Раздел 1. Введение в муниципальное право

Принятые сокращения

ВСНД (РФ, РСФСР, СССР) и ВС (РФ, РСФСР, СССР) — Ведомости Съезда народных депутатов (РФ, РСФСР, СССР) и Верховного Совета (РФ, РСФСР, СССР)

РГ — Российская газета

СЗ РФ — Собрание законодательства РФ

САПП РФ — Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ.

СОДЕРЖАНИЕ.

Принятые сокращения. 1

Раздел 1. Введение в муниципальное право. 4

Глава 1. Муниципальное право — комплексная отрасль права. 5

§ 1. Понятие и предмет муниципального права. 5

§ 2. Правовое регулирование муниципальных отношений. 9

§ 3. Муниципально-правовые нормы и институты.. 11

§ 4. Источники муниципального права. 12

§ 5. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.. 14

§ 6. Система муниципального права. 20

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации. 21

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права. 22

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права. 22

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России. 24

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук. 25

Глава 3. Историко-теоретические основы местного самоуправления. 26

§ 1. Основные теории местного самоуправления. 26

§ 2. Муниципальные системы зарубежных стран. 31

§ 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. 37

§ 4. Организация местной власти в советский период. 46

§ 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе 49

Раздел II. Местное самоуправление в системе народовластия. 52

Глава 4. Понятие местного самоуправления. 52

§ 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя. 52

§ 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. 53

§ 3. Местное самоуправление — форма народовластия. 55

Глава 5. Общие принципы местного самоуправления. 56

§ 1. Понятие общих принципов местного самоуправления. 56

§ 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. 58

§ 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. 59

§ 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан 60

§ 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям 61

§ 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.. 62

§ 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. 63

§ 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. 64

§ 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления. 65

§ 10. Гласность местного самоуправления. 67

§ 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении. 68

§ 12. Государственная гарантия местного самоуправления. 69

Глава 6. Функции местного самоуправления. 71

§ 1. Понятие функций местного самоуправления. 71

§ 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. 72

§ 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления 73

§ 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования 74

§ 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. 75

§ 6. Охрана общественного порядка. 76

§ 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.. 77

Глава 7. Понятие системы местного самоуправления и ее состав. 79

§ 1. Понятие системы местного самоуправления. 79

§ 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления. 80

Глава 8. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. 81

§ 1. Местный референдум.. 81

§ 2. Муниципальные выборы.. 86

§ 3. Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления. 95

§ 4. Собрания (сходы) граждан. 104

§ 5. Народная правотворческая инициатива. 107

§ 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления. 107

§ 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. 109

Глава 9. Органы местного самоуправления в системе народовластия. 111

§ 1. Понятие и система органов местного самоуправления. 111

§ 2. Представительные органы местного самоуправления. 113

§ 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления. 114

Глава 10. Ассоциации и союзы муниципальных образований. 116

§ 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований. 116

§ 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований. 117

Раздел III. Основы местного самоуправления. 119

Глава 11. Правовая основа местного самоуправления. 119

§ 1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления. 119

§ 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении 126

§ 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, Российской Федерации о местном самоуправлении. 129

§ 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований. 130

Глава 12. Территориальные основы местного самоуправления. 133

§ 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления. 133

§ 2. Границы и состав территории муниципального образования. 137

§ 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований 139

Глава 13. Организационные основы местного самоуправления. 141

§ 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления. 141

§ 2. Определение организационной структуры местного самоуправления. 147

Глава 14. Структура и организация работы органов местного самоуправления. 150

§ 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления 150

§ 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления. 151

§ 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления. 154

Глава 15. Муниципальная служба. 156

§ 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы.. 156

§ 2. Понятие и виды муниципальных должностей. 159

§ 3. Понятие и классификация муниципальных служащих. 161

§ 4. Правовой статус муниципального служащего. 162

§ 5. Прохождение муниципальной службы.. 167

Глава 16. Особенности организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях. 171

