V. Методологические основы Стратегии

12. Методологической основой Стратегии является ряд подходов. Среди них ключевыми являются системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, возрастно-психологический, компетентностный подходы.

13. Согласно системно-деятельностному подходу, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, осуществляется в деятельности, посредством деятельности, различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. С точки зрения этого подхода, система воспитания должна быть насыщена разнообразными видами и формами конструктивной деятельности и практик, и дает человеку опыт жизни в поликультурном обществе.

14. Аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определенное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества, раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности.

15. Личностно-ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым обучающимся и коллективом. Личностно-ориентированный подход оказывает помощь ребёнку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может педагог, который осознает себя личностью, умеет видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.

16. Возрастно-психологический подходпредполагает учёт и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастными параметрами. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Возрастно-психологический подходпризван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека.

17. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих возможность успешной социализации. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

18. Ориентация на данные подходы предполагает развитие воспитания обучающихся на основе реализации следующих основных принципов.

1) Принцип системности. Он ориентирует на целостное, комплексное развитие воспитания, касающееся как его субъектов, субъектов социализации, так и содержания, условий воспитательного процесса, их взаимодействия и взаимозависимости. Процессы развития и воспитания обучающихся должны быть интегрированы в основные виды их деятельности - урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ воспитания и повышение роли и ответственности педагога и родителей за результаты воспитания.

2) Принцип гуманистической направленности воспитания. Он предполагает неизменное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Последовательная реализация этого принципа эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, на все аспекты их социализации.

3) Принцип педагогической поддержки индивидуального и личностного развития и саморазвитияобучающихся. Индивидуально-личностное развитие является приоритетом отечественной педагогики. В пространстве действия воспитания оно приобретает полноту своей реализации через проектирование и реализацию каждым учащимся индивидуального образовательного маршрута. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

4) Принципприродосообразности воспитания. В соответствии с ним воспитательный процесс должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, осуществляться сообразно его полу и возрасту, сопровождаться формированием определённых этических установок по отношению к природе, к планете и биосфере в целом. Применительно к воспитанию это означает, что его содержание формируется с учётом возрастных особенностей обучающихся, представляющих собой комплекс присущих данному возрасту физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, отражает опыт и особенности природоохранной деятельности, ценностного отношения к природе данного региона, сложившихся на его территории этнических культур.

5) Принцип культуросообразности воспитания.Согласно емувоспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, общенациональных и этнокультурных ценностях. Стратегия развития воспитания предусматривает педагогическую помощь учащемуся в освоении социокультурного опыта, включая социокультурный опыт ближайшего социального окружения, регионально-культурного сообщества, своего народа. Воспитание должно помогать адаптироваться к происходящим социокультурным изменениям.

6) Принципколлективности социального воспитания. Он исходит из того, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, формирует условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

7) Принцип социально-педагогического взаимодействия, партнерства. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ образовательных организаций и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, если субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации программ в системе «школа – семья – социум». Программы должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.

8) Принцип адаптивности. Не существует единых рецептов достижения воспитательного успеха. Развитие воспитания – это процесс адаптации к субъекту воспитания, его потребностям, интересам и запросам. Данный принцип заключается в снятии всех стрессообразующих факторов, создании атмосферы сотрудничества, сотворчества, успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели.

9) Принцип диалогичности социального воспитания. Он предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в жизнедеятельности образовательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

10) Принцип гражданского и нравственного примера педагога. Развитие воспитания не может быть успешным без учителя, его деятельности, в которую он вкладывает свою душу. И в этом смысле учитель представляет собой особую ценность. Он носитель традиционных ценностей России, гражданского общества, пример образцового поведения в обществе; патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России; личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию. Как воспитатель он создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта посредством организации продуктивной деятельности, общения, ответственного поведения, саморегуляции, для самостоятельной выработки жизненных ценностей.

19. Совокупность изложенных подходов и принципов определяет характер и направленность деятельности по развитию воспитания на основе:

• глубокого осознания миссии и роли воспитания в развитии и социализации личности учащегося;

• системного видения процесса и особенностей развития воспитания на различных ступенях социализации;

• актуализации потребности в непрерывном совершенствовании, обновлении воспитания;

• повышения роли и ответственности педагога за результаты воспитания обучающихся и эффективность воспитательной деятельности в целом.

Наши рекомендации