Улучшение демографический ситуации
Общие положения
1.1. Основания и принципы разработки концепта модели дошкольного образования г. Перми
Концепт модели дошкольного образования разработан на основании:
· Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013);
· Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
· Постановлении Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
· Стратегии развития системы образования города Перми до 2030 года;
· Ведомственной целевой программы «Развитие системы образования города Перми».
Концепт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования и учитывает региональные особенности и инновационный опыт предоставления услуг дошкольного образования образовательными учреждениями города Перми.
Концепт модели основывается на принципах дошкольного образования, заложенных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество образовательной организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2. Цели и задачи, заложенные в концепте модели дошкольного образования г. Перми
Модель дошкольного образования города Перми разрабатывается с целью создания условий для развития муниципальной системы дошкольного образования через разработку единых подходов к формированию спектра образовательных услуг, обеспечивающих реальный выбор объема, качества услуг, построения индивидуальных образовательных траекторий в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и быстро меняющейся социально-экономической ситуации.
Основные задачи разработки концепта модели дошкольного образования города Перми:
· Выявление социально-экономических трендов, обуславливающих развитие дошкольного образования в Российской Федерации, Пермском крае и городе Перми.
· Анализ основных содержательных линий развития дошкольного образования г. Перми, реализуемых до 2013 года.
· Анализ ресурсного потенциала дошкольной образовательной среды города Перми в аспекте разработки муниципальной модели дошкольного образования.
· Выделение основных принципов, подходов и ориентиров построения муниципальной модели дошкольного образования города Перми, выражающих его муниципальную специфику.
· Формулировка целей и задач муниципальной модели дошкольного образования города Перми.
· Описание основных положений муниципальной модели дошкольного образования.
· Описание ключевых элементов муниципальной модели дошкольного образования.
2. Социально-экономические тренды, обуславливающие развитие дошкольного образования в Российской Федерации, Пермском крае и городе Перми
Перечислим социально-образовательные тренды в Российской Федерации и Пермском крае, которые непосредственно влияют на осуществление деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Федеральный уровень
· Закон РФ «Об образовании»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. №91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», изменения СанПин №1.2.4.1.2791-10
· Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
· Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 № 666
Региональный уровень
· Письмо Минобразования Пермского края руководителям, осуществляющим управление в сфере образования «О порядке разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 17.11.2010г. СЭД – 26-01-21-1641
· Письмо Минобразования Пермского края руководителям, осуществляющим управление в сфере образования «О порядке разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 17.11.2010г. СЭД – 26-01-21-1836
Муниципальный уровень
· Приказы заведующих ДОУ г. Перми «Об утверждении плана-графика мероприятий по введению в действие ФГТ структуре ООП в ДОУ»
· Приказы заведующих ДОУ г. Перми «Об утверждении положения о творческой группе и плану работы проблемной группы»
Локальный уровень
· Решение педсовета о разработке проекта ООП ДОУ и создания рабочей группы.
· План перехода ДОУ на ФГТ (разработка проекта ОО программы и создание условий для её реализации).
· Положение о проблемной группе.
· Решение педсовета о принятии ООП в ДОУ.
· План повышения квалификации педагогов, соответствующий тематике ФГТ в ДОУ.
3.2. Дополнительные платные образовательные услуги
В 2009 году Приказом департамента образования администрации города Перми от 9 декабря 2009 г. № 1342 были утверждены методические рекомендации по организации платных дополнительных образовательных услуг в учреждениях отрасли "образование" г. Перми.
В соответствии с п.2. методических рекомендаций платные дополнительные образовательные услуги - это образовательные услуги, оказываемые на договорной основе сверх основной образовательной программы, гарантированной государственным образовательным стандартом, не финансируемые за счет средств бюджета. Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств бюджета. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.
Дошкольные образовательные учреждения вправе оказывать следующие виды платных дополнительных образовательных услуг:
· реализация образовательных программ за пределами основных образовательных программ, определяющих статус дошкольных образовательных учреждений;
· услуги логопедической, психологической и дефектологической помощи (коррекция нарушений речевого, психического или физического развития и т.п.) для детей дошкольного возраста;
· кружки по интересам (спортивно-оздоровительные, музыкальные, танцевальные и др.);
· индивидуальное и групповое обучение детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, по программам дошкольного образования.
