Организационно-методическая продукция
Издания этого вида методической продукции разъясняют цели и порядок действия учителя, методику организации, проведения мероприятия, акции, процесса, представляют возможные методические приемы и технологии.
Инструктивно-методическое письмо
Включает указания и разъяснения, вытекающие из какого-либо нормативного документа, как правило, направленного из вышестоящих организаций. В письме определяется функции и круг деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов. Такое письмо должно более полно раскрывать содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.
Схема инструктивно-методического письма может быть такой:
· название, адресат;
· вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость данного вопроса (приводятся отправные нормативные документы, анализ сложившейся ситуации, обстановки; выводы);
· изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения). Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (план-алгоритм действий; перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.);
· заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;
· автор.
Методическая инструкция
Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется для использования вновь созданного учебного пособия.
Примерная схема составления методической инструкции:
· название;
· кем разработано;
· целевая аудитория (для кого предназначено);
· цели и задачи предлагаемого пособия;
· структура пособия;
· сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться;
· условия и порядок пользования пособием.
Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.
Методическая памятка
Очень похожа на методическую инструкцию, но гораздо меньше объемом. Памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Как правило, памятка имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала дается предельно лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Методическая записка
Это вспомогательный методический продукт, который помещают в начале сборника материалов, пособия. Методическая записка дает пояснения к последующим методическим материалам, изложенным сжато (планам, графикам, таблицам). Обычно в записке даются ответы на следующие вопросы:
· решению каких задач способствует данная методическая работа;
· кому адресована;
· на основании каких документов, фактов составлена работа;
· какова система изложения последующего материала.
Методические рекомендации
Это основной вид методической продукции. По своей сути все остальные виды, так или иначе, содержат в себе методические рекомендации. Однако очень часто данный вид представлен самостоятельно.
Методические рекомендации создаются в образовательном учреждении для оказания методической помощи коллективу, педагогу. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий, выработанных на основе положительного педагогического опыта.
Рекомендации всегда имеют точный адрес и, в связи с этим, терминология, стиль и объем методической рекомендации строго регламентируется.
Вариант схемы методических рекомендаций:
· автор работы, год написания, рецензия;
· вступительная часть:
o обоснование актуальности, необходимости данных рекомендаций;
o краткий анализ положения дел в системе образования по данному вопросу, проблема;
o указание адресата рекомендаций;
o разъяснение, какую помощь призвана оказать данная работа;
· изложение главного тезиса:
o рекомендуемые действия по решению проблемы, поставленной во вступительной части;
o общее описание методики организации деятельности (как это сделать?);
o описание конкретных способов, приемов, форм и методов работы.
· методические рекомендации по организационным вопросам, сопровождающим описанную выше методику (распределение функций, подготовка к осуществлению методики, организация пространства и расчет времени и т. д.);
· описание возможных результатов рекомендованной методики;
· список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной литературы.
· приложения (конкретные материалы, конспекты занятий, сценарии мероприятий).
Не общеупотребительные термины в рекомендациях желательно растолковывать, давая четкие, ясные определения. Объем методических рекомендаций прямо зависит от материала, который является их источником. Так методические рекомендации к уроку вряд ли стоит делать более 10 страниц. А методические рекомендации к учебному пособию нуждаются в гораздо большем объеме.
Однако самым важным в методических рекомендациях является их стиль. Автор рекомендаций должен остаться на грани между чистой практикой (простым пересказом конспекта, последовательности действий) и педагогической наукой. Каждое действие, описанное в рекомендациях должно получить обоснование. Например, в методических рекомендациях к уроку учитель должен увидеть как общую картину педагогического процесса и место в этом процессе конкретного урока, так и мельчайшие детали своих и ученических действий. Именно поэтому методические рекомендации часто пишутся от целого к частностям.
Авторская программа
Авторская программа — это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.
Авторская программа должна:
· соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся;
· удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании;
· сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами;
· быть оптимальной по объему (соответствовать отведенному времени на изучение данного материала);
· соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их психического развития;
· содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
· включать надпредметное содержание — развивать универсальные общеучебные навыки;
· быть согласованной с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними;
· учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ;
· соответствовать учебно-методическому обеспечению;
· иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение.
Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы:
· наименование программы;
· объем программы в учебных часах;
· пояснительную записку;
· содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам;
· требования к уровню подготовки учащихся;
· дополнительные материалы.
Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются:
· концепция (методологическая основа) программы;
· цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся;
· актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений;
· особенности содержания и структуры курса;
· учебно-методическое обеспечение курса.
К дополнительным материалам относятся:
· тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения;
· указатель межпредметных связей;
· списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся;
· методические рекомендации по реализации программы.
Педагогическая технология
Педагогическая технология — это система действий для достижения педагогических целей. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
1. Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование процесса достижения образовательных целей.
2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
3. Управляемость. Предполагает возможности диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
4. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
5. Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Описание педагогической технологии можно представить в следующей структуре:
· Название технологии, отражающее основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
· Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
o целевые установки и ориентации;
o основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
o позиция ребенка в образовательном процессе.
· Процессуальная характеристика:
o особенности методики, применения методов и средств обучения;
o организационные формы образовательного процесса;
o управление образовательным процессом;
o категория учащихся, на которых рассчитана технология.
· Программно-методическое обеспечение:
o учебные планы и программы;
o учебные и методические пособия;
o дидактические материалы;
o наглядные и технические средства обучения;
· диагностический инструментарий.
Методическая разработка
Это тоже один из основных видов методической продукции. Если методические рекомендации нередко составляются на методическую продукцию других авторов, то есть являются вторичными, то методическая разработка — это авторский методический продукт. Более того, это, чаще всего, первичный методический продукт, рожденный непосредственно практиком в ходе его педагогической деятельности. Именно эта практичность методической разработки (урока, мероприятия, выступления, выставки и пр.) делает ее особенно ценной.
Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может представлять собой:
· разработку конкретного урока;
· разработку серии уроков;
· разработку темы программы;
· разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
· разработку общей методики преподавания предметов;
· разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
· методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
· методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»;
· содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели конкретного занятия, программы, методики и т. д.;
· содержание методической разработки должно быть понятным и применимым на практике в любых условиях;
· методические разработки не должны повторять содержание учебников, учебных программ и иных методических разработок других авторов;
· материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;
· язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать общепринятой в педагогике;
· рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны подкрепляться описанием педагогического опыта;
· методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, уровневые задания и т.д.).
Примерная схема методической разработки:
· автор разработки, должность, место работы;
· название разработки.
· название и форма проведения дела (урок-диспут, выставка ученических работ, педагогический совет и т. д.);
· пояснительная записка:
· цели и задачи проводимого дела;
· целевая категория (возраст детей, группа детей, группа педагогов и пр.);
· условия для проведения;
· оборудование и оформление;
· методические советы на подготовительный период (распределение поручений, работа советов дел и т. д.);
· сценарный план, ход проведения дела.
· методические советы организаторам и участникам:
o на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание,
o пути создания эмоционального настроения,
o место проведения,
o варианты оформления;
· методические советы на итоговый период (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата);
· список использованной литературы;
· приложения (ссылки на источники дополнительного материала, подбор сопровождающих материалов, таблиц, схем).
Сегодня нередко встречаются методические разработки, авторы которых стремятся все содержание поместить в таблицу. Такой способ расположения методического материала возможен и иногда даже желателен, но лишь в качестве вспомогательного. Он более компактен, но, к сожалению, плохо отражает временное течение урока, мероприятия. Такое компактное табличное изложение лучше поместить в приложение.