Состав учащихся, получавших в ФРГ специальное обучение на рубеже 1980-х гг.
№ п/п | Категории учащихся | Численность (%) |
Слепые учащиеся | 0,012 | |
Глухие учащиеся | 0,05 | |
Слабослышащие учащиеся | 0,3 | |
Слабовидящие учащиеся | 0,3 | |
Учащиеся с двигательными нарушениями | 0,3 | |
Умственно отсталые учащиеся | 0,6 | |
Учащиеся с нарушениями поведения | 1,0 | |
Учащиеся с нарушениями речи | 2,0 | |
Учащиеся с трудностями в обучении | 2,5 | |
Итого: | 7,062 |
исполнения Закона о специальном образовании становились все более очевидными трудности финансирования расширяющейся системы. Бюджет даже экономически развитого государства не мог выдержать неуклонного поступательного роста количества специальных учебных заведений. Правозащитники критикуют специальную школу за то, что, попадая в нее, ребенок исключается из «общего потока», т. е. подвергается сегрегации, государственные чиновники — за то, что она слишком дорого обходится бюджету. И те и другие в силу разных причин, но одинаково рьяно выступают за отказ от специальной школы, за открытие специальных классов в обычных учебных заведениях, за образовательную интеграцию «учащихся с недостатками развития» в школы по месту их жительства.
Идеальная для постиндустриального общества дифференцированная система специального образования начинает подвергаться критике в условиях перехода государства к строительству открытого гражданского общества. Меняются ценности, представления об идеальном обществе и правах его граждан, вследствие чего и возникает необходимость модернизации системы специального образования.
«Второй доклад федерального правительства о положении лиц с недостатками в развитии и их реабилитации» (1989) признает первостепенной задачей специального образования индивидуализацию обучения с учетом специфических проявлений нарушения. Официально объявляется, что «обучение не должно ограничиваться только образовательными рамками, а призвано решать важные задачи социализации и интеграции, оказания практической помощи и поддержки в дошкольном воспитании, школьном образовании, профессиональной подготовке и повышении квалификации. Это не только способствует полной интеграции таких людей в социум, но и гарантирует лицам с ограниченными возможностями их права на необходимую помощь общества в условиях интеграции» [9, с. 51].
Переход к построению гражданского общества, провозглашение правительством страны идеи социальной и образовательной интеграции свидетельствуют о начале следующего — пятого периода эволюции отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии и соответственно нового этапа в развитии образовательной системы.
РЕЗЮМЕ
Протяженность четвертого периода эволюции отношения государства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития — немногим более полувека. Он вобрал в себя трагедию двух мировых войн, последствия которых заставили европейцев задуматься о том, как гарантировать инвалидам ранее узаконенные гражданские права, как охватить специальным обучением всех нуждающихся в том детей.
В начале периода правительства европейских стран пытались решать проблему в условиях послевоенного экономического спада, социальной нестабильности и передела политической карты континента. Вновь образованные суверенные государства незамедлительно вводят закон об обязательном всеобщем образовании, что, в свою очередь, требует создания специальных школ. Албания, Болгария, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), Польша, Румыния, Финляндия, Чехословакия выходят на первый этап строительства национальных систем специального образования, завершенный странами-родоначальниками накануне Первой мировой войны.
Англияосознает необходимость совершенствовать ранее созданную систему специального образования, охватить обучением другие категории детей, неспособных посещать обычную школу, однако возникшая в благоприятном контексте Викторианской эпохи и функционирующая на средства благотворителей система не может продуктивно развиваться в экономически неблагополучном и политически нестабильном послевоенном мире. Средств филантропов хватает лишь на финансирование частных закрытых привилегированных специальных школ, в годы между мировыми войнами английская система специального образования как бы замирает.
Нейтральная Данияизбежала экономических катастроф и социальных потрясений, сумела расширить ранее созданную систему специального образования, охватывая обучением все большее число детей с нарушениями слуха, зрения, речи; обеспечивая помощь умственно отсталым детям в центрах по месту жительства, развивая систему медицинской и социальной помощи инвалидам и их семьям. Государство, первым взявшее курс на обязательное семилетнее обучение (1814), первым принявшее закон об обязательном специальном обучении (1817), в промежуток между двумя войнами остается лидером строительства системы специального образования.
