Отработка употребления кратких причастий
Д/и «Жадина»
103. Отработка употребления согласования прилагательных с другими частями речи в косвенных падежах:
с числительными: картинки 1 жираф, два жирафа и т.д. ; дети называют «Один длинноногий жираф, два длинноногих жирафа…»
Грамматическая категория | Дидактические игры и упражнения |
Тема: Уменьшительно-ласкательное значение имени существительных | Игры: «Большой – маленький», «Назови ласково» |
Тема: Именительный падеж имени существительного | Игры: «Один – много», «Что растет в лесу?»,«У кого похожая картинка?», «Измени слово» |
Тема: существительные «главенствующие» падежные окончания мн. числа -ов-, -ами- -ах- | « У девочки жили» |
Тема: 3 лицо единственного и множественного числа глагола настоящего времени | Игры: «Догадайся, что делает девочка и что отвечает?», «Угадай и сделай так же», «Измени слово» |
Тема: Родительный падеж единственного числа имени существительного | Игры: «С какого дерева упал листок?», «Эрудит» Сказка «Колобок» |
Тема: Дательный падеж единственного и множественного числа имени существительного | Игры: «Кому, что нужно для работы?», «Гости» |
Тема: Творительный падеж единственного и множественного числа имени существительного | Игра: Кто, чем защищается?», «Чем делают?», «Когда это бывает?», «Кто за кем?» |
Тема: Предложно-падежные конструкции | Игры: «Забота», «Помоги животным найти свой домик», «Страшный зверь», «День рождения пуха» |
Тема: Родительный падеж множественного числа имени существительного | Игры: «Подбираем рифму», « Угадай, чего не стало?» |
Тема: Относительные прилагательные | Игры: «Заготовки на зиму», «Из чего сделано», «Какой лист?» |
Тема: Притяжательные прилагательные | Игра «Чьи, чья, чье?» |
Часть речи. | Название игры. |
1. Существительные. | «Кто это?», «Что это?» (Названия лиц, предметов в именительном падеже) |
«Кого я вижу? Что?» (Употребление винительного падежа с окончанием -у) | |
Продолжи по образцу (с демонстрацией картинок!). Это кошка, а это кошки. Это стол, а это столы. (Употребление именительного падежа мн. числа с окончанием –ы, -и.) | |
«Я мечтаю о ком? О чём?» (Употребление предложного падежа с окончанием -е.) | |
«Назови ласково», «Большой-маленький» (Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов) | |
«Подарю кому?» (Употребление дательного падежа) | |
«Доволен кем? Чем?» (Употребление творительного падежа) | |
«Чего не стало?» «Без чего?» (Употребление родительного падежа) | |
Продолжи по образцу. Цветок – много цветов – комната украшена цветами – мечтаю о красивых цветах. (Употребление «главенствующих падежных окончаний мн. числа: -ов, -ами, -ах.) | |
«Сосчитай». (Согласование числительного с существительным.) «Посчитай по порядку» (Согласование порядкового числительного с существительным.) «Измени слово по образцу». Одна чашка – две чашки. (Согласование числительного «два» с существительными.) | |
2. Прилагательные. | «Какой? Какая? Какие?» (согласование прилагательных с существительными) «Какой по размеру?», «Какой по цвету?», «Какой по вкусу?» и т.д. ВАРИАНТ для старших детей: «Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся самому придумать новое слово. На улице мороз. Значит, день какой? (морозный) Весь день идёт дождь. Значит, день какой? (дождливый) (Образование качественных прилагательных.) |
«Правильно назови листья». «Скажите, как называется сок?» «Как называется варенье?» (Образование относительных прилагательных.) | |
«Чьи хвосты?». (Образование притяжательных прилагательных.) | |
«Сравни предметы и закончи предложение». Апельсин большой, а арбуз ещё больше. Груша вкусная, а ананас ещё … (вкуснее). Миша сильный, а его брат ещё … (сильнее). (Образование сравнительной степени прилагательных.) | |
3. Глаголы. | |
«Скажи наоборот». Ушёл – пришёл. Отошёл - …(подошёл) Отъехал - …(подъехал). (Образование глаголов движения при помощи приставок.) | |
