Предмет, цели и задачи онтогенеза речевой деятельности.
Сентября
Предмет, цели и задачи онтогенеза речевой деятельности.
Онтогенез – это процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребёнка.
Детская речь – особый этап во владении языком и речью. Делится на два вида: речь детей дошкольного возраста (заканчивается с поступлением в школу, с 6 до 7 лет; тем не менее, может быть продлено, т.к. ребёнок имеет право и возможность ходить в детский сад вплоть до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 3 класса, т.е. до 9 лет).
Внимание к изучению детской речи обусловлено её своеобразием, в котором проявляются её особенности начальных этапов формирования и развития языковой способности, когда она осуществляется по особым невзрослым правилам. Эти особые правила являются предметом лингвистического изучения. Кроме того, детская речь является объектом психологических исследований, в которых она рассматривается в контексте развития у ребёнка высших психических функций.
В общей психологии речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает в себя процессы порождения и восприятия (анализа и синтеза) сообщения для целей общения или для регуляции и контроля собственной деятельности.
Большинство отечественных психологов и лингвистов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую в виде целого акта деятельности или в виде речевых действий, включённых в какую-либо неречевую деятельность.
Речевая деятельность определяется ведущим отечественным специалистом психолингвистики А. А. Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. Отличительными признаками речевой деятельности по Леонтьеву являются:
· Предметность деятельности. Определяется тем, что речевая деятельность протекает с глазу на глаз с окружающим миром.
· Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной деятельностью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.
· Мотивированность речевой деятельности. Она определяется тем, что в реальности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.
· Иерархическая (вертикальная) организация речевой деятельности. Понятие об иерархической организации речевой деятельности трактуется по-разному. По мнению В. П. Зинченко, - это функциональный блок. Говорит об уровне установок речевой деятельности и динамической парадигме деятельности.
· Фазная горизонтальная организация деятельности. По мнению И. А. Зимней, речевая деятельность представляется собой процесс активного целенаправленного опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения взаимодействия людей между собой.
Под объектом онтогенеза речевой деятельности понимается формирование речи детей при нормальном развитии.
Целью предмета онтогенеза РД является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей изучения развития речи ребёнка.
Задачами онтогенеза речевой деятельности как науки являются:
1) Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания. Обучения и развития речи детей.
2) Разработка теоретических подходов к изучению речевой деятельности.
3) Разработка технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.
4) Определение стратегии построения разноуровневых диагностических программ для каждого возрастного периода.
Методы науки онтогенеза речевой деятельности:
1) Изучение и анализ литературы.
2) Наблюдение, беседа.
3) Эксперимент: констатирующий, обучающий, контрольный.
4) Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Изучение медицинской, психолого-педагогической документации, анкетирование.
Основные механизмы устной речи.
Развитие лексики.
Лексико-грамматический строй речи.
В 2 месяца появляется комплекс оживления и гуления. В 5 месяцев появляется лепет и понимание слов. В 11 месяцев появляются первые слова, предложения, в 1.6 двухсловные, трёхсловные фразы. В 1.11 начало освоения грамматической системы языка. В 3 года завершение освоения грамматических категорий, усвоение единичных морфологических форм, грамматических исключений из правил. В 3.5 – 4 года интенсивное освоение способов словообразования, регулярное словотворчество. В 4 года освоение способов построения связной речи, появление элементарного осознания языковой действительности. В 5 лет – освоение правильного звукопроизношения, готовность к обучению началам грамоты.
По данным Е. А. Архипкина, рост словаря характеризуется количественными особенностями. В 1 год – 9 слов, в 1.6 – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3.5 – 1100, 4 – 2000. По данным Штерна, в 1.6 года у ребёнка насчитывается 100 слов, в 2 года 200-400 слов, в 3 года – 1000-1100, к 4 годам – 1600, к 5 2200. По данным А. Н. Гвоздева в словаре 4-летнего ребёнка наблюдается 50% существительных, 27% глаголов, 12% прилагательных, 6% наречий, 2% числительных, 1% союзов, предлогов и междометий.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Найти схему нормального развития речи по А. Н. Гвоздеву и её проанализировать. Найти факторы нормального речевого развития ребёнка по В. В. Ветровой, М. М. Кольцовой. Посмотреть овладение звуковой стороной речи С. Н. Цейтлин. Овладение звуковой структурой слова (тот же автор). Закономерности формирования словаря детей Цейтлин, Кольцовой.
Сентября
Предмет, цели и задачи онтогенеза речевой деятельности.
Онтогенез – это процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребёнка.
Детская речь – особый этап во владении языком и речью. Делится на два вида: речь детей дошкольного возраста (заканчивается с поступлением в школу, с 6 до 7 лет; тем не менее, может быть продлено, т.к. ребёнок имеет право и возможность ходить в детский сад вплоть до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 3 класса, т.е. до 9 лет).
Внимание к изучению детской речи обусловлено её своеобразием, в котором проявляются её особенности начальных этапов формирования и развития языковой способности, когда она осуществляется по особым невзрослым правилам. Эти особые правила являются предметом лингвистического изучения. Кроме того, детская речь является объектом психологических исследований, в которых она рассматривается в контексте развития у ребёнка высших психических функций.
В общей психологии речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает в себя процессы порождения и восприятия (анализа и синтеза) сообщения для целей общения или для регуляции и контроля собственной деятельности.
Большинство отечественных психологов и лингвистов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую в виде целого акта деятельности или в виде речевых действий, включённых в какую-либо неречевую деятельность.
Речевая деятельность определяется ведущим отечественным специалистом психолингвистики А. А. Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. Отличительными признаками речевой деятельности по Леонтьеву являются:
· Предметность деятельности. Определяется тем, что речевая деятельность протекает с глазу на глаз с окружающим миром.
· Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной деятельностью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.
· Мотивированность речевой деятельности. Она определяется тем, что в реальности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.
· Иерархическая (вертикальная) организация речевой деятельности. Понятие об иерархической организации речевой деятельности трактуется по-разному. По мнению В. П. Зинченко, - это функциональный блок. Говорит об уровне установок речевой деятельности и динамической парадигме деятельности.
· Фазная горизонтальная организация деятельности. По мнению И. А. Зимней, речевая деятельность представляется собой процесс активного целенаправленного опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения взаимодействия людей между собой.
Под объектом онтогенеза речевой деятельности понимается формирование речи детей при нормальном развитии.
Целью предмета онтогенеза РД является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей изучения развития речи ребёнка.
Задачами онтогенеза речевой деятельности как науки являются:
1) Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания. Обучения и развития речи детей.
2) Разработка теоретических подходов к изучению речевой деятельности.
3) Разработка технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.
4) Определение стратегии построения разноуровневых диагностических программ для каждого возрастного периода.
Методы науки онтогенеза речевой деятельности:
1) Изучение и анализ литературы.
2) Наблюдение, беседа.
3) Эксперимент: констатирующий, обучающий, контрольный.
4) Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Изучение медицинской, психолого-педагогической документации, анкетирование.