Создание условий для развития и воспитания детей в соответствии
с требованиями Стандарта
Требования к психолого-педагогическим условиям
1) уважительное отношение взрослых к ребенку, поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия всех педагогов, специалистов дошкольной организации и родителей с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и их взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности;
5) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
6) создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей;
7) поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольной организации.
Требования к организации педагогического процесса
1) обеспечение дошкольной организации педагогическими кадрами, имеющими дошкольное образование;
2) повышение профессионального мастерства педагогических кадров;
3) консультативная поддержка педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, в том числе инклюзивного образования;
4) обеспечение организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
Требования к организованной учебной деятельности
1) обеспечение максимально допустимого объема и продолжительности организованной учебной деятельности;
2) соответствие организованной учебной деятельности всех возрастных уровней дошкольного воспитания и обучения санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
Нормативная учебная нагрузка в неделю определена Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года и реализуется в ходе организованной учебной деятельности.
В группах дошкольной организации максимально допустимый общий объем недельной учебной нагрузки:
для детей раннего возраста - 7 часов;
для детей I младшей группы - 9 часов;
для детей II младшей группы- 12 часов;
для детей средней группы - 14 часов;
для детей старшей группы - 20 часов;
для детей класса предшкольной подготовки -24 часа.
Продолжительность ОУД в разных возрастных группах составляет:
для детей раннего возраста – 7-15 минут;
для детей среднего дошкольного возраста – 15-20 минут;
для детей старшего дошкольного возраста – 25-30 минут.
Продолжительность перерывов между ними должна быть 10-12 минут, во время которых организуются подвижные игры умеренной интенсивности.
В соответствии с Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения вариативный компонент вводится, начиная со второй младшей группы. Общий объем недельной учебной нагрузки составляет:
для детей второй младшей группы- 1 час;
для детей средней группы - 2 часа;
для детей старшей группы - 3 часа.
При определении вариативного компонента должны быть учтены возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы детей и направленность дошкольной организации.
Вариативный компонент, как часть ОУД, организуется высококвалифицированными специалистами во вторую половину дня, не превышая уровень допустимой нагрузки для детей дошкольного возраста. Комфортные условия дошкольной организации помогают хорошо адаптироваться и развиваться каждому ребенку, получить необходимые знания, умения и навыки.
4. Требования к предметно-пространственной развивающей среде
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-пространственная развивающая среда направлена на:
- эффективную реализацию содержания Типовой программы с использованием современных дидактических материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;
- охрану и укрепление здоровья детей;
- коррекцию недостатков в развитии детей, создание условий для инклюзивного образования;
- реализацию различных образовательных и развивающих программ;
- обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей;
- создание эмоционального благополучия детей во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми в предметно-пространственном окружении;
- обеспечение возможности для самовыражения детей.
При создании предметно развивающей пространственной среды следует учитывать гендерный подход и обеспечивать специфичными предметами, игрушками и материалами для девочек и мальчиков.
Предметно развивающая пространственная среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации других областей. Подбор оборудования осуществляется для следующих видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и другие, которые в наибольшей степени способствуют творческому, психологическому и физическому развитию детей.