В дошкольных учреждениях города Перми реализуются разные модели организации платных образовательных услуг семьям. Например, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 371» г. Перми является учреждением, обладающим ресурсной базой для функционирования Центра дополнительного образования «Микроцентр Семицветик». Перспектива развития центра – дальнейшее расширение сети дополнительных образовательных услуг в форме открытия семейного воспитания и домашнего образования для детей от 2 месяцев до 7 лет и их родителей на базе МАДОУ. «Центр развития ребенка – детский сад № 397» г. Перми предлагает широкий спектр услуг ресурсного центра по комплексному сопровождению семьи и раннему развитию детей.
Преобладающее большинство дошкольных образовательных учреждений выходят на рынок дополнительных платных образовательных услуг со схожим перечнем предложений:
· услуги логопедической службы (индивидуальные занятия, консультации для родителей, диагностика);
· программы разностороннего развития ребенка: логоритмика, ритмика, развитие мелкой моторики, английский язык, лепка из теста, подготовка к школе, танцевальные кружки, театральные студии, вокально-хоровые студии, плавание, волейбол, оздоровительная гимнастика;
· группы «Кроха», «Малышок» для детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Эксклюзивные предложения платных дополнительных образовательных услуг дошкольных учреждений г. Перми – досуговые мероприятия для всей семьи, новые формы работы с родителями, платные образовательные услуги групп выходного дня, консультации психолога.
3.3. Семейное образование
Семейное образование в г. Перми для дошкольников с 1 января 2009 года реализуется в рамках проекта «Мамин выбор», который предполагает предоставление ежемесячной компенсации в размере пяти тысяч рублей родителям, чьи дети не посещают детские сады.
Цель данного проекта – обеспечить жителям г. Перми, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, возможность реального выбора услуги дошкольного образования: ее содержательной направленности, объема, качества, поставщика.
Как правило, дети посещают частные детские сады, центры дополнительного образования, получают семейное воспитание. Важной особенностью следует назвать то, что детям из семей, находящихся в социально опасном положении, гарантированы места в муниципальных садах (такие семьи денежных выплат не получают).
Проект будет действовать до июля 2014 года по прежним правилам. После этого до 1 июля 2015 года согласован переход на выплату для детей инвалидов и малоимущих. Потом проект будет полностью закрыт.
С 1 сентября вступил в силу новый закон об образовании, согласно ст.17 которогородителям дается право организовать для своего ребенка семейную форму образования, при этом государство сохраняет за собой право контролировать данный процесс. Эта форма может быть востребована в семьях, где есть больные дети, дети с особыми образовательными нуждами или инвалиды. Родители, которые выберут эту форму образования для своего ребенка, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
В ряде негосударственных организаций и в структурных подразделениях муниципальных дошкольных образовательных учреждений функционируют Центры поддержки семейного воспитания. В таких Центрах проводятся занятия как для детей, так и для родителей, основой которых является совместная деятельность. Родители приобретают теоретические и практические навыки в вопросах дошкольного образования.
Услуга «Домашний воспитатель» направлена на оказание помощи семьям детей, не посещающих дошкольное учреждение по состоянию здоровья или по другим причинам (сидит с бабушкой, няней). «Домашний воспитатель» - это воспитание и обучение детей в привычных условиях семьи, оказание психолого-педагогической помощи родителям.
В Центрах поддержки семейного воспитания родители могут стать участниками «Семейного клуба», где в формате свободного общения происходит обсуждение часто встречающихся проблемных ситуаций в семейном воспитании и поиски их решения.
3.4. Инклюзивное дошкольное образование
В системе дошкольного образования г. Перми к 2013 году складывается несколько моделей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего видов. Выстраивается линия качественно нового взаимодействия специальных и дошкольных образовательных учреждений общего типа.
В настоящее время специальные дошкольные учреждения могут открывать группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ, по разным причинам не посещающих специальные (коррекционные) образовательные дошкольные учреждения или воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях общего типа, а также воспитывающихся дома.
В группах кратковременного пребывания проводится:
· коррекционная работа с детьми;
· обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи;
· оказание психотерапевтической помощи семье.
Основная организационная форма – индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном участии родителей. Группы работают в утренние часы и в вечернее время (а по возможности - и в выходные дни), с учетом потребностей родителей.