Политическое и военное поражение, коллапс экономики Германииприводит к тому, что государство не в состоянии гарантировать ранее узаконенное право на специальное образование, но не отказывается от прежних обязательств. Прежде всего это касается многочисленной группы детей с интеллектуальными нарушениями. В ситуации явного экономического неблагополучия возникает идея о ревизии действующей системы вспомогательных школ с целью ее сокращения.
К середине четвертого периодав ряде стран к власти приходят фашистские партии, предлагающие санацию общества и уничтожение всех «инаких». Истребление лиц с выраженными отклонениями в развитии становится прологом к массовому уничтожению других групп населения, отличающихся от гонителей по религиозным, политическим, идеологическим, расовым, национальным или любым иным легко отыскиваемым признакам.
Опыт нацистской Германии показал, что смена государством идеологической доктрины может не только остановить строительство системы специального образования, но и лишить людей с физическими и умственными недостатками гражданских прав, включая право на жизнь. За короткий исторический срок фашистское правительство Германии не только разрушило одну из лучших в мире систем специального образования, но и сумело убедить большую часть населения в нецелесообразности ее существования. Официальное признание властью расовой теории возвращает к жизни моральные ценности Средневековья с его институтом суда инквизиции и «охоты на ведьм».
Вторая мировая война существенно изменила представления о свободе и правах человека, о равенстве людей. Жизнь, свобода, достоинство, права человека признаются главными и безусловными ценностями. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила новое, выстраданное человечеством в ходе Второй мировой войны миропонимание, представления о различиях между людьми, об их индивидуальности и самобытности.
В контексте нового понимания прав человека значительная часть населения планеты постепенно приходит к осознанию необходимости школьного обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. После Второй мировой войны положение этих детей во всех без исключения странах Европы меняется коренным образом. Прямо или косвенно тому способствовали идеологические установки приходящих к власти либерально-демократических партий, законодательные инициативы правительства; борьба рабочих движений, профсоюзов за гражданские права и свободы, возрастающая активность неправительственных организаций и общественных движений, а также реформы образования, неминуемо заставляющие государство совершенствовать сеть специальных учебных заведений, дифференцировать прежде построенную систему специального образования.
В конце четвертого периодапонимание прав человека и необходимости их гарантий подкрепляется ситуацией экономического роста и либерально-демократическими реформами, вследствие чего европейцы начинают уделять особое внимание обучению детей «с особыми потребностями». Система специального образования становится все более дифференцированной: если в начале XX в. существовало 3 вида специальных школ, то к началу 70-х гг. число видов специальных учреждений варьируется в странах ЕЭС от 5 до 20. Наряду с горизонтальной дифференциацией система развивается и по вертикали, дополняясь дошкольной и послешкольной ступенями. Формируются институты социальных работников, школьных психологов, множатся центры и службы помощи и консультирования родителей, стремительно растет число разнообразных неправительственных организаций, обществ, движений, союзов и ассоциаций, решающих проблемы социальной опеки детей «с особыми потребностями».
Повсеместно увеличивается процент детей, охваченных специальным обучением, к концу второго этапа в ряде западноевропейских стран этот показатель достигает 5% и более от общей численности детского населения.
Содержанием четвертого периода эволюции отношения государства и общества к детям «с особыми потребностями» является обретение последними равных с другими членами общества гражданских прав, гарантированных государством, вследствие чего период соотносится с этапом интенсивного развития и дифференциации национальных систем специального образования.
Курс на построение гражданского общества, провозглашение правительством той или иной страны идеи социальной и образовательной интеграции свидетельствуют о начале следующего — пятого периода эволюции отношения государства и общества к детям «с особыми потребностями», соответственно нового (третьего) этапа развития национальных систем специального образования.
Условной верхней границей четвертого периода можно считать принятие Организацией Объединенных Наций деклараций «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов» (1975). На этом рубеже зафиксированы первые прецеденты закрытия спецшкол в связи с интеграцией их учащихся в общеобразовательные учреждения, а также открытия классов для глубоко умственно отсталых детей, ранее считавшихся необучаемыми. Названные феномены есть предвестники грядущих изменений в сфере социальной политики и специального образования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В.Борисовой и др. — М.: ЦентрКом, 1996.
2. Вольф Р. П. О философии: учебник / Пер. с англ.; под ред. В. А. Лекторского, Т. А. Алексеевой. — М.: Аспект-Пресс, 1996.
3. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. — 2-е изд. — М: Просвещение, 1980.
