Односложные слова из закрытого сл0га
Упражнение «КОГО ТЫ ВИДЕЛ?»
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, макака.
Ход игрового упражнения
Логопед показывает ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них, ипросит ответить на вопрос: «Кого ты видел?»
Оленя.. Енота.
Логопед: Ребенок:
Это олень. Кого ты видел? Оленя.
Это тюлень. -- Тюленя.
Это филин. -- Филина
Это енот. -- Енота.
Логоп | ед: | Ребенок: |
Это кабан. Кого ты видел? | Кабана. | |
Это лебедь. | Лебедя. | |
Это паук. | Паука. | |
Это хомяк. | Хомяка. | |
Это удод. | Удода. | |
Это макака. | Макаку. |
- Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением.
- Расширять и активизировать словарный запас.
13. Упражнение «ЧТО ТЪІ ДЕЛАЕШЬ?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование:сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетные картинки иговорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь? » Ребенок: Я копаю. Я катаю. Я болею. Я гуляю. Я думаю. Я падаю. Я бегаю. Я кидаю. | 14. Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: предметные картинки: монета, лебеди, петухи, копыто, домино, бумага. Ход игрового упражнения Логопед показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок, услышав правильное название предмета, изображенного на картинке, должен хлопнуть в ладоши и повторить слово. -
|
15. Упражнение «ЧТО ДЕЛАЛИ МЕТЕЛИ?» Цель: 1.Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов множественного числа прошедшего времени. 2. Развивать слуховое внимание и память. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку: «Послушай стихотворение и ответь на вопрос: «Что делали метели?» Логопед: Ребенок: Зимой над лугами летели метели. Летели. У дома завыли, на поле гудели. Завыли*, гудели. Напели метели мотивы зимы. Напели. И кутали снегом поля до весны. Кутали. (Стихотворение рекомендуется для разучивания.) | 16. Упражнение «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных в форме предложного падежа с предлогом «НА». 2. Развивать логическое мышление. Оборудование:предметные карт. и: кабаны, ягоды, кубики, лимоны, монет,. , поляна, калина, диван, буфет, комод. Ход игрового упражнения Перед ребенком выкладываются пары картинок.
Логопед предлагает положить одну картинку на другую и составить словосочетания с предлогом «НА», отвечая на вопрос: «Кто (что) на чем?» Одновременно анализируется логичность ситуации: «Так бывает или нет?» Ребенок: кабаны, на поляне ягоды на калине кубики на диване лимоны на буфете монеты на комоде |
17. Упражнение «НАЗОВИ ПО-ДРУГОМУ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: пилюля, каюта, галеты. Ход игрового упражнения Логопед показывает картинки, называет предметы, изображенные на них, и объясняет значение малознакомых слов. Логопед: Пилюля — овальная таблетка. Каюта — комната на корабле. Галеты — сухое, несладкое печенье. Затем предлагает ребенку заменить слова в предложении с опорой на картинку. Логопед: Ребенок: Пете дали овальные таблетки. ... пилюли. На корабле удобные комнаты. ... каюты. | 18. Упражнение «ЧЬИ ВЕЩИ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа в предложениях. 2. Учить образовывать притяжательные прилагательные. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Ребенок: мамина помада, папины медали. Бовины кубики, тетины утята. Ванины монеты. Полины билеты. Петина бумага, дядины погоны. Логопед: Ребенок: У мамы помада. Это чья помада? Это мамина помада, У папы медали. Это чьи медали? Это папины медали У Вовы кубики. Это чьи кубики? Это Вовины кубики, У тети утята. Это чьи утята? Это тетины утята. У Вани монеты. Это чьи монеты? Это Ванины монеты У Коли билеты. Это чьи билеты? Это Колины билеты У Пети бумага. Это чья бумага? Это Петина бумага, У дяди погоны. Это чьи погоны? Это дядины погоны. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 2-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У хаты тополя. Мы видели филина. У дома пели петухи. Лилии и пионы увяли. У дома воды по колено. Бабуля выпила пилюли. У Полины новая помада. На поляне гуляли олени. Катя и Вова вымыли ягоды. Дима и Петя удили налима. Коля и Толя ходили на охоту. Мама и няня купали Полину. До обеда мы гуляли на поляне. Полина и Елена копали канаву. Полина и Никита лепили лебедя. На камине дети увидели паука. У Никиты болело левое колено. У дома малина, лилии и пионы. Таня и Катя полили пионы и томаты. | Упражнение «ДОГОВОРИ СЛОВО» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. 2. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Вариант 1 Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком М, затем называет слово полностью Логопед: Ребенок: До дом Да дам ДЫ М дым Ко ком Га гам Та там Вариант 2 Ребенок произносит первый звук М, логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью.
