Международные правовые акты о социальной защите инвалидов
Вопрос:В последнее время все чаще детям на переосвидетельствовании снимают инвалидность, хотя нарушения в состоянии здоровья ребенка очевидны и он нуждается в реабилитации. Какие права сохраняются за ребенком с диагнозом ДЦП в случае если инвалидность сняли?
Ответ: За ребенком, с диагнозом ДЦП в случае снятия инвалидности сохраняются следующие права:
-право на бесплатные лекарства;
-право на ортопедическую обувь (2 пары);
-право на санаторно-курортное лечение по линии Министерства здравоохранения РФ;
-массаж и ЛФК в поликлинике.
Вопрос:Мы не согласны с решением МСЭ. Куда следует обратиться?
Ответ: Если Вы не согласны с Заключением МСЭ его можно обжаловать в 30-дневной срок в ФГУ Главное бюро МСЭ по РБ. Для этого необходимо написать заявление в ФГУ Главное бюро МСЭ по РБ, которое в течение месяца должно проанализировать ситуацию и вынести решение. Если и это решение Вас не устраивает можно обратиться в суд, в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Какие дополнительные образовательные услуги предоставляются детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет и как ими можно воспользоваться?
Ответ: Существует Программа предоставления дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет. Программой можно воспользоваться, если:
1. Ребенок не посещает дошкольное образовательное учреждение, но ему необходимы занятия коррекционных педагогов.
2. Ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, ходит в обычную группу (не коррекционную), но для развития нуждается в занятиях коррекционных педагогов.
По данной Программе ребенок может прийти в дошкольное образовательное учреждение и получить занятия у: логопеда, психолога, дефектолога, педагога по творчеству. Количество занятий определяется ПМПК, о чем выдается соответствующее заключение. Оплата за эти занятия дошкольное образовательное учреждение получает из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Для того, чтобы воспользоваться этой Программой необходимо:
1. Сообщить о Вашем желании в отдел образования по месту регистрации ребенка.
2. Получить заключение ПМПК о количестве, необходимых для ребенка занятий.
3. Подать заявление и предоставить необходимые документы в дошкольное образовательное учреждение.
Перечень дошкольных образовательных учреждений г. Уфа, реализующие дополнительные образовательные услуги по Программе можно уточнить в Управлении образования г. Уфы.
Международные правовые акты о социальной защите инвалидов
ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА
(ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИИХ РЕБЕНКА -ИНВАЛИДА)
УФА - 2012
БАШКИРСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД»
ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»
ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА (ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИИХ РЕБЕНКА - ИНВАЛИДА)
УФА - 2012
Пособие составили:
Хуснутдинова З.А. – д.мед.н., профессор кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БГПУ им. М. Акмуллы
Саитгалиева Г.Г.– к.соц.н., доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БГПУ им. М. Акмуллы
В представленном пособии раскрываются правовые аспекты социальной защиты ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в области проблем получения образования. Дается содержание законодательных документов, касающихся возможностей обучения детей с инвалидностью.
Пособие предназначено для родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
© Чтобы знать свои права: вопросы и ответы. (Пособие для родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью) – Уфа, 2012. – 83 с.
Уважаемые родители!
Современное общество предъявляет к человеку серьезные требования, нацеливая его на достижение высоких результатов во всех сферах его деятельности. Наиболее важное значение, в этой связи приобретает образование, которое становится важным фактором жизненного успеха человека и способствует достижению его материального благополучия.
В Российской Федерации и в Республике Башкортостан принимаются законодательные документы, направленные на решение важнейших проблем в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в России большое распространение получает инклюзивное (включенное) образование, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но предусматривающая создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эти особые условия должны обеспечивать доступ к образованию для детей с особыми потребностями и подразумевают создание безбарьерной среды в обучении, техническое оснащение образовательных учреждений, разработку специальных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с инвалидностью.
Существующие правовые документы в этой области можно разделить на несколько уровней: международные документы, законодательно-нормативная база федерального уровня, а также документы правового характера, принимаемые на уровне субъекта и муниципальном уровне.