4. Католическая энциклопедия. Т. 1. — М.: Изд-во Францисканцев, 2002.
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом. — М: ИНИОН, 1992.
6. Новый энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000.
7. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб. 1997.
8. Права человека и религия: хрестоматия / Сост. и науч. ред. игумен Вениамин (Новик). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001.
9. Пятая научная сессия по дефектологии: тез. докл. — М., 1967.
10. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
11. Уильямс К., Уоллер Ф., Роуэтт Д. Полная хронология XX века/Пер, с англ. М. Ю. Ростовцева. - М.: Вече, ACT, 1999.
12. Шестая научная сессия по дефектологии: тез. докл. — М., 1971.
Вопросы и задания
1. Воспользуйтесь интернет-ресурсами (порталы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций) и познакомьтесь с Всеобщей декларацией прав человека. Справедливо ли утверждение о том, что появление этой Декларации свидетельствует о кардинальной смене взглядов европейцев на права и статус инвалидов в обществе?
2. Можно ли считать, что Всеобщая декларация прав человека свидетельствует об изменении отношения общества исключительно к людям с отклонениями в развитии, инвалидам?
3. Прочитайте Всеобщую декларацию прав человека, выделите статьи, касающиеся прав людей с теми или иными отклонениями в развитии, и сравните их права с правами других людей.
4. Воспользуйтесь интернет-ресурсами (порталы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций), сравните текст Всеобщей декларации прав человека и Европейской социальной хартии (1961), и объясните, что изменилось в отношении европейцев к инвалидам.
5. Попытайтесь сформулировать принятые в культуре периода 70-х гг. нормы отношения западноевропейцев к инвалидам.
6. Какие изменения в системах специального образования стран Западной Европы происходят в период 50—70-х гг.?
7. Что изменилось в отношении западноевропейцев к инвалидам и что изменилось в национальных системах специального образования?
8. Почему в странах фашистского толка система специального образования рушится?
9. Чем вызвано принятие Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц»? Что, по мнению ее составителей, она должна была изменить в обществе?
10. Чем вызваны принципиальные отличия в системах специального образования ГДР и ФРГ?
11. Что объединяет и отличает системы специального образования стран Восточной и Западной Европы?
12. Как вы думаете, почему цивилизованный мир принимает две отдельные декларации о правах инвалидов и о правах умственно отсталых? Почему после принятия именно этих двух документов возникают первые прецеденты закрытия специальных школ? Докажите текстами документов, что эти процессы взаимосвязаны, воспользовавшись интернет-ресурсами.
13. Как вы думаете, каков будет следующий период эволюции отношения к инвалидам в Западной Европе и сколько времени он будет длиться? Отразите свой прогноз на схеме эволюции отношения государства и общества к лицам с физическими и умственными недостатками. Опишите логику своих размышлений.
14. Продолжайте строить схему эволюции отношения государства и общества к лицам с физическими и умственными недостатками. Обозначьте теперь четвертый период и отразите на схеме все то, что, по Вашему мнению, существенно для понимания его содержания. Сравните схемы и обсудите на семинаре.
15. Постройте схему «Причины дифференциации системы специального образования».
16. Проанализируйте карты, представленные в четырех главах книги, и напишите эссе на тему «География специального образования на Европейском континенте».
17. Попытайтесь сделать групповой проект «Портретная галерея четвертого периода эволюции отношения европейцев к лицам с физическими и умственными недостатками». Автор готов принять участие в обсуждении результатов вашей работы. Пишите по электронному адресу [email protected].
18. Придумайте эпиграф к четвертой главе.
ВВЕДЕНИЕ
К последней четверти XX в. европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент сегрегации лиц с недостатками физического и умственного развития (в новом прочтении — лиц с ограниченными возможностями здоровья), сохранявшийся со времени Античности. Впервые в истории цивилизации их равенство с другими членами общества и право на самоопределение получают официальное признание, закрепляются в международных актах и национальных конституциях. Поворотным пунктом глобальной смены отношения цивилизованного мира к этим людям становится принятие ООН деклараций «О правах умственно отсталых лиц» (1971), «О правах инвалидов» (1975). От данного рубежа мы начинаем отсчет пятого периода эволюции этого отношения. Его нижней границей (которую западноевропейские страны перешли хотя и не одновременно, но в сопоставимые хронологические сроки) условно можно считать семидесятые годы XX века. Прежде чем обратиться к анализу особенностей пятого периода эволюции отношения общества и государства к интересующим нас людям, приведем хронологию событий политической, экономической*' и культурной жизни европейцев последней трети XX столетия, значимых для понимания причин произошедших изменений Хронологические ориентиры (1973—2007)
Начало 70-х гг. Видные философы (Э. Блох, Т. Адорнр, М. Хор хаймер, П. Сартр, Г. Маркузе) активно критикуют совреме ное общество, утверждая, что свободы можно добить© лишь в Оппозиции к существующим порядкам. Яростное сопротивление молодежи нормам традиционно морали (студенческие волнения, движение хиппи, сексуаль ная революция).
