Раздел 2. Федеральные законы в области социальной защиты инвалидов
Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции РФ эти права были закреплены в Семейном кодексе РФ, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", в Федеральных законах от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и др. Особое значение имеет Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов. Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в принятых законах часто отсутствуют механизмы их реализации.
Как уже отмечалось ранее, значительные изменения в формировании нового отношения к человеку с ограниченными возможностями здоровья стало отмечаться лишь с провозглашением Конституцией России социальным государством. Согласно Конституции 1993 г., политика Российского государства должны быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер труда, обеспечивается государственная социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В статье 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Большое значение в федеральном законодательстве в области образования лиц с ограниченными возможностями занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»(принят Государственной Думой РФ 03.07.1998). Данный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В нем выделены основные направления обеспечения прав ребенка в РФ, организационные основы гарантии прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
Право инвалидов на получение образования закреплено действующим Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.)в котором говорится, что государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
В соответствии с положениями чч.5, 6 ст. 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специализированные профессиональные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Федеральный закон «Об образовании»от 10 июля 1992 г.(с изменениями и дополнениями на июль 2012 г) определяет право на образование как одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В этом законе определены основные принципы государственной политики в области образования:
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Статьей 5 рассматриваемого закона гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других видов дискриминации; обеспечивается его общедоступность и бесплатность.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Согласно п. 12 ст.34 для лиц с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться образовательные учреждения, в которых будет осуществляться обучение людей с инвалидностью.
Важной частью нормативно-правовой базы в области образования детей-инвалидов являются правительственные документы, определяющие общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Так, например, Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Данный документ регламентирует создание коррекционных (компенсирующих) учреждений дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения, коррекционные учреждения начального профессионального образования. Типовое положение распространяется на специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов и типов. Оно также регулирует деятельность всех государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создавая благоприятные условия обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе.
Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. «О национальной доктрине образования в РФ», определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период 2025 г. Доктрина предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно- ориентированное обучение и воспитание.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р) (Извлечение).
В разделе 8 этой Концепции определены меры, направленные на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей. Для этого, в свою очередь, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных социальных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защитной функции социального развития и создающей механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых категорий населения. Основными целевыми ориентирами социальной политики являются, в том числе, и рост удельного веса детей-инвалидов, получивших социальные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве в 2010 году до 42-45 процентов против 31-40.3 процента в 2006-2007 годах, а к 2020 году – до 50-60 процентов. Целевыми ориентирами также являются достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в России 40 процентов от общего числа инвалидов.
Приоритетными направлениями долгосрочной социальной политики социальной поддержки являются:
-улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов. Позитивные изменения в данном направлении предполагают изменения в системах здравоохранения и образования за счет повышения доступности и качества их услуг;
-повышение эффективности социальной поддержки семьи, в том числе: усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширения рынка образовательных услуг для детей, полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских государствах, создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания;
-реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе: организационное и институциональное совершенствование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, повышения уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных средств реабилитации, укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий;
- социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе: обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за помощью с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями.
«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» - приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/6. (Извлечение).
В данном нормативном документе психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачипсихолого-педагогического сопровождения:
– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
– психологическое обеспечение образовательных программ;
– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
– профилактика;
– диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
– консультирование (индивидуальное и групповое);– развивающая работа (индивидуальная и групповая);
– коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
– экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Одним из обоснованных направлений решения задачи обеспечения доступа к качественному образованию детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями) выступает реализация вариативных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов, отрицательных установок. Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками являются существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
«Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6 (Извлечение).
