Индивидуальная траектория профессионального развития педагогов.
В соответствии с пунктами 3.2.6. и 3.4.2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в целях эффективной реализации ОП должны быть созданы условия для индивидуального подхода к наращиванию профессиональных компетентностей педагогами дошкольных образовательных организаций в рамках:
1. профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2. консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3. организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В пункте 3.4.2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что педагогические работники, реализующие ОП, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный пункт отражен в настоящей Концепции в пункте 8.2.4.
Конструирование содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды
Общие положения
В соответствии с пунктом 11.8. требований СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, развивать способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
В пункте 3.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перечисляются требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала:
· пространства Организации, Группы,
· территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок),
· материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
· общение и совместную деятельность детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
· двигательную активность детей и возможности для уединения,
· реализацию различных образовательных программ;
· в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
· учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
· учет возрастных особенностей детей.
Требования к содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности развивающей предметно-пространственной среды
Насыщенность среды.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
· возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.