1973г. Начало мирового энергетического кризиса. Великобритания, Дания и Ирландия вступают в ЕЭС. Великобритания. Министр науки и просвещения Map-гарет Тэтчер инициирует формирование Комитета по все* сторонней проверке степени обеспечения образованием дете: и подростков с физическими и умственными недостатками.
1974г. Португалия. Падение диктаторского режима, взят курс н демократизацию страны.
Греция. Падение военного режима.
«ЮНИСЕФ приступил к срочному изучению вопроса о наибо лее эффективных с точки зрения затрат стратегиях и программ мах в интересах детей. Был сделан вывод о том, что процес; сом развития не охватывались большие группы бедных слоев населения, поскольку имеющиеся службы были созданы п образу и подобию аналогичных служб промышленно развиты стран. <...> ЮНИСЕФ предложил организовать ряд комплексных „основных услуг" с упором на участие общин» [10, с. 11].
1975 г. 35 стран — участниц Совещания по безопасности и со-
трудничеству в Европе (СБСЕ) подписали Заключительный акт.
Провозглашены принципы суверенного равенства, взаимного
уважения прав суверенных государств, неприменения силы,
уважения прав человека и основных свобод, включая свободу
мысли, совести, убеждений.
Дания. Новый Закон об образовании предписывает обязательное начальное и среднее образование и открытие народных школ.
В Великобритании принимается Закон о дискриминации по половому признаку, запрещающий дискриминацию по полово* му признаку или семейному положению при найме на работу и при приеме в учебные заведения. В соответствии с новым законом учреждается Комиссия равных возможностей. Декларация ООН «О правах инвалидов» провозгласила, что «они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди, что инвалиды должны пользоваться равноправ* ным отношением и услугами, которые позволили бы им максип мально проявить свои возможности и способности и ускорили бы процесс их интеграции и реинтеграции в общество».
1976г. Великобритания. Премьер-министр Дж. Каллаген критикует национальную систему образования и провозглашает начало «великой дискуссии» по программе и методике обучения/ В ФРГ законодательно разрешены аборты.
Италия. Реформа образования узаконила интеграцию, определив «специальные формы поддержки». В 1979 г. определен статус «специального учителя».
Финляндия принимает Закон о специальном попечении людей с нарушениями психического развития. Чехословакия. Правозащитное движение обвиняет правительство в несоблюдении Заключительного акта СБСЕ и нарушении в Чехословакии прав человека (Хартия 77). Испания. Проходят первые после смерти диктатора Франко свободные выборы в парламент. Победа Союза демократического центра.
1978 г. Великобритания. Опубликован документ (доклад Уор-
нок), в котором предлагается упразднить «все существую-
щие официальные категории нарушений, заменив единым
понятием „трудности в обучении"».
Испания. Принята новая (демократическая) Конституция. Международная конференция министров здравоохранения развивающихся стран делает вывод о необходимости коренной перестройки систем здравоохранения (Алма-Ата, СССР).
Греция вступает в ЕЭС.
1979г. Декларация ООН о правах лиц, утративших зрение и слух.
1980г. Дания. Принят закон о народной школе, предусматривающий разработку путей интеграции.
1981г. ООН проводит Международный год инвалидов под девизом «Полное участие и равенство».
Великобритания. Интеграция признана обязательной. Акт об образовании (1981) законодательно утвердил многие рекомендации Комитета Уорнок, в том числе обязал местные органы образования интегрировать детей с отклонениями в развитии в массовую школу. «Несмотря на то что медицинские заключения все еще играют важную роль, в настоящее время решение о целесообразности специального образования принимается на основе итогов обследования широким кругом специалистов (MPAS) и не является более детерминированным клиницистами» [7]. Акт был уточнен, расширен и реально начал действовать с 1983 г.