§ 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях. 171

§ 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях. 173

§ 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде) 175

§ 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения 177

§ 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях. 185

Глава 17. Финансово-экономические основы местного самоуправления. 188

§ 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления. 188

§ 2. Муниципальная собственность. 189

§ 3. Местный бюджет и другие местные финансы.. 193

Раздел IV. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. 203

Глава 18. Предметы ведения местного самоуправления. 203

§ 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления. 203

§ 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления. 205

Глава 19. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления 210

§ 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации. 210

§ 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления 211

§ 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления. 214

Глава 20. Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности 218

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования. 218

§ 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс 222

Глава 21. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования. 232

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью. 232

§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. 240

Глава 22. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов. 244

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов. 244

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды.. 255

Глава 23. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи 261

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта. 261

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации. 270

Глава 24. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения. 274

§ 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства 274

§ 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения 281

Глава 25. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.. 283

Глава 26. Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения. 291

Глава 27. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения 298

Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу. 303

Раздел V. Гарантии местного самоуправления. 311

Глава 29. Понятие и система гарантий местного самоуправления. 311

§ 1. Понятие гарантий местного самоуправления. 311

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления 312

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления. 313

§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления. 314

Раздел VI. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль их деятельности. 317

Глава 30. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 317

§ 1. Понятие ответственности в системе местного самоуправления. 317

§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 318

§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. 319

§ 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 320

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом — суть местного самоуправления.

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание.

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований сегодня сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой областях, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществлялась без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку. У многих сел вообще отсутствует материальная база.

И в то же время актами, принимаемыми на государственном уровне, на органы местного самоуправления по существу перекладываются невыполнимые без соответствующего материально-финансового обеспечения функции решения тяжелых проблем, порожденных общей ситуацией в стране (вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас и т.д.).

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, их законами.

При этом ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, запрещается. Самостоятельность муниципальных образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществлен собственных инициатив по любому вопросу, который не исключс из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти (ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления).

Местный референдум

Местный референдум — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления. Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.

Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130). Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32). Гарантии свободного волеизъявления граждан на референдуме, защиты права на участие в референдуме устанавливает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[46].

Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 22). Так, им установлено, что в местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. Такой закон — «О местном референдуме в Московской области» — принят, например, решением Московской областной Думы 28 декабря 1994 г.2 В соответствии с законодательством о местном референдуме на референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления полномочий органов местного самоуправления, а также проведения досрочных выборов органов местного самоуправления либо их отсрочки; формирования состава органов местного самоуправления, персонального состава этих органов; избрания, утверждения, назначения либо дачи согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц; принятия или изменения соответствующего бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств муниципального образования; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Кроме того, на референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования, а также связанные с ограничением или отменой общепринятых прав и свобод человека и гражданина, с конституционными гарантиями реализации прав и свобод.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом.

В списки для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, законами субъектов Федерации включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Согласно общим принципам проведения местного референдума граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается; участие в референдуме является добровольным; никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме; голосование осуществляется тайно; граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания; каждый гражданин имеет один голос.

Важнейшим требованием, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. Законом установлено, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Согласно Закону право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит органу местного самоуправления, который принимает решение по собственной инициативе, а также по требованию не менее двух третей депутатов от общего числа, установленного для органа местного самоуправления.

Там, где не избран орган местного самоуправления, право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит главе местного самоуправления.

Согласно Закону Московской области о местном референдуме орган местного самоуправления или глава местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию не менее 5% граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования и имеющих право участвовать в местном референдуме. Инициатива проведения местного референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений, организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке партий и общественных движений, действующих на соответствующей территории, а также граждан, постоянно проживающих в границах территории, на которой предполагается проведение местного референдума.

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории, имеющих право на участие в местном референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, избранные на собраниях граждан, проводимых для решения вопроса о необходимости местного референдума.

Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 50 граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования и имеющих право участвовать в местном референдуме. Инициативная группа регистрируется главой местного самоуправления.

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с инициативой о проведении местного референдума среди граждан, постоянно проживающих в границах территории, на которой предполагается проведение местного референдума. Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого числа подписей, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.

Орган местного самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:

а) о назначении референдума, дате и времени его проведения и мерах по его обеспечению;

б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения инициаторами законодательства или устава местного самоуправления.

Орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение недели со дня поступления требования о проведении референдума. Принятое решение в пятидневный срок публикуется в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводится до сведения граждан иным путем. Не позднее пяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется или доводится до сведения граждан иным путем проект выносимого на референдум вопроса.

Местный референдум не может проводиться ранее двух месяцев и позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении.

Закон подробно регламентирует подготовку к местному референдуму. Для подготовки и проведения местного референдума предусматривается образование комиссии местного референдума и участковых комиссий, создаваемых органом местного самоуправления.

