Коррекционная направленность операционно-исполнительной стороны ручного труда.
Каждое практическое умение имеет свою специфику формирования. Так, например, умение вырезать из бумаги у детей с интеллектуальным недоразвитием формируется посредством группы технических приемов (разрез по короткой, длинной и кривой линии) и способов (симметричное вырезание, тиражирование) вырезания, влияющие на коррекцию зрительно-двигательной координации, ритмичности движений.
Умение складывать из бумаги разнообразных фигурок формируется в процессе отработки технических приемов сгибания бумаги, соответствующих этой деятельности, что положительно повлияет как на коррекцию зрительно-двигательной координации, так и на развитие пространственных представлений и пространственной ориентировки.
Лепные работы предполагают формирование приемов: разминание пластилина, отщипывание кусочков пластилина, размазывание пластилина по картону, раскатывание пластилина столбиками (колбасками, жгутиками), скатывание шара из пластилина, раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика (конус), вытягивание боковины шара (конус), сплющивание шара, прищипывание пластилина, примазывание пластилина). В процессе выполнения этих приемов у детей развиваются умения регулировать мышечное усилие при сжимании пластилина, дифференцировать движения рук и пальцев, осуществлять движения рук в заданном направлении (на себя от себя, по кругу).
Сматывание ниток на картонку, в клубок дает положительный коррекционный эффект в развитии пространственной ориентировки, ритмичности и плавности движений и осуществлении их в заданном направлении, регуляции мышечного усилия.
Большими коррекционными возможностями в формировании умения клеить обладает бумажная мозаика, привлекающая умственно отсталых детей своим процессом выполнения, от которого они получают удовольствие.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология». На его изучение в дополнительном первом классе отводится 66 часов, по два часа в неделю.
При разработке учителем рабочей программы предлагается за основу взять данное в программе примерное тематическое планирование, в котором расставляется реальное количество часов на каждый вид работы.
Содержание учебного предмета взаимосвязано с содержанием учебных предметов других предметных областей:
· с изобразительным искусством - композиционное расположение изображения на плоскости, название цветов материалов, предметов, подбор гармоничного сочетания цветов, украшение изделий, выполнение графических упражнений для подготовки рук к работе ножницами и др.
· с речевой практикой - выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях, восприятие стихов, сказок; ответы на вопросы учителя, соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению);
· с математикой - определение свойств предметов: цвет, форма, размер (величина), назначение; сравнение предметов по размеру; работа с геометрическим материалом: треугольник, квадрат прямоугольник, круг овал; шар; положение предметов в пространстве, на плоскости;
· с миром природы и человека - сезонные изменения, узнавание и называние объектов живой и неживой природы.
Это обеспечивает лучшее усвоение учебного материала, коррекционную направленность трудового обучения и прочную связь уроков ручного труда с другими учебными дисциплинами.
Планируемые результаты
Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.
Личностные результатыосвоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; осознание своих достижений в области трудовой деятельности; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Программа «Технология. Ручной труд»в первом классеопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью дополнительного первого класса, включающий следующие знания и умения:
К концу дополнительного первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов (пластилин, бумага, нитки), правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия технологических операций, необходимых для обработки материалов (разметка по шаблону; выделение детали из заготовки – разрывание, обрывание, резание; формообразование – сгибание, сминание, скатывание, плетение, соединение в пучок; сборка изделия - склеивание, примазывание; отделка изделия - аппликация); названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; с помощью учителя анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; с помощью учителя определять способы соединения деталей; выполнять изделие по инструкции, чередующейся показом; владеть некоторыми элементарными технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов, предусмотренных программой (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками); сопоставлять свое изделие с образцом с помощью учителя (похоже на образец).
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся дополнительного первого класса.
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
уметь: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради с помощью учителя; составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы с помощью учителя и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы с помощью учителя; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Технология. Ручной труд» в дополнительном первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).
Обучение ручному труду в дополнительном первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
Систематическому обучению ручному труду предшествует адаптационный период, включающий в себя диагностирование знаний и умений в области ручного труда и формирование представлений об окружающем природном мире и особенностях уроков труда в школе.
«Адаптационный период»