Открытие групп кратковременного пребывания позволяет оказывать поддержку большему контингенту детей. Повышается уровень профессиональной компетентности специалистов в силу необходимости освоения новых организационных форм поддержки, технологий воспитания и обучения детей раннего возраста, детей со сложной структурой нарушений, освоения технологий интенсивного обучения родителей.
Открытие групп кратковременного пребывания положительно сказывается и на дошкольных образовательных учреждениях общего типа:
· дети получают квалифицированную коррекционную поддержку и, как следствие, становятся более успешными;
· педагоги дошкольных образовательных учреждений общего типа, благодаря более тесному взаимодействию со специалистами групп кратковременного пребывания, начинают использовать более эффективные технологии поддержки ребенка с особенностями развития.
Наиболее подходящими условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции и инклюзии детей с особенностями развития располагают комбинированные образовательные учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы. Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, от которого зависит доступная и полезная для него «доля интеграции».
Модель полной и комбинированной интеграции характерна также для детей, получающих логопедическую помощь.
Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня. Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Частичная и временная интеграции реализуются в абсолютном большинстве дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида г. Перми.
3.5. Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-дошкольника является одним из вариантов, способствующих реализации индивидуально–дифференцированного обучения детей с особенностями развития.
По отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, специфика которых обусловлена характером развития, социально- психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка. Он содержит совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка.
Индивидуальные образовательные программы могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным направлениям или комплексному обучению и воспитанию ребенка. Структура индивидуальной образовательной программы зависит от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач.
При проектировании как структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, учитываются особенности каждого возрастного периода и выделяются соответствующие задачи и основные направления педагогической работы в рамках индивидуальной программы.
При проектировании структуры индивидуальной программы для ребенка раннего и дошкольного возраста и в ее содержательном наполнении основной упор делается на формировании ведущего вида деятельности и достижении задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. Структура и содержание индивидуальной программы для ребенка дошкольного возраста преимущественно строятся исходя из основных разделов программ дошкольного обучения и воспитания.
В основе проектирования индивидуальной образовательной программы стоит организация оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения с целью развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
Образовательные учреждения города Перми обладают различным опытом реализации моделей индивидуального образовательного маршрута. Например, МДОУ «Детский сад №20» реализует модель индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка. МДОУ «Детский сад №233» предлагает клиентоориентированную среду как базовое условие индивидуализации образовательной услуги для детей дошкольного возраста. МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 137» реализует индивидуальный образовательный маршрут как условие реализации интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное партнерство
Многие дошкольные учреждения активно сотрудничают с различными социальными институтами. Эффективным механизмом такого взаимодействия является система социального партнерства. Социальное партнерство в сфере дошкольного образования – это особый тип организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с участниками социально-педагогического партнерства (общественными организациями, социальными группами), нацеленной на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Развитие взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами направлено на сплочение разных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования и готовых вкладываться во всестороннее развитие личности ребенка. Взаимодействие с каждым социальным институтом решает свои определенные задачи в личностном развитии дошкольников.
В настоящее время в ряде ДОУ сложилась следующая система организации совместной деятельности с различными социальными институтами:
· заключаются договоры о совместной работе;
· формируется и реализуется план взаимодействия, включающий в себя сроки, формы, ответственных;
· информация о взаимодействии с социальными партнерами доводится до родителей воспитанников;
· по окончании учебного года проводится итоговая встреча участников социального партнерства и педагогов ДОУ, где подводятся итоги совместной деятельности и планируется дальнейшее сотрудничество.
Открытое образовательное пространство и партнерские отношения с различными социальными институтами позволяют дошкольным учреждениям качественно предоставлять образовательную услугу, о чем свидетельствует традиционно высокий спрос среди родителей на места в таких детских садах.
3.7. Мониторинг результативности дошкольного образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержит пункт 3.6, описывающий систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ОП. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения ОП. Промежуточные результаты освоения ОП раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Система мониторинганаправлена на обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценивать динамику достижений детей, сбалансированность методов, не приводя к переутомлению воспитанников и не нарушая ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
4. Анализ ресурсного потенциала дошкольной образовательной среды города Перми в аспекте разработки муниципальной модели дошкольного образования
4.1. Характеристика образовательной сети пермского дошкольного образования на 2013 год
Характеристика образовательной сети, а также перечень и объем оказываемых к 2013 году услуг позволяют получить представление о системе пермского дошкольного образования на момент появления концепции муниципальной модели дошкольного образования города Перми.