Законодательная база в отношении социальной поддержки и помощи людям с инвалидностью постоянно обновляется и дополняется. К сожалению, не всегда бывает доступно содержание тех или иных законов, указов, постановлений. Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда законодательные документы приняты, но механизмы исполнения принятых законов осложнены в силу разных обстоятельств.
Надеемся, что пособие, которое Вы держите в своих руках, поможет Вам ориентироваться в существующем многообразии правовых документов и создаст возможности более полной реализации прав и льгот, предоставляемых государствам людям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья в области получения образования.
Содержание
Раздел 1. Международные правовые акты о социальной защите инвалидов…………………………………………………………………………5
Раздел 2. Федеральные законы в области социальной защиты инвалидов……………………………………………………………………….11
Раздел 3. Правовые основы социальной защиты инвалидов в Республике Башкортостан……………………………………………………44
Раздел 4. Вопросы-ответы…………………………………………….53
Раздел 1. Международные правовые акты о социальной защите инвалидов
1.Всеобщая декларация прав человека от 10.12 1948 г. (извлечение)
В этом документе провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получила позиция, что она в силу обычая приобрела обязательную силу. Этот документ имеет основополагающее значение для защиты прав человека с ограниченными возможностями, поскольку речь идет о людях, равных в своих правах с другими людьми и послужила основной и отправной точкой для разработки многих документов и резолюций по данному вопросу, которые были приняты в последствии.
Всеобщая декларация прав человека закрепляет право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурных областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (Статья 22).
В декларации также отмечается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (п.1, Статья 25).
2. Декларация прав ребенкаот 20 ноября 1959 г. (извлечение).
Согласно этому документу, ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния (Статья 5).
3. Декларация о правах инвалидовот 9 декабря 1971 г. (извлечение).
В этом международном документе закреплены гражданские и политические права инвалидов, в частности право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность, право на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои способности и возможности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции.
4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (извлечение).
Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (Статья 23).
Ребенку должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к рудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка (п.3 Статья 23).
В 1994 году ООН были утверждены Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Этот документ охватывает все стороны жизнедеятельности инвалида, основан на принципе обеспечения равных возможностей предусматривая, что «инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться и жить в своих общинах».
5. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г. (извлечение).
Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.
Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов и присущего им достоинства, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение прав детей-инвалидов.
Положения об инклюзивном образовании также включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье 24 Конвенции в частности говориться о том, что все инвалиды имеют право на образование; в целях реализации инвалидами права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека (Конвенция о правах инвалидов (2006г.) Ст. 24). Инвалиды должны иметь наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. При этом должно быть обеспечено разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности. Инвалиды должны получать внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
После вступления Конвенции в силу ООН был сформирован Комитет по правам инвалидов, который занимается мониторингом реализации Конвенции на национальном уровне. 24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
6. Европейская социальная хартия. Это основополагающий документ, который регулирует права граждан в социальной среде. Россия вступила в Совет Европы, а значит должна присоединиться к Хартии. В статье 15. Европейской социальной хартии определено право нетруспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни. Для обеспечения эффективного осуществления права на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни нетрудоспособных лиц независимо от возраста, характера и происхождения их нетрудоспособности Стороны, в частности, обязуются:
1. Принять необходимые меры для того, чтобы профессионально ориентировать лиц с пониженной трудоспособностью и предоставить им возможность профессиональной подготовки (там, где это возможно) в рамках
общей системы образования, а там, где это невозможно, через специализированные государственные и частные учреждения;
2. Активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и поддержки инвалидов;
3. Содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности, и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.
Таким образом, все вышеперечисленные международные документы повлияли на изменение отношения общества к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и послужили основой для формирования внутренней политики многих государств, которая направлена на признание необходимости создавать условия, при которых каждый человек, независимо от своего состояния имеет возможность вести полноценную независимую во всех отношениях жизнь.