Опросник «Оценка школьной мотивации»
Данный опросник может быть использован при индивидуальном обследовании учащихся 3-4 классов, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 варианта предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать номера тех, ответы которые им подходят.
2. Диагностические тетради с текстом опросника раздаются всем ученикам, и педагог просит отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше вероятность получения социально желательных ответов, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получать более достоверные ответы на вопросы анкеты, и он предпочтителен в работе со школьниками 3—4-х классов.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а в 4-м классе — признаком возможных трудностей адаптации при переходе в среднюю школу. Повышение уровня мотивации может быть ситуативным и достигнуто за счет успехов в учебе в данный момент, но в целом свидетельствует о положительной динамике в обучении и развитии.
При обработке результатов для получения более полной картины отношения ребенка к школе полезно сочетать подсчет суммарного балла с анализом ответов школьника на отдельные вопросы. Это позволит, например, выяснить, какая сфера школьной жизни вызывает у ребенка больший, а какая — меньший интерес.
Обработка результатов:
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
> ответ ребенка, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
> нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т. п.) оценивается в 1 балл;
> ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой.
3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации.
4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают сложности в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3—4-х классов -это дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учебе. Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:
№ вопроса | Оценка за 1-й ответ | за 2-й ответ | за 3-й ответ |
0 | | |||
__ 0 |
Вопросы к опроснику «Оценка школьной мотивации»
1. Тебе нравится в школе или не очень?
> не очень;
> нравится;
> не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с
радостью идешь в школу или тебе часто хочется
остаться дома?
> чаще хочется остаться дома;
> бывает по-разному;
> иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или
остался бы дома?
> не знаю;
> остался бы дома;
> пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
> не нравится;
> бывает по-разному;
> нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
> хотел бы;
> не хотел бы;
> не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
> не знаю;
> не хотел бы;
> хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
> часто;
> редко;
> не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
> точно не знаю;
> хотел бы;
> не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
> мало;
> много друзей;
> нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
> нравятся;
> не очень;
> не нравятся.