Английский опыт обучения детей с нарушением слуха

Новая страница истории обучения глухих детей в Англии начинается с имени учителя математики Т. Брейдвуда (Braid­wood, 1715—1806) из Эдинбурга (Шотландия), согласившего­ся по просьбе весьма богатого купца взяться за воспитание его глухого сына Чарлза (1760). Прежде чем приступить к заняти­ям, сорокапятилетний математик ознакомился с имеющимися пособиями по сурдопедагогике, по понятным причинам ими оказались труды Дж. Уоллиса, В. Холдера и Дж. Булвера. Об­разованному англичанину-протестанту было трудно признать полезность того, что предлагал француз-католик Эпе. Окры­ленный хорошими результатами экспериментального обуче­ния, новоиспеченный сурдопедагог начал рекламировать свою методику, обещая выучить любого желающего «прилично говорить и читать за три года». За первым учеником последо­вали два других, и наконец, обретя опыт и войдя во вкус сур­допедагогической деятельности, Брейдвуд организует в собственном доме в Эдинбурге небольшую частную школу (1766). Перебравшись из Шотландии в Лондон, он и там открывает частное '' учебное заведение в районе Hackney (1783), со временем получившее из­вестность как «Academy of Messrs. Braidwood, of Edinburgh», или Академия Брейдвуда.

  Рис. 27. Дж. Ватсон

История английской практической сурдопедагогики весьма любопытна в аспекте понимания механизмов становления национальных систем специального образования. Соучредите­лем лондонской школы выступили Дж. Ватсон и Дж. Брейдвуд. Благо­даря необычайной предприимчивости, деловой хватке и активности членов семейного предприятия, ему скоро уда лось взять под свой контроль дея­тельность всех благотворительных учреждений Британии, занимавшихся судьбой глухих. Из-за высокой стоимости занятий семейный бизнес оказался весьма доходным. Однажды мать глухого ребенка, с которой педагоги запросили 1500 фунтов стерлингов, обратилась за материальной помощью к священнику конгрегационной церкви Дж. Тауншенду. Провидению было угодно, чтобы тот оказался не просто идейным против­ником англиканской церкви, но и сто­ронником движения квакеров. Секта Clapham, членом которой являлся Тауншенд, выступала за запрещение подневольного труда в Британии, за­щищала права угнетенных и име­ла богатых единоверцев в Северной Америке. Узнав о стоимости занятий, Тауншенд не только возмутился алч­ностью Брейдвуда, но и задумался о «необходимости и целесообразности создания благотворитель­ных учебных заведений для глухонемых детей малоимущих» [38, с. 231]. Свою мечту Тауншенд воплотил в реальность, су­мев при поддержке влиятельных членов секты Clapham (Г. Торитона, Г. К. Мосона, У. Вильберфорса и американца Ф. Грина) организовать школу для глухих детей из бедных семей (1792). Школу устроили в арендованном доме, первоначально приняв в нее шестерых учеников. Однако найти учителя, минуя «фир­му Брейдвуд», не удавалось, так что пришлось нанимать уже известного нам Ватсона. Вскоре учебное заведение — Приют для глухонемых бедняков на Old Kent Road, предполагавшее помогать детям, жившим в приходе Бермондси и его окрестно­стях, станет широко известным в Англии, обретет статус наци­онального благотворительного учреждения. Похожее учреждение — Убежище для бедных глухонемых — в 1840 г. откроется в Холбурне, впоследствии оно преобразуется в Королевскую ас­социацию помощи глухонемым.



  Рис. 28. Дж. Тауншенд

Составить представление о британских школах для глухоне­мых поможет история их посещения пионером американской сурдопедагогики Томасом Галлоде, По решению группы уважае­мых граждан города Хартфорд (штат Коннектикут) Галлоде в 1815 г. прибыл в Англию, надеясь пройти стажировку в Акаде­мии Брейдвуда. Несмотря на ходатайство Тауншенда, америка­нец не смог познакомиться с методикой работы. Ватсон от имени Брейдвудов отказал Галлоде в помощи, пообещав открыть педа­гогический секрет в случае согласия стажера отработать в тече­ние трех лет гувернером в одном из благотворительных приютов для глухих детей, ежедневно обучая один из классов. Впоследст­вии Галлоде с возмущением напишет, что предложение англичан «мало было связано с моим правом на собственное мнение, не го­воря уже о моих представлениях о порядочности и чести». Лю­бые попытки Галлоде узнать у кого-нибудь о системе обучения оказывались неудачными. Преподаватель Эдинбургской школы мистер Кингсбург сообщил американцу, что «связан обещанием в течение семи лет не раскрывать искусство обучения глухонемых тому, кто мог бы использовать эти знания в педагогической прак­тике» [38, с. 100]. Пересекший океан во имя помощи людям, ли­шенным слуха, молодой американец не мог понять, почему «в Великобритании добродетельное благое дело обучения глухих на протяжении жизни двух поколений находилось в руках опреде­ленной семьи» [Т. Gallaudet, 1815]. Покинув негостеприимную Англию, Галлоде почти год провел в Парижском институте глу­хих, знакомясь с французской педагогической системой — «ми­мическим методом». Тогдашний директор института аббат Си-кар, проявляя заботу об обучении глухих американцев, уговорил своего лучшего ученика Л. Клерка вместе с Галлоде отправиться в Коннектикут.

К 1840 г. Великобритания располагала дюжиной специаль­ных учебных заведений, в одних обучались исключительно глухие дети, тогда как другие посещали и глухие, и слепые (см. таблицу 4).

Принятие в 1870 г. законодательного акта о введении обяза­тельного обучения детей в возрасте от пяти до двенадцати лет (Акт Фостера, 1870) закономерно повлекло за собой быстрый рост числа специальных учебных заведений. По прошествии всего десяти лет от момента принятия закона на территории Англии и Ирландии действовало 36 училищ для глухих, где 240 педагогов занимались с 2908 учениками.

Таблица 4

Наши рекомендации