Английский опыт обучения детей с нарушением слуха
Новая страница истории обучения глухих детей в Англии начинается с имени учителя математики Т. Брейдвуда (Braidwood, 1715—1806) из Эдинбурга (Шотландия), согласившегося по просьбе весьма богатого купца взяться за воспитание его глухого сына Чарлза (1760). Прежде чем приступить к занятиям, сорокапятилетний математик ознакомился с имеющимися пособиями по сурдопедагогике, по понятным причинам ими оказались труды Дж. Уоллиса, В. Холдера и Дж. Булвера. Образованному англичанину-протестанту было трудно признать полезность того, что предлагал француз-католик Эпе. Окрыленный хорошими результатами экспериментального обучения, новоиспеченный сурдопедагог начал рекламировать свою методику, обещая выучить любого желающего «прилично говорить и читать за три года». За первым учеником последовали два других, и наконец, обретя опыт и войдя во вкус сурдопедагогической деятельности, Брейдвуд организует в собственном доме в Эдинбурге небольшую частную школу (1766). Перебравшись из Шотландии в Лондон, он и там открывает частное '' учебное заведение в районе Hackney (1783), со временем получившее известность как «Academy of Messrs. Braidwood, of Edinburgh», или Академия Брейдвуда.
Рис. 27. Дж. Ватсон |
История английской практической сурдопедагогики весьма любопытна в аспекте понимания механизмов становления национальных систем специального образования. Соучредителем лондонской школы выступили Дж. Ватсон и Дж. Брейдвуд. Благодаря необычайной предприимчивости, деловой хватке и активности членов семейного предприятия, ему скоро уда лось взять под свой контроль деятельность всех благотворительных учреждений Британии, занимавшихся судьбой глухих. Из-за высокой стоимости занятий семейный бизнес оказался весьма доходным. Однажды мать глухого ребенка, с которой педагоги запросили 1500 фунтов стерлингов, обратилась за материальной помощью к священнику конгрегационной церкви Дж. Тауншенду. Провидению было угодно, чтобы тот оказался не просто идейным противником англиканской церкви, но и сторонником движения квакеров. Секта Clapham, членом которой являлся Тауншенд, выступала за запрещение подневольного труда в Британии, защищала права угнетенных и имела богатых единоверцев в Северной Америке. Узнав о стоимости занятий, Тауншенд не только возмутился алчностью Брейдвуда, но и задумался о «необходимости и целесообразности создания благотворительных учебных заведений для глухонемых детей малоимущих» [38, с. 231]. Свою мечту Тауншенд воплотил в реальность, сумев при поддержке влиятельных членов секты Clapham (Г. Торитона, Г. К. Мосона, У. Вильберфорса и американца Ф. Грина) организовать школу для глухих детей из бедных семей (1792). Школу устроили в арендованном доме, первоначально приняв в нее шестерых учеников. Однако найти учителя, минуя «фирму Брейдвуд», не удавалось, так что пришлось нанимать уже известного нам Ватсона. Вскоре учебное заведение — Приют для глухонемых бедняков на Old Kent Road, предполагавшее помогать детям, жившим в приходе Бермондси и его окрестностях, станет широко известным в Англии, обретет статус национального благотворительного учреждения. Похожее учреждение — Убежище для бедных глухонемых — в 1840 г. откроется в Холбурне, впоследствии оно преобразуется в Королевскую ассоциацию помощи глухонемым.
Рис. 28. Дж. Тауншенд |
Составить представление о британских школах для глухонемых поможет история их посещения пионером американской сурдопедагогики Томасом Галлоде, По решению группы уважаемых граждан города Хартфорд (штат Коннектикут) Галлоде в 1815 г. прибыл в Англию, надеясь пройти стажировку в Академии Брейдвуда. Несмотря на ходатайство Тауншенда, американец не смог познакомиться с методикой работы. Ватсон от имени Брейдвудов отказал Галлоде в помощи, пообещав открыть педагогический секрет в случае согласия стажера отработать в течение трех лет гувернером в одном из благотворительных приютов для глухих детей, ежедневно обучая один из классов. Впоследствии Галлоде с возмущением напишет, что предложение англичан «мало было связано с моим правом на собственное мнение, не говоря уже о моих представлениях о порядочности и чести». Любые попытки Галлоде узнать у кого-нибудь о системе обучения оказывались неудачными. Преподаватель Эдинбургской школы мистер Кингсбург сообщил американцу, что «связан обещанием в течение семи лет не раскрывать искусство обучения глухонемых тому, кто мог бы использовать эти знания в педагогической практике» [38, с. 100]. Пересекший океан во имя помощи людям, лишенным слуха, молодой американец не мог понять, почему «в Великобритании добродетельное благое дело обучения глухих на протяжении жизни двух поколений находилось в руках определенной семьи» [Т. Gallaudet, 1815]. Покинув негостеприимную Англию, Галлоде почти год провел в Парижском институте глухих, знакомясь с французской педагогической системой — «мимическим методом». Тогдашний директор института аббат Си-кар, проявляя заботу об обучении глухих американцев, уговорил своего лучшего ученика Л. Клерка вместе с Галлоде отправиться в Коннектикут.
К 1840 г. Великобритания располагала дюжиной специальных учебных заведений, в одних обучались исключительно глухие дети, тогда как другие посещали и глухие, и слепые (см. таблицу 4).
Принятие в 1870 г. законодательного акта о введении обязательного обучения детей в возрасте от пяти до двенадцати лет (Акт Фостера, 1870) закономерно повлекло за собой быстрый рост числа специальных учебных заведений. По прошествии всего десяти лет от момента принятия закона на территории Англии и Ирландии действовало 36 училищ для глухих, где 240 педагогов занимались с 2908 учениками.
Таблица 4