Комиссия местного референдума состоит из представителей органов местного самоуправления; политических партий и иных общественных организаций и движений, действующих на территории, где проводится местный референдум; трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории, где проводится местный референдум, а также инициативных групп местного референдума. Она обеспечивает на территории проведения местного референдума соблюдение действующего законодательства; согласовывает с главой местного самоуправления границы участков местного референдума; организует деятельность участковых комиссий местного референдума; утвержда-' ет принятую смету затрат на проведение местного референдума и распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям; решает вопросы материально-технического обеспечения местного референдума; устанавливает формы документов местного референдума, образцы ящиков для голосования и печатей, порядок хранения документации местного референдума; контролирует своевременность и правильность составления списков участников местного референдума и представляет их для всеобщего ознакомления; обеспечивает своевременное издание материалов местного референдума; содействует разъяснению сути вопросов или иного решения, вынесенного на местный референдум; обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения; подводит итоги местного референдума, публикует в местной печати, передает по местному радио и другими способами сообщение о своей работе и результатах местного референдума; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Участковые комиссии местного референдума состоят из представителей органов местного самоуправления; политических партий и иных общественных организаций, действующих на территории, где проводится местный референдум; трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории, где проводится местный референдум, а также инициативных групп местного референдума. Они составляют списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, на основании сведений, представляемых главой местного самоуправления; организуют ознакомление граждан со списками, принимают и рассматривают заявления о неточностях в списках и решают вопрос о внесении в них соответствующих изменений; оповещают граждан о дне проведения местного референдума, времени и месте голосования; обеспечивают подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; организуют на участке голосование в день проведения местного референдума;

производят подсчет голосов и определяют результаты голосования; рассматривают заявления и жалобы граждан по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимают по ним необходимые решения; осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Территория, на которой проводится местный референдум, делится на участки, образуемые не позднее чем за 30 дней до проведения местного референдума решением главы местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3 тыс. избирателей на одном участке. Участки образуются с учетом границ поселков и сельских округов, городов и районов в целях создания максимальных удобств для граждан, участвующих в местном референдуме. Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.

Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых главой местного самоуправления, участковой комиссией референдума. В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков постоянно проживающие на территории соответствующего участка.

Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей) и представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявления о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума — немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке, исправление в списке в соответствии с решением суда проводится участковой комиссией референдума немедленно.

В бюллетене для голосования воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: «да» или «нет».

Время для голосования на участках в зависимости от местных условий устанавливает орган местного самоуправления одновременно с принятием решения о дате проведения референдума. При этом общее время, отведенное для голосования, не должно быть менее 12 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума.

Закон устанавливает, что гражданину, который в течение 15 дней со дня проведения местного референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего постоянного проживания и не сможет прийти на участок, на котором он включен в список, предоставляется право проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении участковой комиссии местного референдума.

В процессе голосования в день референдума граждане самостоятельно заполняют бюллетень для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем из числа представителей политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, инициативных групп, а также средств массовой информации.

При подсчете голосов недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденной формы. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия.

Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Подведение общих итогов местного референдума и установление его результатов возлагаются на комиссию местного референдума. Итоги местного референдума определяются ею на основании протоколов всех участковых комиссий референдума.

Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало менее половины участников референдума, участвующих в голосовании.

Если по вопросу, вынесенному на местный референдум, решение не принято, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.

Если на местный референдум выносились альтернативные варианты решений и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными, а повторное вынесение на референдум аналогичного вопроса возможно не ранее чем через год.

Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений Закона о местном референдуме, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты местного референдума могут быть обжалованы в судебном порядке в течение месяца со дня опубликования его итогов.

Итоги местного референдума публикуются в местных средствах массовой информации либо доводятся до сведения граждан иным путем комиссией местного референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования.

В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии провести в течение двух недель на этом участке повторное голосование. Решения комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суд в течение недели со дня их принятия.

Принятое на местном референдуме решение публикуется не позднее семи дней со дня последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.

Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для органов местного самоуправления и должностных лиц местной администрации, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного самоуправления, а также для граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке в случае нарушения законности при проведении референдума.

Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание правового акта, орган местного самоуправления или представительный орган субъекта Федерации, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 30 дней после вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и принятия этого правового акта.

Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом, производится только местным референдумом.

Ответственность должностных лиц за невыполнение решений, принятых местным референдумом, устанавливается законодательством РФ.

Муниципальные выборы

Высшим непосредственным выражением воли населения являются выборы органов местного самоуправления. Выборы — наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые население осуществляет местное самоуправление, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления.

Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных кампаний граждане направляют деятельность органов местн

Наши рекомендации