Западной Европы, США и России XVII-XIX вв.€

век начальное образование среднее образование
год, страна сущность реформы год, страна сущность реформы
XVII        
XVIII        
XIX        

L Задание для самоконтроля.

Дайте ответы.

1. Высшее учебное заведение в России XVII в. – …

а) Киево-Могилянская академия

б) Славяно-греко-латинская академия

в) Типографская школа в Москве

2. Основной тип общеобразовательной школы в эпоху Нового времени в Германии – …

а) гимназия

б) коллегия

в) академия

3. Автором «Гражданства обычаев детских» был:

а) Симеон Полоцкий

б) братья Иоанникий и Софроний Лихуды

в) Епифаний Славинецкий

4. Период возникновения закрытых сословных дворянских учебных заведений в России:

а) 1701-1725

б) 1730-1765

в) 1780-1800

5. И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман были представителями…

а) янсенизма

б) филантропизма

в) неогуманизма

6. Преемственность с классическим университетом в России XIX в. имели…

а) народные училища

б) мужские классические гимназии

в) женские гимназии

Задание №8.

Познакомиться с сущностью основных течений реформаторской педагогики

Основные теоретические положения.

В конце XIX в. в странах Западной Европы активизировалось движение за реформу образования и школы, осуществлялись поиски новых подходов к обучению и воспитанию, которые противопоставлялись педагогическому традиционализму. В общественно-педагогической мысли сложились многочисленные концепции и течения, которые составили сущность понятия «реформаторская педагогика» (или «новое воспитание»). Среди них: «свободное воспитание», «экспериментальная педагогика», «трудовая школа», «школа действия», «прагматическая педагогика», «педагогика личности», «функциональная педагогика» и др.

Деятельность зарубежных педагогов-реформаторов оказала существенное влияние на развитие педагогической мысли России конца XIX – начала XX вв. Так, с внедрением в психологию и педагогику экспериментального метода исследования в России появилась «экспериментальная педагогика», которая особое внимание обращала на изучение личности ребёнка в контексте педологии. Наиболее ярким её представителем стал А.П. Нечаев. Педологические курсы, открытые А.П. Нечаевым в Петербурге, потом были по его инициативе и при его участии преобразованы в Петербургскую академию (1907-1915), при которой возникла экспериментальная школа для разработки основных вопросов обучения и воспитания. Академия из числа лиц с высшим образованием готовила специалистов-исследователей и работников народного образования. Кроме книг по экспериментальной педагогике, выпускавшихся под редакцией А.П. Нечаева, результаты экспериментальных исследований распространялись среди педагогов на особых съездах и через журнал «Русская школа».

Для решения воспитательных задач использовались также разработанные в ходе лабораторного эксперимента «Школьные характеристики» А.Ф. Лазурского. С их помощью была сделана попытка выделить из числа учащихся обыкновенных школ малоспособных детей и обучать их в особых, вспомогательных школах или в специальных отделениях обычных школ.

Особое внимание русских педагогов привлекала идея обновления общего образования ручным трудом (К.Ю. Цируль, А.А. Воронин, кн. П.А. Кропоткин и др.). Теория трудовой школы была представлена в России В.И. Фармаковским. Наряду с описанием состояния трудового обучения, освещением методических приёмов уроков труда, он сводил трудовое обучение к учебному труду. Историю трудовой школы в марксистском освещении изложила Н.К. Крупская в книге «Народное образование и демократия». Школа рассматривалась ею в руках рабочей демократии как орудие преобразования современного общества.

В начале ХХ века в России вновь обрели широкую известность и распространение идеи свободного воспитания. С конца 1907 г. в Москве стал выходить ежемесячный журнал «Свободное воспитание» под редакцией И.И. Горбунова-Посадова. В журнале помещали свои статьи С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко и др. Крайним выразителем теории свободного воспитания в начале ХХ века был К.Н. Вентцель. Однако следует иметь в виду, что внедрение прогрессивных педагогических идей реформаторской педагогики осуществлялось в постоянном противоборстве с правительственной политикой в области народного просвещения.

Методические указания.

1. Изучите вопрос о педагогике и школе за рубежом и в России в конце XIX – начале ХХ вв., используя для этого рекомендованные учебные пособия А.И. Пискунова (см. Гл. 12, 13), З.И. Васильевой (см. Гл. 17, 18).

! Заполните таблицу:

Таблица 10.

“Основные направления реформаторской педагогики в конце XIX – начале ХХ вв.”.

название педагогической концепции представители реформаторской педагогики ведущие концептуальные идеи
     

При заполнении таблицы следует наиболее полно включить материал о таких концепциях и их представителях за рубежом и в России, как «экспериментальная педагогика», «свободное воспитание личности», «трудовая школа».

.

Задание №9.

Познакомиться с поисками путей обновления школы в контексте идей реформаторской педагогики в 20-30-е годы ХХ века.

Наши рекомендации