В Перми к 2013 году функционирует 170 учреждений дошкольного образования. Из них:
· 150 – муниципальных, в том числе две начальные школы-детский сад, 5 структурных подразделений школ;
· 11 – негосударственных (НОУ «EX PROFESSO» - детский сад «Созвездие» (дошкольные группы), НОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» (дошкольные группы), НОУ «Ор Авнер Хабад» (дошкольные группы), НОУ «Православная гимназия» (дошкольные группы), ЧДОУ «Родничок», НОУ «Детский сад «Мишутка», НОУ «Радуга», НОУ «Буратино», НОУ «Детский сад «Пермячок», Европейский детский сад «Маленькая страна», ЧОУ «Детский проект «Солнечный круг»);
· 9 – ведомственных (ФГУП «Гознак» – 3 ДОУ, ОАО «РЖД» – 6 ДОУ).
Таким образом, охват детского населения дошкольным образованием составил 71%, количество детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения – 42 146 человек. В семьях, имеющих детей с 1,5 до 5 лет и получающих пособие, проживают 56% от общего числа детей данного возраста.
Все дети предшкольного возраста имеют возможность получить дошкольное образование. Населению предоставляется государственная услуга в электронном виде по регистрации и зачислению детей в детский сад через Интернет.
В 2012/2013 учебном году началась активная работа по реализации образовательных программ, разработанных учреждениями самостоятельно на основе комплексных программ «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Школа 2100» с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В дошкольных учреждениях города, помимо услуги общеобразовательной направленности, оказываются услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития, а также функционируют группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией и аллергопатологией. Специализированной услугой в дошкольных учреждениях города Перми пользуются 2 660 детей.
С 2011 года реализуется проект «Образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья». В результате создана система сопровождения семей, имеющих таких детей. Например, в МДОУ №396 четыре года действуют 2 комбинированные группы, в которых воспитываются по 5 детей с нарушением речи в группах с детьми без нарушений развития.
В группах комбинированной направленности работают учитель-дефектолог, два воспитателя, младший воспитатель. Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия по развитию речи, слухового восприятия, обучению дошкольников с нарушенным слухом произношению и формированию элементарных математических представлений. Большая консультативная помощь оказывается родителям.
В МАДОУ реализуется полная интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Слабослышащие дошкольники являются равноправными активными участниками праздников и развлечений. Они вместе с нормально слышащими сверстниками посещают занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, а также физкультурные и музыкальные занятия.
В планах департамента открытие групп для аутичных детей на базе ДОУ №370, 394, 266, 178, 161.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 27 августа 2010 года № 560-п и в целях обеспечения гарантий детей-инвалидов дошкольного возраста на получение образования 220 родителей детей-инвалидов получают компенсацию части затрат на воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому.
Для развития творческого и спортивного потенциала детей города в 2012-2013 учебном году проводились различные мероприятия, некоторые из них стали уже традиционными:
· четвертый городской фестиваль детского творчества «Звездный дождик», в котором приняли участие почти 2 200 воспитанников из 121 дошкольного образовательного учреждения;
· IV-я Cпартакиада «Олимпийские надежды» среди воспитанников детских садов города Перми, в которой приняли участие 2 300 детей.
Внедрение ФГТ и ФГОС
Обучение педагогов ДОУ по внедрению ФГТ к структуре ООП ДО осуществлялось на базе ресурсного центра (ДОУ№ 6) и шести базовых площадкок в районах города (ДОУ №148, 352, 272, 55, 378, 29). Всего проведено 14 семинаров-практикумов для руководителей, воспитателей и специалистов дошкольного образования (охват педагогов – 599 чел.). Наиболее востребованными стали темы: «Психолого-педагогические подходы к системе мониторинга достижений детей дошкольного возраста по результатам освоения ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Интеграция образовательных областей при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В каждом районе создана сеть детских садов, работающих в одном направлении внедрения ФГТ.
