Алгоритм решения задачи № 4.
1. Запишите данные задачи, переведите необходимые значения в единицы СИ.
2. Запишите математическую формулу следствия закона Рауля для растворов неэлектролитов ΔТзам.= К·b(Х), К=1,86 кг × К × моль-1 и Тзам. = Т0зам. - ΔТзам.,
3. Преобразуем формулы:
4. Вычислите молярную массу:
Алгоритм решения задачи №7.Вычислите рН раствора, в котором концентрация ионов Н+ (моль/л) равна 5,6 · 10-7 моль/л.
Дано: [H+] = 5,6 · 10-7 моль/л. рН-? | Решение. pH = - lg [H+]; pH = - lg 5,6 · 10-7 = 6,25. Ответ: рН = 6,25. |
Алгоритм решения задачи №8.Вычислите рН раствора, в котором концентрация ионов ОН- равна 6,3 · 10-6 моль/л.
Дано: [H+] = 6,3 · 10-6 рН -? | Решение. 1 способ. pOH = - lg [OH-] = - lg 6,3 · 10-5 = 4,2; pH = 14 – pOH = 14 – 4,2 = 9,8. |
2 способ. , pOH = - lg [OH-] = - lg 1,58 · 10-10 = 9,8. Ответ: рН = 9,8 |
Задача 11.Рассчитайте рН раствора серной кислоты с молярной концентрацией 0,005 моль/л.
Дано: С(Н2SO4) = 0,005 моль/л рН = ? | Решение: Н2SO4 ® 2Н+ + SO42– С(Н+) = 2С(Н2SO4) = 2ґ0,005 моль/л = 0,01 моль/л рН = – lgС(Н+) рН = – lg (0,01моль/л) = 2 |
Ответ: рН раствора серной кислоты 2.
Задача 12.Определите степень ионизации, концентрацию ионов водорода, рН в 1 М растворе уксусной кислоты, если константа диссоциации ее 1,754 . 10-5. (1 М раствор – раствор с молярной концентрацией 1 моль/л).
Дано: С (СН3СООН) = 1 моль/л Ка = 1,754 . 10-5 ----------------------------------- α-?; [H+]-?; pH - ? | Решение. а) степень ионизации: = = 4∙10-3=0,004 (0,4%). б) концентрация ионов водорода: 1 способ: = = 0,004 моль/л. 2 способ: [H+] = α × Со = 0,004 × 1 = 0,004 моль/л. Для слабых электролитов α → 0, т.е. 1 – α → 1 в) pH = - lg [H+]; pH = - lg 0,004 = 2,4. Ответ: α = 0,4%; H+] = 0,004 моль/л; pH = 2,4. |
Лабораторная работа №3.
Изучение простых и совмещенных протолитических равновесий.
Цель работы:приобрести навыки химического эксперимента на примере качественных опытов по равновесиям гидролиза и ионизации.
Оборудование:набор пробирок в штативе, капельницы с растворами, пипетки глазные.
Реактивы:растворы сульфида натрия, гидросульфита натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата алюминия, ацетата аммония, универсальная индикаторная бумага.
Выполнение эксперимента.
Опыт 1. Гидролитические равновесия в растворах солей.На предметном стекле положите четыре кусочка универсальной индикаторной бумаги (1/4 часть полоски). Нанесите на первую бумагу 1каплю раствора соли Na2СO3; на вторую – Al2(SO4)3; на третью - CH3COONH4, на четвертую - NaCl. Определите рН растворов. Какие соли подвергаются гидролизу? По каким ионам происходит гидролиз этих солей? Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярном и ионном виде.
Опыт 2. Совместный гидролиз. В две пробирки налейте по 1 мл раствора соли Al2(SO4)3. В одну пробирку прилейте такое же количество раствора Na2CO3, в другую - Na2S. Что наблюдается? Из первой пробирки слейте раствор с осадка и к осадку прибавьте соляной кислоты. Выделяется ли при этом газообразный продукт? Составьте уравнения реакций совместного гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, сделайте вывод.
Наблюдения заносятся в лабораторный журнал по мере выполнения лабораторной работы.
Образец оформления лабораторного журнала: Оформление работы следует делать на развороте тетради. Описание эксперимента и наблюдения выполнить в виде таблицы.
Дата «___» ___________ 20___ г. Лабораторная работа №3. Изучение простых и совмещенных протолитических равновесий. | |||||
№ опыта | вещество 1 | вещество 2 | наблюдения | уравнение реакции | выводы |
Na2СO3 | универсальная индикаторная бумага | ||||
Al2(SO4)3 | |||||
CH3COONH4 | |||||
NaCl | |||||
Na2СO3 | Al2(SO4)3 | ||||
Na2СO3 | Na2S |