Этот документ направлен на определения содержания процесса социальной адаптации умственно отсталого выпускника и содержит рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с углубленной трудовой подготовкой. Социальная адаптация, в этом документе рассматривается как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом сам социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения. Внедрение в практику образования детей с умственной отсталостьюсистемы 10-12 классов стало возможным благодаря Типовому положению оспециальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденномупостановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, иУчебным планом, утвержденным Приказом от 10.04.02 N 29/2065-п. В настоящее время в Российской Федерации ряд специальных (коррекционных) учреждений VIII вида имеет экспериментально апробированный опыт организации образовательного процесса в 10-12 классах. В соответствии с новой постановкой задач меняются и направления трудовой подготовки. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ряде школ субъектов РФ, учащимся этих школ доступны и новые профессии, такие как "Озеленение", "Основы электродела", "Кружевоплетение", "Работа с кожей". В этой связи можно выделяются некоторые существенные условия организации целенаправленной грамотной работы по обучению и воспитанию умственно отсталых подростков в старших классах. 1. Классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой открываются на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 2. Открытие классов (групп) с углубленной трудовой подготовкой возможно лишь при наличии хорошей материально-технической базы производственного обучения, программно-методического и кадрового обеспечения. 3. В Уставе учреждения обязательно должны быть внесены изменения и дополнения, определяющие новый статус школы и его обеспечение. 4. Финансирование классов (групп) с углубленной трудовой подготовкой осуществляется из средств бюджета специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида, на базе которого они открываются. 5. Учащиеся принимаются в коррекционные классы с углубленной трудовой подготовкой на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. 6. Прием в 10-12 классы проводится на основании заявления родителей (законных представителей), решения педсовета о необходимости и целесообразности продления срока пребывания в образовательном учреждении по каждому обучающемуся персонально. 7. Цели и задачи организации 10-12 классов определяются причинами, в основе которых лежат интересы и потребности умственно отсталых детей и их родителей, определенные в данном документе: - углубленная трудовая подготовка, - углубленная социально-бытовая ориентировка в обществе. 8. Комплектование классов проводится в соответствии с Типовым положением. 9. Наполняемость классов составляет не более 12 человек, а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 человек. 10. Обучающиеся специального (коррекционного) учреждения объединяются по профессиям (специальностям) в учебные трудовые группы.Наполняемость групп 6 человек. 11. Состав контингента обучающихся может носить смешанный характер по степени умственной отсталости и может быть однородным, что предпочтительнее. 12. Учебный план составляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.-576-96 по предельно допустимой недельной нагрузке.Распределение учебных часов по предметам и набор учебных предметов определяется самим учреждением на основании Базисного учебного плана изависит от степени умственной отсталости обучающихся. Распределение учебных часов и набор предметов также должны соответствовать основнымзадачам образования (углубленная трудовая подготовка, углубленная социально-бытовая ориентировка в обществе). 13. Содержание образования в 10-12 классах с углубленной трудовой подготовкой определяется образовательной программой (образовательнымипрограммами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизическогоразвития и индивидуальных возможностей обучающихся и утвержденнойместными (муниципальными) органами управления образования. 14. В определении содержания трудового обучения целесообразно учитывать учебные программы учреждений начального профессиональногообразования данного региона, что впоследствии даст возможность выпускникам продолжить свое обучение в ПУ. 15. Обучение в классах (группах) с углубленной трудовой подготовкой может завершаться аттестацией по трудовому обучению. Приналичии договора о сотрудничестве с образовательными учреждениями начального профессионального обучения, документов, регламентирующихпорядок проведения экзамена (письмо РФ N 29/1446-6 от 14.03.01 г.), и соответствующих региональных документов, экзамен могут принимать комиссии профессиональных училищ. По результатам экзамена учащимся,успешно усвоившим программу трудового обучения, присваивается квалификация по избранной профессии с выдачей свидетельства государственного образца. 16. При составлении программ и методических материалов по предметам, входящим в учебный план, можно использовать опубликованныев сборниках "Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида" (Книга 1. Книга 2. Москва, издательство "НЦ ЭНАС", 2001), "Трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида (новые учебные программы)" (Москва, издательство "НЦ ЭНАС", 2001), подготовленных педагогическим коллективом специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида N 77 г. Москвы. В зависимости от конкретных условий социума, в котором территориально расположена школа, и состава учащихся данной школы содержание образовательной программы учреждения возможно и необходимо модифицировать. 17. При выборе профиля углубленной трудовой подготовки Министерство образования рекомендует использовать примерный переченьпрофессий: токарь, токарь-расточник, слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник (ремонт машин и оборудованияразличного назначения), маляр (строительный), облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, облицовщик синтетическими материалами, штукатур, печник, паркетчик, плотник, столяр (строительный), изготовитель шаблонов, обойщик мебели, отделочник изделий из древесины, сборщик изделий из древесины, столяр, плетельщик мебели, цветочница, вязальщица трикотажных изделий (полотна), сортировщик обувных изделий (полуфабрикатов и материалов), обувщик по ремонту обуви, затяжчик обуви, раскройщик материалов, сборщик верха обуви, сборщик низа обуви, сборщик обуви, портной, скорняк-наборщик, скорняк-раскройщик, сортировщик изделий (полуфабрикатов и материалов), вышивальщица, швея, брошюровщик, переплетчик, выжигальщик по дереву, изготовитель художественных изделий из бересты, изготовитель художественных изделий из дерева, изготовитель художественных изделий из лозы, резчик по дереву и бересте, фанеровщик художественных изделий из дерева, гончар, изготовитель художественных изделий из керамики, обработчик изделий из кости и рога, резчик по кости и рогу, художник декоративной росписи по металлу, художник росписи по дереву, художник росписи по эмали, парикмахер, ретушер, фотолаборант, оператор машинного доения, виноградарь, овощевод, плодоовощевод, табаковод, хмелевод, цветовод, чаевод, пчеловод. Предлагаемое увеличение сроков обучения подростков с нарушением интеллекта преследует цель не только совершенствования их профессиональных навыков, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного общества.