1982 г. Генеральная Ассамблея ООН провозглашает 1983—
1992 годы Десятилетием ООН, в рамках которого принима-
ет Всемирную программу действий в отношении инвалидов.
Начало 80-х гг. Разрабатывается «билингвистический подход» к обучению глухих, основанный на признании «развития глухого ребенка как неповторимой индивидуальности, которая должна иметь право реализовать свои внутренние потребности наиболее естественным для себя путем, т. е. при помощи жестовой речи».
На Западе обостряется интерес к роману Дж. Оруэлла «1984», опубликованному в 1948 г. Читатели сопоставляют фантазии автора о грядущем торжестве тоталитарно-политического государства с мировым общественным порядком реального 1984 года.
о грядущем торжестве тоталитарно-политического государства с мировым общественным порядком реального 1984 года.
1984г. Международное совещание под эгидой ЮНЕСКО «Альтернативные подходы к обучению глухих».
1985г. Нидерланды. Принят временный Закон о специальном и продолженном специальном образовании с 10-летним сроком действия. Решено выработать новые законодательные основы специального образования на период после 1995 г. Испания, Португалия вступают в ЕЭС.
1986г. Папа Римский Иоанн Павел II первым из высших иерархов Католической церкви посетил синагогу в Риме.
1988г. Глобальное совещание экспертов ООН для обзора выполнения Всемирной программы действий в отношении инвалидов (Стокгольм, Швеция).
1989г. Великобритания. Реформа образования — введено местное управление школами. Акт об образовании (1988) «фактически предусматривает исключение аномальных детей из некоторых аспектов госпрограммы». Великобритания. На стадионе Уэмбли проходит грандиозный рок-концерт протеста против политики апартеида и расизма в ЮАР.
1989г. Германия. «Второй доклад федерального правительства о положении лиц с отклонениями в развитии и их реабилитации» отражает новое понимание государством задач специального образования.
1990г. Конвенция о правах ребенка вступила в силу. Всемирная конференция по образованию для всех. Объединение Германии.
1990 г. Дания. Новый закон о народной школе возложил ответственность за специальное обучение детей на местные органы управления.
90-е гг. Смена политических курсов в странах Восточной Европы.
В Швеции предпринята попытка интеграции большинства «детей с функциональными нарушениями» в общеобразовательные школы.
1992г. Италия. Принят Закон о реформе образования, закрепивший юридические основы школьной интеграции.
1993г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Вступают в силу Маастрихтские соглашения о создании Европейского союза.
Швеция. Принят Закон о помощи и поддержке лиц с функциональными нарушениями.
1994 г. Принята Саламанкская декларация и рамки действий по
образованию. Всемирная конференция по образованию лиц
с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка,
Испания). ЮНИСЕФ проводит семинар для стран Восточной
Европы: «Альтернативы помещению детей в учреждения интернатного типа» (Рига, Латвия).
1996 г. Опубликован второй Доклад ЮНЕСКО «Состояние законодательства в отношении образования лиц с особыми потребностями».
1998г. Италия. Франческо Канале, ребенок, страдающий фоко-мелией (гипопластический порок развития, заключающийся в отсутствии частей конечностей и соответствующих суставов), получил литературную премию «Focelia» за сказку о больном мальчике, совершившем путешествие на дно моря и на Луну. С шестилетнего возраста получает стипендию Всемирной ассоциации художников, рисующих с помощью рта и ног.
1999г. Германия. Немецкие ученые составили систему методик, позволяющих обнаружить болезни на стадии человеческого зародыша и предотвращать их. (Эвтаназия в утробе матери,генная диагностика. Соматическая генная терапия. Клонирование. Исключение генов риска. Заслон от болезней, встраивание генов сопротивления. Сверхчеловек из лаборатории, генетическая оптимизация.)
2001г. Эвтаназия легализована в Нидерландах.
2002г. Эвтаназия легализована в Бельгии.
2006г. Выборы в Швеции выигрывает оппозиция. За предшествующие 86 лет шведской истории социал-демократы не находились у власти не более 10 лет. Победившая оппозиция предложила реформировать шведскую социальную модель, сократить расходы на социальное обеспечение.
2007г. В Швейцарии легализована эвтаназия психически больных.
Великобритания. Англиканская церковь одобрила умерщвление младенцев, рожденных с пороками либо недоношенных. Нидерланды наложили запрет на ношение паранджи в общественных местах.
