Возраст от 3 месяцев до 6 месяцев.

Образовательные задачи:

  • развивать движение рук: притягивание предмета при случайном прикосновении, кратковременное удерживание, ощупывание его; умение брать игрушку из разных положений;
  • создавать условия для речевого подражения, содействовать своевременному возникновению предречевых вокализаций: певучих гласных звуков (гуление), а также слогов (лепет);
  • развивать двигательную активность: самостоятельные повороты со спины на бок и на живот в горизонтальной плоскости;
  • продолжать обогащать ребенка эмоционально;
  • содействовать положительному самоощущению ребенка, формированию безопасной привязанности к ухаживающему взрослому, доверия к другим людям.

Возраст от 6 месяцев до 9 месяцев.

Образовательные задачи:

• помогать осваивать ползание и движения в вертикальном положении;

• содействовать обогащению исследовательских действий с предметами (осматривание, перекладывание из руки в руку, размахивание, бросание), их разнообразию; эмоциональной вовлеченности в деятельность;

• развивать лепет и понимание речи;

• способствовать подражанию в лепете и действиях с предметами;

• продолжать формировать навыки в режимных процессах;

• воспитывать эмоционально-положительные реакции на других детей.

Возраст от 9 месяцев до 1 года.

Образовательные задачи:

• развивать движения, учить ходить;

• расширять сенсорный опыт в действиях с предметами, игрушками, подобранными по определенным признакам (цвет, форма, величина, масса, положение в пространстве);

  • содействовать развитию познавательной активности; своевременному переходу от неспецифических действий к специфическим;
  • продолжать учить понимать речь взрослого, обращенную к ребенку;
  • формировать первые обобщения, связанные с расширением сенсорного опыта и действий с игрушками (например, «Где кукла? А где еще кукла?», — спрашивает воспитатель и т. п.);

• поддерживать речевую активность, вызывать речевое подражание (звуки, слоги), учить произносить 6-10 лепетных и «облегченных» слов (например, «мама», «папа», «баба» «гага», «ляля», «топ-топ» и т. п.);

  • формировать положительные эмоции в общении со взрослыми и детьми правильно реагировать на слова «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо»;
  • выполнять простые просьбы (например, «Подай мне платочек. Я надену его на твою головку. Или: «Держи чашку двумя руками. Вот так», —

говорит педагог.);

• приучать к посильной самостоятельности и активности во всех режимных процессах;

• активизировать познавательный интерес к окружающему.

Организация и методика проведения режимных моментов в группе 1 раннего возраста

Кормление

Кормление детей до 1 года проводят по мере их пробуждения. Поза ребенка во время кормления с возрастом меняется. До 6 месяцев кормление детей в учреждении дошкольного образования проводится индивидуально, на руках у взрослого. Ребенок находится в положении лежа или полулежа. Позиция взрослого при кормлении ребенка предполагает надежное фиксирование его на коленях, исключающее соскальзывание. При кормлении из бутылочки положение ребенка сохраняется как при материнском вскармливании –«под грудью». При кормлении бутылочка находится в руке у взрослого, которой он регулирует ее наклон, чтобы содержимое поступало равномерно. Детей, научившихся садиться и сидеть, кормят за высоким 2-местным столом с выдвижными креслицами, сначала по одному, а вскоре, после того как они привыкнут есть сидя за столом и ожидать второе и третье блюдо, кормят по два. Конструкция стола должна быть такова, чтобы можно было усадить в креслица двоих малышей, а взрослому расположиться напротив. При этом лицо его должно быть обращено в сторону манежа или барьера, где находится вся группа детей. Таким образом, обслуживая одного-двух младенцев, воспитатель видит, что делается в манеже и за барьером. К кормлению детей не будят. Первым кормят того, кто проснулся, а затем остальных —по мере пробуждения. Если какой-либо ребенок спит слишком долго, выходя более чем на 20 минут из режима, педагог делает попытки помочь ему проснуться (в период ослабленного сна). Это необходимо, потому что сбой режима, возникновение голодного возбуждения —плач, желательно предотвратить. Тем более что сверхдлительный сон ребенка также нежелателен, как и его отсутствие. Если ситуации несовпадения поведения ребенка с режимом возникают часто, то необходимо довести это до сведения врача-педиатра. Возможно, установленный ребенку режим не соответствует его физиологическому состоянию, хотя и адекватен возрастному периоду по общим, но не индивидуальным показателям. В этом случае малыша переводят на другой режим питания и сна, исходя из показателей его индивидуального физического и психического развития. Перед кормлением (при необходимости и после кормления) каждого малыша переодевают. Ласковое общение, эмоциональный контакт с ребенком —залог его хорошего аппетита во время кормления. Для кормления детей старше 10-11 мес. используют низкий столик и два приставных креслица с подставкой для ног. С 11-12 мес. ребенок подводится взрослым к столу и усаживается в кресло. В этом возрасте одновременно можно кормить только двух детей. С первых дней жизни ребенка следует приучать его к опрятности: перед каждым приемом пищи следует мыть ребенку руки; следить, чтобы на столе всегда было чисто.

Сон

Укладывать ребенка спать следует в соответствии с распорядком дня. Общение взрослых с ребенком перед сном должно быть спокойным. Легко утомляющихся детей укладывают в первую очередь, трудно засыпающих в последнюю. Переход от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну должен быть постепенным.

Бодрствование

До 5 мес. все игры-занятия проводятся, как правило, в индивидуальном порядке, хотя уже с 3 мес. малышей можно объединять по двое-трое на музыкальных занятиях и играх-занятиях по сенсорному воспитанию. С 5-месячного возраста наряду с индивидуальными играми-занятиями проводятся и групповые (по 2-5 человек), во втором полугодии они уже являются ведущей формой занятий. В течение дня со всеми детьми должны быть проведены разные виды занятий, соответствующие возрасту. Индивидуальные и групповые занятия с детьми от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев проводятся во второй и третий отрезки бодрствования. Обслуживание каждого ребенка первых 8 месяцев проходит исключительно в индивидуальном порядке. Обслуживая одного ребенка, воспитатель должен не только видеть, но и быть уверенным в полной безопасности всех малышей и, наоборот, занимаясь с подгруппой детей более старшего возраста в другой части комнаты, быть уверенным в надежной автономности каждого отдельного младенца.

Наши рекомендации