«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 (Извлечение).
В представленной Концепции содержаться положения о включении лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа - дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений. Концепция, опираясь на нормы международного гуманитарного права, а также российского законодательства провозглашает:
1. Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
2. Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. В этой области принципиально важна продуманная государственная политика, не допускающая "перекосов" и "перегибов". Необходимо взвешенное сочетание принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях.
3. Наиболее важными периодами развития детей-инвалидов являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты, особенно младенческий, ранний. Данные периоды жизни детей-инвалидов требуют от государства и общества и семьи повышенного внимания, т.к. именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и избежать формирования особой позиции в среде здоровых путем нормализации жизни ребенка в семье и включения родителей в процесс (ре)абилитации. Необходимо достроить систему специального образования для детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, дополнив ее недостающим звеном - ранним выявлением (с периода новорожденности) и ранней (с первых дней жизни) комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощью.
4. Медицинские, социальные и образовательные учреждения должны обеспечивать родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической (ре)абилитации.
5. Работа с семьей начинается с момента обнаружения у ребенка того или иного физического или интеллектуального нарушения и осуществляется специалистами центров раннего вмешательства, лечебной педагогики, абилитационных и реабилитационных, медико- педагогических, сурдологических центров, сурдологопедических отделений детских поликлиник, включая группы кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях.
6. С раннего возраста специалисты помогают родителям включать детей с умственными и физическими недостатками в пространство общения здоровых детей и налаживать взаимоотношения родителей. Специалисты привлекают родителей в качестве полноценных партнеров при составлении индивидуальной программы (ре)абилитации.
7. Все дети с момента выявления отклонения в развитии должны быть обеспечены необходимыми техническими средствами: манежами, массажерами, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми слуховыми аппаратами) и т.д.
8. В раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
9. Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом отдельном случае исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
10. Роль родителей в процессе (ре)абилитации качественно изменяется: они включаются в жизнь детского коллектива группы, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции. Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых занятиях воспитателей и на индивидуальных занятиях специалистов.
11. Одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием является создание и развитие принципиально новых образовательных учреждений-учреждений комбинированного типа, включающих в себя дошкольные группы или классы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития. Именно в этих учреждениях могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.).
12. Все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. Образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и/или лифтами.
13. Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками из детского сада.
14. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
15. Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Часть детей с особыми потребностями пользуется поддержкой специалиста на уроках.
16. Родители принимают активное участие в процессе (ре)абилитации детей. Они имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
17. Помимо интегрированного образования одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе, используется форма группового обучения детей-инвалидов одной категории в спецклассе массовой общеобразовательной школы. В этом случае спецкласс обеспечивается необходимым оборудованием для полноценного осуществления общеобразовательного процесса. Следует предусмотреть систематическое участие детей из специальных классов в проведении общешкольных праздников, совместных уроков (рисования, труда, ритмики, физкультуры, домоводства и др.), экскурсий, походов и т.д.
18. Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ и детских садов основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками, что обеспечит возможность их полноценного образования. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
19. Часть таких специалистов уже успешно работает в центрах раннего вмешательства, абилитации, реабилитации, лечебной педагогики, сурдопедагогических и медико-педагогических центрах и сурдологопедических кабинетах детских поликлиник, а также в спецгруппах и спецклассах детских садов общего и комбинированного типа и массовых общеобразовательных школ. Они могут стать (а некоторые уже стали) консультантами воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений. Других специалистов, в том числе и учителей-дефектологов специальных учреждений и специалистов психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) специальных школ, необходимо готовить через систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
20. Интегрированное обучение предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования (на всех уровнях, включая и высшее) в общеобразовательном пространстве. При этом реализуются как образовательные профессиональные программы (в соответствии с государственным стандартом), так и реабилитационные мероприятия (компенсация ограничений жизнедеятельности).
21. Введение в широкую практику интегрированного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется постепенно, по мере подготовки квалифицированных кадров и изменения отношения общества к детям-инвалидам.
22. Интегрированное обучение строится на основе Закона РФ "Об образовании".
«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» -Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03(Извлечение).
Данное Письмо Министерства образования РФ направлено на внедрению в практику работы дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения, которое позволяет расширить охват детей, необходимой коррекционно - педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Интегрированное воспитание и обучение рекомендовано осуществлять в ДОУ комбинированного вида, в которых может быть организовано воспитание практически всех категорий дошкольников путем создания смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определёнными отклонениями в развитии. Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развитии.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссия по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
"Об использовании дистанционных образовательных технологий" - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 (Извлечение).
В данном документе устанавливаются правила использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образов.