Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Ритмика»
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1дополнительный класс)
· Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
· Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
· Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)
· Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
· Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
· Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1дополнительный класс)
Минимальный уровень:
· уметь слушать музыку;
· выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
· активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
Достаточный уровень:
· уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
· уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
· выполнять плясовые движения по показу учителя;
- организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)
Минимальный уровень:
· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
· ходить свободным естественным шагом;
· выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
· ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
· ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
· выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»(1д класс)
Раздел 1.Упражнения на ориентировку в пространстве.
1.1. Правильное исходное положение.
1.2. Ходьба и бег по ориентирам.
1.3. Построение и перестроение.
1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2.Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3.Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1. Упражнения для кистей рук.
3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах.
Раздел 4.Музыкальные игры.
4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
4.3. Музыкальные игры с предметами.
4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.
Раздел 5.Танцевальные упражнения.
5.1. Знакомство с танцевальными движениями.
Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»(1 класс)
Раздел 1.Упражнения на ориентировку в пространстве.
1.1. Правильное исходное положение.
1.2. Ходьба и бег по ориентирам.
1.3. Построение и перестроение.
1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2.Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3.Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1. Упражнения для кистей рук.
3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах.
Раздел 4.Музыкальные игры.
4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
4.3. Музыкальные игры с предметами.
4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.
Раздел 5.Танцевальные упражнения.
5.1. Знакомство с танцевальными движениями.
5.2. Разучивание детских танцев.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1д класс)
(33 ч в год, 1 ч в неделю)
№ п/п | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве. | Занимает правильное исходное положение по словесной инструкции и по показу учителя. Выполняет ходьбу и бег по заданным ориентирам. Выстраивается в круг взявшись за руки. Выполняет движения вперед (в круг), назад (из круга). | ||
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения. | Выполняет несложные движения руками и ногами. Выполняет наклоны туловища (вперед-назад),и повороты головы (влево - вправо) по показу учителя. Выполняет упражнения с предметами (мяч среднего диаметра, платочки). | ||
Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | Различает и называет детские музыкальные инструменты (ложки, барабан); Отстукивает простые ритмические рисунки на барабане и ложках. Подыгрывает на детских музыкальных инструментах. | ||
Раздел 4. Музыкальные игры. | Выполняет движения в соответствии с различным характером музыки (весело – грустно), динамикой (тихо – громко), регистром (высоко – низко). Выполняет имитационные упражнения и игры, игры на подражание конкретных образов (заяц прыгает, птица летит, лиса крадется…). | ||
Раздел 5. Танцевальные упражнения. | Начинает и заканчивает движения в соответствии со звучанием музыки. Выполняет простые танцевальные движения по показу и по словесной инструкции учителя (бодрый, спокойный, топающий шаг; бег легкий, на полупальцах; подпрыгивание на двух ногах). |
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Ритмика» (1 класс)
(33 ч в год, 1 ч в неделю)
№ п/п | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел1.Упражнения на ориентировку в пространстве. | Занимает правильное исходное положение по словесной инструкции. Выполняет ходьбу и бег: с высоким подниманием колен. Выполняет перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентируется в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Двигается по залу в разных направлениях, не мешая друг другу. | ||
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения. | Выполняет наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Выполняет упражнения на движение рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Выполняет наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Выставлять правую и левую ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. | ||
Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | Выполняет поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Выполнять простые упражнения на детских музыкальных инструментах. | ||
Раздел 4. Музыкальные игры. | Различает характер музыки. Передает притопами, хлопками и другими движениями резке акценты в музыке. Выразительно и эмоционально передает в движениях игровые образы (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). Исполняет игры с пением и речевым сопровождением. | ||
Раздел 5. Танцевальные упражнения. | Выполняет элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком) по показу и по словесной инструкции учителя. Исполняет притопы одной ногой и поочередно, выставляет ноги с носка на пятку. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическая и справочная литература:
· Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург
· И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
· М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.
· Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».
· Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М.
· Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.
· Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М.
· Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание.
· Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение
· Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в
развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М. Издательский центр «Академия»
· учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);
· демонстрационный комплект: музыкальные инструменты;
· дидактический раздаточный материал;
· наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы.
Аудио и видео материалы
· информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
· мультимедийные энциклопедии;
· аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
· видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
· видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
· видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
· видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения
· компьютер;
· мультимедийный проектор;
· экран;
· принтер;
· музыкальный центр;
· DVD.
Учебно-практическое оборудование:
· аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
· музыкальный инструмент: цифровое пианино.
· комплект элементарных музыкальных инструментов:
бубен;
бубенцы;
колокольчики;
кастаньеты;
ритмические палочки;
ручной барабан;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки);
маракас;
металлофон;
погремушки;
треугольник;
· театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, коврики, платочки, флажки и пр.).
«ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА)
1дополнительный класс
Минимальный уровень:
· уметь слушать музыку;
· выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
· активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
Достаточный уровень:
· уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
· уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
· выполнять плясовые движения по показу учителя;
- организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.
1 класс
Минимальный уровень:
· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
· ходить свободным естественным шагом;
· выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
· ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
· ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
· выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.