Диагностический материал для обследования
Учащихся 3 классов
(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1.Исследование слоговой структуры слова:
Бейсболка волейболист
Тракторист перепрыгивал
Библиотекарь транспортный
Водопроводчик авиаперелет
Программист десятиэтажный
2. Фонематическое восприятие:
Па-ба-па-па Ча-тя-ча-тя
Ду-ду-ду-ту Ру-лу-ру-лу-ру
Га-ка-ка-га За-жа-за-жа
Са-ша-са-са Со-со-шо-со
Ща-ся-ща-ща Жо-жо-шо-жо
3. Исследование навыков словообразования:
· образование существительных суффиксальным способом:
у кролика детеныши- у собаки-
у тигра - у свиньи-
у лягушки- у лошади-
у барсука- у коровы-
у белки- у овца-
· образование относительных прилагательных:
варенье из груши- салат с мясом-
варенье из рябины- салат с курицей-
варенье из малины- лист клена-
кукла из фарфора- лист березы-
крыша из черепицы- посуда из глины-
· образование качественных прилагательных:
человека за доброту называют-
человека за нежность называют-
если днем холод, то день-
если днем тепло, то день-
если дует ветер, то день-
· образование притяжательных прилагательных:
морда барсука-
морда верблюда-
хвост быка-
голова воробья-
туловище журавля-
4. Исследование грамматического строя речи:
· Согласование слов в предложениях:
Библиотекарь, выдавать, книги
Собака, будка, около, лежать
Сын, отец, сказка, читать
Лена, кошка, молоко, налить, свежий
Внук, бабушка, фломастеры, купить, разноцветный
· Верификация предложений:
Машина выехала в гараж.
В небе летит самолеты.
Снеговик слеплен мальчик.
Самолет летит высоко под домами.
Хорошо сидится заяц под кустом.
· Употребление предлогов:
Карандаш закатился ….стол.
Девочка вышла….подъезда.
Дети гуляли …… дома.
У бабушки заболела голова…..жары.
Суп наливают … тарелки.
· Завершение предложений:
Лена испачкалась во дворе, потому что….
Сергей простыл, хотя…..
· Изменение существительных по числам и падежам:
Игры «Один-много», «Много чего»
Ведро-
Вечер-
Крыло-
День-
Друг-
5. Исследование навыков языкового анализа:
· Определи количество слов в предложении:
Мальчик выполнил сложное домашнее задание.
· Назови 3 слово в предложении;
· Определи количество слогов в словах : кубики, самолеты;
· Определи количество звуков в словах: банка, корова;
· Назови 3 слог в слове самолеты;
· Назови 5 звук в слове банкир;
· Назови 3 звук в слове корова;
· Назови звук в слове станок, стоящий после звука с;
6. Исследование связной речи:
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- Пересказ текста.
Диагностический материал для обследования учащихся 4 классов (начало года) (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1. Исследование слоговой структуры слова:
Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Воспитательница Мотоциклист
Овощехранилище Библиотекарь Парашютный
Структурировать
2. Фонематическое восприятие:
Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча
Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру
Га-ка-ка-га За-жа-за-жа
Са-ша-са-са Со-со-шо-со
Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо
3. Исследование навыков словообразования:
· образование существительных суффиксальным способом:
у оленя детеныши- у бурундука-
у льва- у свиньи-
у курицы птенцы- у лошади-
у голубя - у коровы-
у верблюда- у овца-
· образование относительных прилагательных:
сковорода из чугуна- сок из гранатов-
плита из гранита- кофта из сатина-
посуда из меди- плита из мрамора-
каша из пшена- рубашка из фланели-
сок из брусники- суп из фасоли-
· образование качественных прилагательных:
человека за чуткость называют-
человека за грубость называют-
если днем солнце, то день-
если днем снег, то день -
если дует ветер, то день-
· образование притяжательных прилагательных:
лапы белки-
морда севрюги-
хвост барсука-
голова вороны-
туловище обезьяны-
4. Исследование грамматического строя речи:
· Согласование слов в предложениях:
Даша, кукла, платье, шить;
Продавец, продукты, покупатель, продавать;
Лес, дровосек, дрова, в, рубить;
Птица, гнездо, крыша, вить, на;
Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.
· Верификация предложений:
Мама готовить вкусный суп.
Автобус отъехал к остановки.
Дети выбежал гулять с двор.
Птицы пролетали под нашими домом.
Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.
· Употребление предлогов:
Лодка отплыла …. берега.
Ученик отвечал …доски.
Олег выглянул …угла.
Поезд приближался .. станции.
Дети выбежали …навеса.
· Завершение предложений:
Дети поедут летом на юг, если….
Ребята придут в школу, когда….
· Изменение существительных по числам и падежам:
Игры «Один-много», «Много чего?»
Озеро-
Полено-
Пень-
Сук-
Сын-
5. Исследование навыков языкового анализа:
· Определи количество слов в предложении:
Машина стремительно мчалась по скоростному шоссе.
· Назови 5слово в предложении;
· Определи количество слогов в словах: клубничные, барсучий;
· Определи количество звуков в словах: портрет, памятник;
· Назови 3 слог в слове вафельный;
· Назови 5 звук в слове шоколадный;
· Назови 3 звук в слове вафельный;
· Назови звук в слове тренер, стоящий после звука т;
6. Исследование связной речи:
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- Пересказ текста.