«Измени слово по образцу». Скажу – подскажу. Мету - … (подмету). Несу - … (поднесу). (Образование глаголов при помощи приставок –под- и –по-.) | |
«Измени слово, ответив на вопрос: что сделали?» Птицы: летают – что сделали? - … (прилетели, улетели…) клюют – что сделали? - …(склевали …) (Образование глаголов совершенного вида.) | |
«Измени слово, ответив на вопрос: что делает?» Сшил – что делает? - … (шьёт). Положил – что делает? - … (кладёт). Построил – что делает? - … (строит). (Образование глаголов несовершенного вида.) | |
«Выбери правильную картинку». Мыла - вымыла. Умывается - умылся. Рисует – нарисовал. Догоняет – догнала. (Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.) «Чем отличаются слова?» Умывает – умывается. Прячет – прячется Одевает – одевается (Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.) | |
4. Местоимения. | «Жадина» (согласование местоимений с существительными) |
5. Наречия. | «Наоборот» |
«Сравни» | |
6. Служебные слова. | «Где спрятался котёнок?». (Употребление предлогов.) |
«Продолжи предложение». Мальчик сначала моет руки, а потом… . (Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а.) | |
«Почемучкины вопросы». 1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему зимой нельзя купаться в реке? (Употребление в самостоятельной речи детей сложных предложений.) |
Категория | Существительные | ||
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | |
Название лиц | «Кто в домике живет?» мама, папа, мальчик, девочка, кошка, собака | «Кто живет в лесу?» медведь, еж, лиса, белка, заяц, кабан | «Кто живет в жарких странах?» слон, лев, верблюд, обезьяна, бегемот, кенгуру |
Название предметов | «Назови игрушки» мяч, лопатка, кукла, мишка, машинка, пирамидка | «Назови фрукты» банан, яблоко, груша, киви, апельсин, лимон | «Назови предметы, которые понадобятся в школе» тетрадь, ручка, карандаш, книга, пенал, портфель |
Несклоняемые существительные | «Посмотри на картинку» такси, кино, радио… | «Посмотри на картинку и закончи фразу…» Мама пьет вкусный….(кофе) Повар приготовил вкусное….(пюре) Мой дедушка слушал …. (радио) | «Исправь ошибку» Я люблю ездить на метрЕ. Мы с Катей были в кинЕ. Я люблю играть на пианинЕ. Я пришёл в пальтЕ. Костя облил себя кофеМ. |
В винительном падеже с окончанием -у | «Кого я вижу?» корову, козу, утку, курицу, собаку, кошку | «Кого мы посадим в автобус?» мишку, куклу, Петрушку | «Какие овощи мы положим в суп?» картошку, морковку, капусту, свеклу |
Множественное число с окончанием «-ы», «-и». | «Что я вижу?» коробки, кубики, карандаши, груши, ложки | «Что лежит на столе?» Овощи, фрукты, тарелки, чашки, ложки, вилки | «Закончи фразу» Одна картина, две……(картины) Одна стрела, две…...(стрелы) Одна рука, две … (руки) Одна буква, две … (буквы) Одна подушка, две …. (подушки) |
В дательном и творительном падежах | «Кому помогает Петя?» маме, папе, бабушке, дедушке «Чем накормим мы детей?» Кашей, соком, супом, конфетой, печеньем | «Кому это нужно?» Мед нужен….. (медведю) Морковь нужна ….. (зайцу) Косточки нужны….. (собаке) Рыба нужна … (кошке) «Кем мечтает стать Катя?» Поваром, продавцом, учителем, врачом | «Кому не хватило яблок?» Волку, лисе, ежу, белке «Чем похожи?» Формой, цветом, размером |
«Главенствующие» падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах | «Посмотри, с чем играют ребята?» С машинками, с кубиками, с куклами, с пирамидками | «Посмотри о чем эти книги?» О грибах, о цветах, о деревьях | «Мало-много» Цветы-цветов, подарки-подарков, грибы-грибов |
С суффиксами увеличительности, принадлежности | «Продолжи по образцу» Нос-носище, рука-ручище, зуб-зубище, дом-домище, рыба-рыбища, | ||
Согласование числительных с существительными в косвенных падежах. | «Сколько игрушек на полке?» Одна кукла, два кубика, три машинки | «Посчитай колечки» Одно колечко, два колечка, три колечка….. | «Посмотри и посчитай» Две рыбки, три медведя, один волк…… |