ч | 5ч 1,5 0,5 | - Обследуют предметы по инструкции, дифференцируют зрительное восприятие 2 предметов -различают неречевой слух, звуки окружающей среды и муз. Звуки, фонемы. -сопоставляют запахи (приятные, неприятные), вкусы (кислый – сладкий, горький - солёный). - Выполняют упражнения для частей тела по заданию находят звуки и звукосочетания в словах -называют характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно) -воспринимают инструкцию на слух |
I | 4 четверть Сенсорное развитие: -Пространственная ориентация. -Временные представления. | 5,5ч 4,5 | -Составляют целое из частей. Конструируют простые составные картинки -выполняют задания на понятия части суток, дни недели, времена года, устанавливают последовательность. - принимают участие в простых играх на нахождение общего и различного описания --называют словом изученные пространственные и временные понятия |
II | Психомоторное развитие: II УРОВЕНЬ Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством: -динамическая организация -сенсомоторные взаимодействия III уровень Произвольной регуляции: -координация и ловкость -правила игры и роли. Всего 16ч За год 66 ч. | 10,5ч 2,5 | -выполняют графические упражнения из 2-х повторяющихся элементов. - выполняют упр. с одновременными движениями одноименных руки и ноги по показу и инструкции, игры с правилами и ролями. понимают и выполняют инструкцию -слышат обращенную речь -понимают правила игры |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