III. Характеристика проблемы
7. В современных условиях воспитание играет решающую роль в формировании творческой, интеллектуально, духовно, нравственно и физически развитой, свободной и ответственной за результаты своей деятельности личности. «Школа является критически важным элементом в этом процессе, – подчеркивается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N Пр-271. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
В соответствии с новыми общественными тенденциями сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности обучающегося, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, взаимодействия педагогов, родителей, других субъектов социализации обучающихся. Такое понимание закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится: «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Формирование соответствующих условий (ресурсов) составляет содержание идеи (процесса) социально-педагогической поддержки воспитания/социализации обучающихся. Оптимальным способом решения проблемы представляется создание системы использования ресурсов на межведомственной основе, сетевого взаимодействия, которая в завершенном виде будет иметь инновационный характер.
Для движения в проектируемом направлении в Республике Татарстан сформирована определенная совокупность предпосылок. Важно, однако, иметь в виду, что для их эффективного использования и наращивания нужны не отдельные действия или мероприятия. Необходима целостная система мер, направленная на решение вопросов развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан.
8. Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда ценностно-мотивационных и социальных факторов, определяющих результативность современной системы воспитания и перспектив ее развития:
- возрастающими требованиями к воспитанию как к важному социальному институту, который должен становиться все более эффективным;
- сложностью и противоречивостью динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенностей ее функционирования и тенденций развития;
- объективной потребностью в формировании целостной системы эффективного социально-педагогического сопровождения воспитания обучающихся, адекватно отражающей новые вызовы времени, условия, тенденции и особенности социокультурного развития;
- новыми возможностями развития системы воспитания, открывающимися в результате оптимального использования имеющегося потенциала педагогических и управленческих кадров республики, уровня их компетенций, а также возможностями интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни республики, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем воспитания подрастающего поколения;
- необходимостью усиления участия образовательных организаций, общественных институтов в решении задач воспитания, формирования у обучающихся социальных компетенций и гражданских установок.
9. С учетом состояния современной системы образования SWOT-анализ существующей в Республике Татарстан системы воспитания можно представить в следующем виде.
SWOT-анализ
S Сильные стороны системы воспитания в Республике Татарстан · Высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к проблеме формирования человеческого потенциала · Объединение усилий государства, бизнес-сообщества вокруг вопросов образования · Значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему образования и социализации обучающихся. · Опыт разработки и реализации уникальных образовательных проектов в области воспитания («Школа после уроков», «Основы лидерства», «Самостоятельные дети» проекты в рамках приоритетный национальный проект образование и т.д.) · Наличие у населения кредита доверия к системе воспитания средствами образования · Наличие образовательных и исследовательских центров, способных разрабатывать и внедрять современные проекты в сфере образования · Наличие в республике разработанной и реализуемой программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе · Опыт разработки федеральных проектов в области воспитания и социализации (в т.ч. Федеральная целевая программа развития образования, Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории) · Развитая национальная и этнокультурная составляющая системы воспитания | W Слабые стороны системы воспитания в Республике Татарстан · Предметоцентризм в системе образования привел к снижению внимания к вопросам воспитания в Российской Федерации · Невысокий уровень психолого-педагогических исследований и психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания · Несбалансированная инфраструктура системы дополнительного образования (большое число малокомплектных школ, отдаленность услуг дополнительного образования в ряде общеобразовательных организаций и т.д.) · Отсутствие эффективной системы подготовки педагогических и руководящих кадров в области воспитания и дополнительного образования · Недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований в сфере воспитания · Неразвитость стимулирующих форм оплаты труда руководителей образовательных организаций с учетом результатов воспитания, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, преподавателей, кураторов студенческих групп в образовательных организациях общего образования, среднего профессионального и высшего образования · Отсутствие эффективной системы административного и финансового поощрения обучающихся, принимающих активное участие в общественной, волонтерской работе · Слабое взаимодействие между органами местного самоуправления, образовательными организациями и общественными организациями по вопросам воспитания обучающихся |
O Возможности системы воспитания Республики Татарстан · Высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к вопросам развития системы образования · Развитие новых форм обучения и воспитания, позволяющих оптимизировать затраты, повысив при этом качество и конкурентоспособность выпускников · Значительный потенциал реструктуризации системы образования (финансовой, инфраструктурной, кадровой и т.д.) · Внедрение новых форм и методов контроля качества воспитания · Интеграция с глобальным образовательным пространством на всех его уровнях · Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов определило духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности главной задачей школьного образования · Переход в фазу практического внедрения информационно-коммуникативных технологий в воспитательный процесс · Готовность бизнес- сообщества к активному взаимодействию в вопросах повышения качества образования | T Угрозы системы воспитания Республики Татарстан · Несовершенство нормативно-правового сопровождения системы воспитания · Невысокий уровень стимулирования воспитательной деятельности на уровне образовательных организаций среднего профессионального образования · Отток кадров из образовательных организаций дополнительного образования детей в связи со значительной разницей в заработной плате по сравнению учительским корпусом · Недостаточное количество классных руководителей новой формации (профессиональных воспитателей) и низкий уровень стимулирования ориентации на результат среди действующих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей · Неготовность системы высшего профессионального, в т.ч. педагогического образования к подготовке современных кадров воспитания · Старение педагогических кадров, кадровый дисбаланс по возрастным группам на всех уровнях образования · Оптимизация штатной численности образовательных организаций за счет сокращения кадров сферы воспитания |
IV. Цель, задачи Стратегии
10. Цель Стратегии-создание и реализация инновационной системы воспитания обучающихся «Будущее Татарстана», обеспечивающей успешную социализацию детей и молодежи на основе базовых ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Республики Татарстан и интеграцию их в общество.
11. Задачи Стратегии:
· создание условий для консолидации усилий общества, государства и семьи по воспитанию обучающихся;
· создание единой системы воспитания, интегрирующей в себе всю инфраструктуру организаций общего, профессионального и дополнительного образования;
· повышение эффективности воспитательной деятельности в системе дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования;
· создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· развитие взаимодействия образовательной организации с семьей, формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители;
· формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации обучающихся и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных и других организаций;
· формирование у граждан готовности к совместному решению социально значимых проблем, как на региональном, так и на федеральном уровне;
· повышение качества образования путем модернизации содержания образования, укрепления у обучающихся мотивации к общему и профессиональному обучению, к саморазвитию в обществе и в профессии;
· существенное снижение негативных проявлений в детской и молодежной среде.