В Великобритании администрация учебных заведений получила право запрещать ношение мусульманской одежды и религиозной атрибутики. В поддержку этого решения выступил премьер-министр Италии.
Обратимся к более подробному рассмотрению социально-культурного контекста, в котором дети с отклонениями в развитии начинают восприниматься как дети с особыми образовательными потребностями. Попытаемся понять, почему в конце XX в. европейцы вновь пересмотрели свое отношение к таким детям и пришли к выводу о необходимости кардинального изменения форм организации специального образования.
Новые ценности и идеалы:
открытое гражданское общество-безбарьерный мир
В 60-е гг. XX столетия возникла, а в последующие десятилетия получила реальное воплощение концепция «открытого гражданского общества». Экономически развитые страны с либерально-демократической системой правления перестали рассматривать общество как унитарный социум, постепенно отказываясь от представления о том, что каждый его член обязан соответствовать принятому стандарту. Формируется новое понимание мира как сообщества, включающего различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества. Провозглашается равенство людей в их способности определять свое социальное положение. «Наша эпоха, — убеждал французский философ Гароди[1], — стремится к открытому обществу, члены которого не впадают ни в тоталитаризм, ни в индивидуализм, к обществу, где есть единение полифонии, как в хорошо исполненном танце, открытость творчеству, грядущему пророчествам и утопиям» [4].
В обществе, переставшем считать себя унитарным, социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, а также физически или интеллектуально несостоятельных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества. Применительно к лицам с нарушениями в развитии — это Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971), «О правах инвалидов» (1975).
Идеи социальной интеграции инвалидов в 70-е гг. возникают и реализуются в контексте экономического подъема, либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, национальному, религиозному, тендерному, возрастному и другим признакам. Борьба против дискриминации меньшинств способствует формированию новой культурной нормы — уважения к различиям между людьми, признания права человека быть не таким, как большинство[2]. Изменение отношения к инвалидам стало естественным фрагментом более глобальных и системных изменений в понимании прав человека и прав меньшинств, закономерной составляющей широкого антидискриминационного контекста.
Европейские правительства подписывают Заключительный акт СБСЕ (1975), закрепивший принципы суверенного равенства не только государств, но и отдельных людей. Вполне закономерно, что подписанный европейцами документ об уважении прав и свобод человека совпадает и по духу, и по букве, и даже по году принятия с Декларацией ООН «О правах инвалидов».
Концепции открытого гражданского общества соответствует идея единого европейского дома, которая в 70-е гг. находит на континенте все больше сторонников. Ширятся ряды членов ЕЭС, к Содружеству присоединяются Великобритания, Дания, Ирландия (1973), несколько позже, после установления в них демократическо-либеральных режимов, — Греция (1978), Испания и Португалия (1985).
Последнюю треть XX столетия достигшая экономического благополучия и укрепившая нормы либерально-демократического устройства Западная Европа проживает под знаменем социальной интеграции, мечтая упразднить не только государственные границы, но и всяческие барьеры, разделяющие людей или ограничивающие их права и возможности.
1 Язык отражает смену взглядов: от термина «Handicapped children» к термину «Children with Special Needs»
Изменение социально-культурного контекста закономерно повлекло за собой необходимость пересмотра используемой ранее терминологии в отношении лиц с отклонениями в умственном или физическом развитии. Общество, противостоящее всем видам дискриминации, провозглашающее уважение к различиям между людьми, переставшее рассматривать отличия как недостаток, не могло продолжать пользоваться терминами предшествующего периода (аномальный, инвалид, ребенок с отклонениями в развитии), маркирующими человеческую непохожесть как недостаток, неполноценность. Перемены в отношении общества и государства к людям, отличающимся от большинства, оказались в последние десятилетия XX в. столь глубокими, что потребовали проведения определенной языковой политики: введения и пропаганды новой лексики.
Одним из первых (приблизительно с 1972 г.) вошел в широкий обиход термин «нормализация». «Вначале, — пишет С. Дж. Рут, — он использовался по отношению к людям с врожденными недостатками, но Вольфенсбюргер распространил его на все общественные службы, особенно на те, которые занимаются социально депривированными людьми. Вольфенсбюргер определил нормализацию как „использование культурных средств для того, чтебы люди обрели возможность жить полноценной культурной жизнью". Он подчеркнул необходимость уважения прав инвалидов на получение возможности пройти нормальный путь развития жизненного цикла» [13, с. 12].
