Диагностический материал для обследования

Учащихся 3 классов

(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1.Исследование слоговой структуры слова:

Бейсболка волейболист

Тракторист перепрыгивал

Библиотекарь транспортный

Водопроводчик авиаперелет

Программист десятиэтажный

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-ча-тя

Ду-ду-ду-ту Ру-лу-ру-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща-ща Жо-жо-шо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у кролика детеныши- у собаки-

у тигра - у свиньи-

у лягушки- у лошади-

у барсука- у коровы-

у белки- у овца-

· образование относительных прилагательных:

варенье из груши- салат с мясом-

варенье из рябины- салат с курицей-

варенье из малины- лист клена-

кукла из фарфора- лист березы-

крыша из черепицы- посуда из глины-

· образование качественных прилагательных:

человека за доброту называют-

человека за нежность называют-

если днем холод, то день-

если днем тепло, то день-

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных:

морда барсука-

морда верблюда-

хвост быка-

голова воробья-

туловище журавля-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Библиотекарь, выдавать, книги

Собака, будка, около, лежать

Сын, отец, сказка, читать

Лена, кошка, молоко, налить, свежий

Внук, бабушка, фломастеры, купить, разноцветный

· Верификация предложений:

Машина выехала в гараж.

В небе летит самолеты.

Снеговик слеплен мальчик.

Самолет летит высоко под домами.

Хорошо сидится заяц под кустом.

· Употребление предлогов:

Карандаш закатился ….стол.

Девочка вышла….подъезда.

Дети гуляли …… дома.

У бабушки заболела голова…..жары.

Суп наливают … тарелки.

· Завершение предложений:

Лена испачкалась во дворе, потому что….

Сергей простыл, хотя…..

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего»

Ведро-

Вечер-

Крыло-

День-

Друг-

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Мальчик выполнил сложное домашнее задание.

· Назови 3 слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах : кубики, самолеты;

· Определи количество звуков в словах: банка, корова;

· Назови 3 слог в слове самолеты;

· Назови 5 звук в слове банкир;

· Назови 3 звук в слове корова;

· Назови звук в слове станок, стоящий после звука с;

6. Исследование связной речи:



  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Диагностический материал для обследования учащихся 4 классов (начало года) (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1. Исследование слоговой структуры слова:

Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Воспитательница Мотоциклист

Овощехранилище Библиотекарь Парашютный

Структурировать

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча

Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у оленя детеныши- у бурундука-

у льва- у свиньи-

у курицы птенцы- у лошади-

у голубя - у коровы-

у верблюда- у овца-

· образование относительных прилагательных:

сковорода из чугуна- сок из гранатов-

плита из гранита- кофта из сатина-

посуда из меди- плита из мрамора-

каша из пшена- рубашка из фланели-

сок из брусники- суп из фасоли-

· образование качественных прилагательных:

человека за чуткость называют-

человека за грубость называют-

если днем солнце, то день-

если днем снег, то день -

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных:

лапы белки-

морда севрюги-

хвост барсука-

голова вороны-

туловище обезьяны-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Даша, кукла, платье, шить;

Продавец, продукты, покупатель, продавать;

Лес, дровосек, дрова, в, рубить;

Птица, гнездо, крыша, вить, на;

Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.

· Верификация предложений:

Мама готовить вкусный суп.

Автобус отъехал к остановки.

Дети выбежал гулять с двор.

Птицы пролетали под нашими домом.

Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.

· Употребление предлогов:

Лодка отплыла …. берега.

Ученик отвечал …доски.

Олег выглянул …угла.

Поезд приближался .. станции.

Дети выбежали …навеса.

· Завершение предложений:

Дети поедут летом на юг, если….

Ребята придут в школу, когда….

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего?»

Озеро-

Полено-

Пень-

Сук-

Сын-

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Машина стремительно мчалась по скоростному шоссе.

· Назови 5слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах: клубничные, барсучий;

· Определи количество звуков в словах: портрет, памятник;

· Назови 3 слог в слове вафельный;

· Назови 5 звук в слове шоколадный;

· Назови 3 звук в слове вафельный;

· Назови звук в слове тренер, стоящий после звука т;

6. Исследование связной речи:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Наши рекомендации