В этом году был использован новый формат проведения мероприятий: отработка практических навыков и внедрение полученных результатов деятельности базовых площадок в широкую практику, привлечение к активному участию педагогов края. Продуктами деятельности прошедших мероприятий являются: банк инновационного опыта, где собраны теоретические и практические материалы, методические обучающие фильмы по направлениям работы базовых площадок.
Опыт работы базовых площадок был представлен на Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование в условиях реализации ФГТ: диалектика инноваций и традиций» в городе Чернушка Пермского края.
С целью совершенствования качества дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы прошел «Единый день ФГТ». В данном мероприятии участвовало 815 человек. На 7 презентационных площадках были проведены мастер-классы и презентации опыта работы по темам базовых площадок. По итогам мероприятия отмечены положительные стороны:
· реальная помощь от практиков, доступность представляемого материала;
· интересные практические советы;
· ценность представляемого опыта педагогов;
· возможность заимствования положительного опыта работы педагогов;
· высокий уровень удовлетворенности мероприятиями.
При подготовке к работе ДОУ в условиях внедрения ФГТ особую актуальность приобретает повышение квалификации заместителей заведующих по ВМР по освоению новых форм и методов работы, поиска эффективных путей совершенствования творческого мастерства педагогов.
Для обучения заместителей руководителей и методистов образовательных учреждений запущен проект «Школа методиста». Заседания школы, которые ведут специалисты департамента образования, методисты ЦРСО, опытные руководители ДОУ и заместители заведующих по ВМР проходят в интерактивной форме: мастер-класс, деловая игра, мозговой штурм, круглый стол, практические задания. В проекте принимают участие 48 заместителей заведующих и методистов ДОУ.
ФГОС дошкольного образования был утвержден только августе 2013г – его проект практически не обсуждался в рамках системы образования г. Перми, его элементы не апробировались в экспериментальном режиме, повышение квалификации по тематике ФГОС не велось.
Социальные партнеры
Социальные партнеры – физические лица и различные организации, выразившие согласие сотрудничать с образовательной организацией в различных вопросах: образования, финансов, культуры.
Социальные партнеры привлекаются в случае недостаточности ресурсов (профессиональных, информационных, финансовых) для реализации образовательных целей. Чтобы найти партнера, необходимо понять его образовательные интересы, партнерство возникает на пересечении образовательных интересов и целей.
Очевидно, что при имеющемся состоянии проектной культуры и опыта социального взаимодействия большинство ДОУ не способны выступать адекватными партнерами, и образовательные цели им будут навязаны извне более агрессивными партнерами.
Социализация
Все федеральные программы ДО с 2002 года содержат социально-личностное направление развития ребенка, предназначенное для успешной социализации детей дошкольного возраста.
В Пермском крае разработана авторская парциальная программа социального развития д.п.н., профессора Коломийченко Л.В., которая в течение 10 лет реализуется многими ДОУ г. Перми и Пермского края. В данной программе основная цель социального воспитания детей дошкольного возраста представлена как формирование базиса личностной культуры, закладывающего основу позитивно направленных отношений с субъектами социального мира. Содержание социального воспитания отражает элементы разных видов социальной культуры, доступных восприятию детей дошкольного возраста в соответствии с социокультурными идентификационными основаниями.
4.9. Результаты образовательной деятельности
Сохраняется ориентация большей части коллективов как муниципальных, так и частных ДОУ на образовательный процесс, а не на достижение конкретного образовательного результата, проявляющегося в продуктивной деятельности ребенка.
При наличии муниципального контроля условий реализации основной программы отсутствует системный мониторинг образовательной деятельности ДОУ.
В системе практически нет содержательной горизонтальной коммуникации. Как следствие, отсутствуют горизонтальные образовательные проекты и взаимодействия, нет муниципального взгляда на систему дошкольного образования.
В системе дошкольного образования есть понимание необходимости проектно-образовательных разработок. Но самостоятельно учреждения не способны организовать данную деятельность. Организовывать проектные работы в масштабе одного учреждения представляется малоэффективным.
Проектные разработки в дошкольном образовании города должны носить муниципальный масштаб.
5. Истоки и основания выделения принципов, подходов и целевых ориентиров к построению муниципальной модели дошкольного образования города Перми
5.1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Основные принципы, на которые опирается муниципальная модель дошкольного образования города Перми, заложены в целях и задачах Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и на<