(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.) |
Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, окоторых можно сказать «мой». Ребенок: мой дед мой мех мой тюль мой лед мой пух мой пень Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
|
24. Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. 2. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям. 3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь. Логопед: Ребенок: Ветвистая, высокая, зеленая, колючая... ель. Старый, кирпичный, двухэтажный... дом. Грозный, большой, с лохматой гривой... лев. Большой, круглый, снежный... ком. Белый, легкий, птичий... пух. | 25. Упражнение «ЛАБИРИНТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. 2. Развивать зрительное и слуховое внимание. Оборудование: бланк с переплетенными линиями. Ход игровогоупражнения Логопед читает начало фразы, ребенок прослеживает линию глазами и находит ее конец. Логопед читает слово, ребенок повторяет его, затем произносит предложение полностью. Ребенок: мак (У Тани мак.) пень (У дома пень.) тень (У дуба тень.) фен (У мамы фен.) конь (У папы конь.) |
Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки. Логопед: Ребенок: Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад.. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? Май
| 27. Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ» Цель:
|
28. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры! 4-го типа при употреблении имен существительных! с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково». а) с суффиксом -ИК- Ребенок: Логопед: Котик кот Нолик ноль Домик дом Томик том Годик год
| 29. Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Формировать навыки звукового синтеза. 3. Развивать слуховое внимание. 4. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью
(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий.) |
30. Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении синонимов. 2. Формировать целостное восприятие предмета. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки, разрезанные на две части. Ход игровогоупражнения Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например про «дом» можно сказать «здание» ит.д. Логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет себе, другую отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку и назвать изображенный на ней предмет по-другому. Логопед: Ребенок: здание — дом лошадь — конь книга — том дорога — путь битва — бой | Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово в единственном числе.
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.) |
35. Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: парные сюжетные картин. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке. Логопед: Ребенок: поет — поют идет — идут дует — дуют ведет — ведут едет — едут лепит — лепят летит — летят моет — моют дает дают |
|
37. Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты девять таких предметов». а) с окончанием -ОВ б) с окончанием -ОК Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: один дом — девять домов одна ветка — девять веток один кот — девять котов одна нитка— девять ниток один кит — девять китов одна банка — девять банок один бык — девять быков одна кепка — девять кепок один бак — девять баков одна дудка—девять дудок один мак — девять маков одна губка — девять губок один дуб — девять дубов одна будка — девять будок один люк— девять люков одна утка —девять уток в) с нулевым окончанием одна минута — девять минут одна монета — девять монет один утенок — девять утят один котенок'— девять котят один теленок — девять телят одна ягода — девять ягод одна вафля — девять вафель одна капля — девять капель одно окно — девять окон (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на три занятия.) | 38. Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры ; 4-го типа в предложениях. 2. Учить образовывать притяжательные прилагательные. 3. Развивать слуховое внимание и память. Ход игрового упражнения Логопед произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные. Ребенок: Это мамин букет. Это папин пудель. Это Бовин кубик. Это Анин бубен. Это Танин пакет. Это Катин хомяк. Логопед: У мамы букет. Это чей букет? У папы пудель. Это чей пудель? У Вовы кубик. Это чей кубик? У Ани бубен. Это чей бубен? У Тани пакет. Это чей пакет? У Кати хомяк. Это чей хомяк? 39. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку картинки и предлагает закон-
|
40. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, березы; маки, лилии. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Как назвать одним словом: буфет, комод, диван? Мебель. тапки, туфли, кеды? Обувь. Каких деревьев много в лесу? Дубов, елей, сосен, берез. Каких цветов много в саду? Маков, лилий. | 41. Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2. Уточнять лексическое значение слов-омонимов. 3. Учить отгадывать загадки. 4. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:сюжетная ипредметная картинки: каток ледяной и асфальтный. Ход игрового упражнения Логопед выкладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»: 1. Площадка для катания на коньках, покрытая льдом 2. Машина для укатывания и выравнивания дороги. Затем предлагает ребенку отгадать загадки: Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы на коньках Грузная, огромная. С друзьями покататься. И теперь у нас дорога, Ну, акогда весна придет, Как линейка, ровная. Нам нужно с ним расстаться., Ребенок называет отгадки ипоказывает соответствующие картинки. |
42. Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту. 2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку. Оборудование: сюжетная картинка. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ: «У тети Кати девять котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика». Логопед просит ребенка ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Сколько котят у тети Кати? У тети Кати девять котят. Кого она дает Олегу? Она дает Олегу котика. Кто будет у Олега? У Олега будет котик. Как Олег будет относиться к котику? Олег будет любить котика. Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку. | 43. Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть — надеть». 2. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» — «одеть»: НАДЕТЬ можно что-то; ОДЕТЬ можно кого-то. Затем предлагает ребенку дополнить предложения одним из этих слов. Логопед: Ребенок: Мама... маленького сына. одела На улице холодно, надо... шубу. надеть Олег... Петю и пошел с ним гулять. одел Иван... шапку. Надел Мама песенку допела, Мама девочку... одела |
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
| 5. ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (5-й типслоговой структуры) 46. Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и память. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
|
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
| 62. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масле, бинт. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». а) с окончанием -ОЙ Логопед: Двор метут чем? Моются чем? Шьют чем? Угощают чем? Едят чем? б) с окончанием -ОМ Хлеб намазывают чем? Рану бинтуют чем? |
63. Упражнение «ЧЕГО (КОГО) НЕТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры б-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты. Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос: «Чего (кого) нет?»
| 64. Упражнение «ОДИН — ПЯТЬ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов». а) с нулевым окончанием б) с окончанием -ЕЙ Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: одна комната — пять комнат один огонь — пять огней одна конфета — пять конфет один уголь — пять углей одни колготы—пять колгот один камень — пять камней одна яблоня —пять яблонь один ливень — пять ливней одна котлета — пять котлет один бивень — пять бивней одно яблоко — пять яблок один парень — пять парней* один корень — пять корней* |
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу. а) с суффиксом -Н- и окончанием -ЫЙ Логопед: Ребенок: котел из меди — медный котел бульон из рыбы — рыбный бульон* костюм из ваты — ватный костюм
| 66. Упражнение «КТО ЭТО?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа. 2. Упражнять в словообразовании. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: Кто мелет муку? Мельник. Кто кладет печи? Печник*. Кто ухаживает за лесом? Лесник. Кто много шутит? Шутник*. Кто рубит и продает мясо? Мясник. Как называется спортсмен, • который катается на лыжах? Лыжник*. Кто пасет коней и коров? Пастух. Кто кует цепь? Кузнец. Кто много ленится? Лентяй. Кто много болтает? Болтун. Кто лечит больных? Доктор*. Кто управляет самолетом? Летчик*. (Лексический материал упражнения рекомендуется раз делить на два занятия. Существительные с суффиксом -НИК-используются на первом занятии.) |
67. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА». 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы. Логопед: Ребенок: На чем люди передвигаются по воде? На лодках, на яхтах. На чем катаются дети зимой? На санках, на коньках. На чем лежит снег зимой? На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках*, на ла Наши рекомендации
|