Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие.
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях.
- Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях.
- Содействие развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умению сравнивать и обобщать.
- Развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).
- Научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.).
Последнее требует от ребёнка целой программы действий, направленных на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, сложной мыслительной и творческой деятельности.
Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью.
Развитие психомоторики идёт по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно - временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.
Первый уровень направлен на активизацию и энергоснабжение психических процессов (подкорковых образований головного мозга).
Задачи первого уровня:
· Обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения энергетического потенциала.
· Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов.
· Развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела.
· Развитие мелкой моторики, координации движений.
· “Развязка” синкинезий, автоматизация отдельных движений.
Второй уровень - уровень владения телом и пространством, подразумевает тонкий анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности.
Задачи второго уровня:
· Развитие чувства ритма.
· Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к разной информации (зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной), память внимания.
· Формирование пространственных представлений (относительно своего тела, относительно другого предмета, ориентация на месте).
· Переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений, составляющих единую “кинетическую мелодию”, переход от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), и в дальнейшем, к созданию и “разворачиванию”, учащихся собственных серийных программ.
· Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями.
· Развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий.
· Развитие ловкости.
· Развитие внимания
Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.
Задачи третьего уровня:
· Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли способности к совместному решению задач.
· Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга.
· Развитие произвольного внимания и памяти.
Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для успешного обучения.
Общая характеристика курса.
При составлении программы были использованы материалы:
-Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.(12)
-Комплексная методика психомоторной практики. А. В. Семенович, Воробьёва Е.А.(7)
В программе четко просматриваются два основных направления работы: 1.Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.),
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от доп.1 к 4 классу. На каждом занятии осуществляется тесная работа по двум блокам: сенсорике и психомоторике. В зависимости от задач занятия на каждый блок отводится различное количество времени.
В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Программа подразумевает поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений 1, 2 и 3 уровней. Однако время применения тех или иных методов будет выигрываться в зависимости от исходного статуса ребёнка.
Эффективность работы будет зависеть, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. Главная задача педагога-психолога на данном этапе работы — полноценное обследование учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности.
Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1 уровня с постепенным переходом к следующему, но и обойтись без привлечения групповых и игровых факторов 3-го уровня. В идеале на каждом занятии должны присутствовать в разной степени методы различных уровней в зависимости от задач занятия.
Предлагаемая программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование у него психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.
Занятия по сенсорному и психомоторному развитию эффективны для воспитания положительных качеств личности. Работая в группе, выполняя парные и групповые задания и упражнения, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учащиеся вежливо обращаются друг с другом, развивается терпение, усидчивость, произвольность действий.