Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии

Диагностика ведущего уха:

• Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной ис­пытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей). На­званное испытуемым ухо ведущее (предположительно).

• Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

° Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуе­мый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознает услышанное.

Диагностика ведущегоглаза:

• Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз.

· Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом.

• В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см; держа лист на расстоянии 30—40см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2—3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

• В темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Тестом можно пользоваться при опреде­лении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.

Диагностика ведущейноги:

• Испытуемому предлагается выполнить подпрыгивание на одной ноге, шаг вперед и шаг назад, вставание на стуле на колени — нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.

• При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.

• При закидывании ноги на ногу сверху оказывается функционально преобладающая нога.

• Испытуемому предлагается сделать несколько прыж­ков через скакалку. Ведущая нога будет первой и становится впереди неведущей.

• Измерить длину 5—10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину шага каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.

Диагностика ведущейруки:

Для оценки степени праворукости и леворукости ис­пользуются несложные тесты:

• Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей счи­тается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

· Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая - держит пу­зырек.

· Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

• Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

• Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

• При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.

• При хлопках в ладоши ведущая рука — сверху.

• Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, гладит ведущая рука.

• Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой — рисует ведущая рука.

• Неведущая рука держит часы, ведущая рука вы­полняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.

• Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.

• При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.

• Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.

• Ребенку предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечь­ем ведущей.

• Детям предлагается на листе бумаги нарисовать два квадрата 2x2 см. Далее следует заполнить их вертикальны­ми линиями на расстоянии 1—1,5 см друг от друга: сначала правой рукой — правый квадрат, затем левой рукой —левый квадрат за определенное время. Ведущая рука про­водит больше линий, и они получаются более прямыми (пробу проводят с детьми старше 10 лет).

• Детям предлагается взять два чистых листа бумаги и поставить жирную точку в центре каждого из них. Затем сначала одной рукой на одном листе, а затем другой на втором листе с закрытыми глазами попасть карандашом в эти точки 15—20 раз подряд. У праворукого ребенка точность попадания выше при работе правой рукой (точки ближе кцели, распределены вокруг нее равномерно, форма разброса приближается ковалу). Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая. У леворуких детей наблюдается обратная кар­тина. (Проба Е.П. Ильина на точность попадания.)

Детям предлагается на чистом листе бумаги с зак­рытыми глазами и зафиксированным (прикушенным) языком одновременно рисовать двумя руками: правой рукой — квадрат, а левой — круг. Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать треугольник — квадрат, круг — квадрат и т.д. до восьми пар фигур. Рисунки выполняются в быстром темпе. Неведущая рука будет повторять движение ведущей или запаздывать с выполнением зада­ния. (Проба Чернашека, ее проводят не ранее 7 лет.)

• Для определения профиля латеральной организа­ции моторных функций (праворукости и леворукости) можно использовать диагностическое устройство в виде подставки с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испы­туемый должен пятикратно переставлять деревянные па­лочки из отверстий одного ряда в другой правой рукой и столько же левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полу­ченных результатов для левой и правой руки и коэффи­циент мануальной асимметрии по формуле:

КМА = Тср. П/Тср.Л,

где Тсрп — среднее значение времени для правой руки; Тср.Л — среднее значение времени для левой руки. (Проба Аннет.)

Методика «Наблюдение ведущей модальности» (В.В. Авдеев)

№ п/п Признаки Визуальная модальность Аудиальная модальность Кинестети­ческая модальность
Жесты На уровне плеч На уровне груди На уровне живота
Дыхание Верхнее (ключичное) Среднее (межребер­ное) Нижнее (диафрагменное)
Голос Высокий Средний Низкий
Положение глаз Вверх Перед собой Вниз
Ключевые слова Смотреть, представ­лять Слушать, говорить Чувствовать, ощущать

Наши рекомендации