Актуальность темы диссертации.

В ХХI веке интеллектуальный капитал нации является ведущим ресурсом прогресса. Институт образования, таким образом, становится системообразующим элементом общества, и, без современной эффективной системы образования ни одна страна не сможет занять лидирующих позиций в мире.

Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Болонский процесс, как одно из направлений политики европейской интеграции в образовательной сфере, позволяет сделать участие РФ более проектируемым, целенаправленным и управляемым. Участвуя в международных процессах, РФ не может игнорировать правила и тенденции, которые существуют на мировом образовательном рынке.

Модернизация образования обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, произошедшими в последние десятилетия. Начиная с 90-х годов XX века, в нашей стране осуществляется широкая модернизация системы образования, направленная на ее демократизацию и позитивное развитие «как открытой государственно-общественной системы»[1].

Россия, отражая в динамике своего развития существующие тренды и отвечая на внешние и внутренние вызовы современности, принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. В сентябре 2003 года Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу. Долгосрочная цель программы действий, начало которой положила Болонская декларация – «создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования»2. В рамках этого процесса предстоит осуществить реформирование отечественного образования с целью продвижения его к активному взаимодействию с европейским сообществом и интеграции в общеевропейскую и мировую систему образования.

Основные задачи в рамках Болонского процесса, которые должны быть выполнены РФ до 2010 года, включают:

Введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе и при помощи внедрения инструмента «Приложение к диплому».

Введение двухуровневой системы подготовки, первая ступень бакалавра не менее трех лет, и вторая ступень магистра.

Создание системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов, как средства повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов. Принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение «сопоставимости» дипломов, отдельных курсов, кредитов. Создание целостной системы обеспечения качества образования и организация информационного обеспечения и обмена[2].

Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании для повышения мобильности студентов, преподавателей и исследователей.

Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.

Весь комплекс социально-экономических изменений, которые произошли за последние десятилетия в России, отразился на образовании как на социальном институте и затронул интересы каждой из социальных групп населения, поскольку все они в той или иной степени вовлечены в процессы реорганизации системы образования. Адаптация российской высшей школы к международным требованиям Болонского процесса - это не только институциональная, но и социальная проблема. Реформирование высшего профессионального образования затрагивает интересы большого слоя научно-педагогических работников вузов и значительной части молодежи, это обеспечение важнейших стратегических интересов Российского государства.

Поставленные задачи требуют создать систему, обладающую рядом характеристик, позволяющих сохранить преимущества российского опыта высшей школы с учетом требований сопоставимости (однородности, гомогенности) и сочетаемости, прозрачности (транспарентности) с европейскими системами образования с целью дальнейшей интеграции РФ в мировое образовательное пространство и возможности равноправного участия в Болонском процессе.

Институциональная модернизация отечественной высшей школы требует последовательной разработки целого ряда нормативных документов, способствующих интеграции России и Европы в образовательной сфере. В 2007 г. утвержден макет нового стандарта (третьего поколения) высшего профессионального образования РФ3, принят закон 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)»4, в которых учтены положения Болонской декларации. В официальных документах Минобрнауки РФ «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» зафиксировано: «Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в 2005-2010 годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования[3]:

двухуровневой системы высшего профессионального образования;

системы зачетных единиц для признания результатов обучения;

сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;

внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогично европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей»[4].

Значимость реформы высшей школы для российского общества, с учетом преимуществ и рисков интеграции российской системы высшего образования с европейской системой, определяет актуальность данной диссертационной работы.

Проблема исследованиязаключается в несогласованности необходимых, в условиях глобализации, мер интеграционной политики в системе высшего профессионального образования РФ и процесса формирования вовлеченности вузовского сообщества в их реализацию.

Наши рекомендации