Доклад Комиссии по правам человека ЮНЕСКО «Права человека и инвалидность» (1991) содержит специальный раздел «Предрассудки в отношении инвалидов и их дискрими^нация», отражающий позицию европейского сообщества и касающийся необходимости пересмотра прочно устоявшихся определений. «Набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, — убеждены эксперты ООН, — ограничен, а в ряде случаев они носят уничижительный характер. Так, например, в испанском языке имеется множество слов, характеризующих людей с недостатками: mimis-validos, invalidos, impedidos, lisiados, incapacitados, paraliticos, mutilados, retrasados и т. д., и, хотя каждый термин несет определенную смысловую нагрузку, они иногда используются без всякого различия и нередко влекут за собой унижение достоинства человека. Так, например, термин „инвалид" по-испански означает „не имеющий ценности". <...> В настоящее время отмечается тенденция избегать указания на функциональные недостатки людей, так, например, слепые называются лицами, лишенными зрения. Во французском я:}ыке также отмечается подобная тенденция: слово „aveugle" все чаще заменяется термином „поп voyant'V [10, с. 18].
Проиллюстрируем сказанное цитатой из популярной брошюры, выпущенной британской Ассоциацией синдрома Дауна: «Иногда можно услышать выражение „даун". На самом деле более правильным будет говорить о „личности, у которой наблюдается синдром Дауна". В первую очередь они люди. Тот факт, что у них синдром Дауна, вторичен. Синдром Дауна —это не болезнь, так что неправильно говорить, что люди страдают от него или что их нужно лечить. Раньше о людях с синдромом Дауна было принято говорить как об умственно отсталых. На самом деле более правильным будет сказать, что у этих людей наблюдаются трудности в обучении. Термин „умственная отсталость" ассоциируется с такими унизительными понятиями, как „дурак", „ненормальный", и предполагает старомодный стереотип — как будто эти люди зависимы и неспособны к самостоятельности... Также часто используются такие термины, как „интеграция" и „сегрегация". Когда это касается людей с трудностями в обучении, слово „сегрегация" предполагает поселение в отдельном месте, изоляцию, а „интеграция" предполагает, что жизнь и деятельность таких людей будут протекать в обществе» [16, с. 2—3].
Терминология, использовавшаяся европейцами на протяжении столетий (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик и т. п.), признается в пятом периоде политически некорректной. Широко используемый и совершенно нейтральный в предшествующем(четвертом) периоде термин «Handi-capped» (аномальный) в пятом периоде воспринимается как сегрегационный, поскольку указывает на недостаток, ненормальность, ущербность человека, а это стало недопустимым. Вот почему на смену термину «Handicapped children» приходит термин «Children with Special Needs», указывающий на наличие особых потребностей у полноправных членов общества.
Подчеркнем, что в момент введения новые термины являются нейтральными и социально приемлемыми, однако с течением времени они (как и их упраздненные предшественники) приобретают вторичное негативное значение. Описываемое изменение терминологической парадигмы, несомненно, происходит под влиянием социокультурных факторов. Не изменись взгляды европейцев на права человека и права меньшинств, не возникла бы необходимость отказываться от определения «Handicapped children*, поскольку оно полностью соответствовало представлениям унитарного общества. Но в обществе, которое приветствует полную социальную интеграцию меньшинств, ставит задачей упразднение границ и барьеров, разделяющих людей или ограничивающих их права и возможности, термин «Handicapped children* приобретает вторичное негативное значение, а потому заменяется нейтральным и социально приемлемым «Children with Special Needs».
Понимание связи между используемой терминологической парадигмой и историческим социально-культурным контекстом помогает увидеть лежащие за пределами собственно профессионального поля причины вытеснения одних определений другими, а также объяснить остроту терминологических дискуссий представителей разных стран, переживающих в одни и те же годы разные периоды эволюции.
Именно периодизация эволюции отношения государства и общества к детям с отклонениями в развитии является инструментом сравнительного анализа, который позволяет отказаться от сравнения терминологии по хронологическому принципу, т. е. сопоставления терминов, используемых в разных странах мира в совпадающие исторические сроки, ибо такое сравнение может приводить к необоснованным выводам и даже заблуждениям. Поясним сказанное на конкретном примере, обрат