Развитие педагогических идей о важности воспитания детей раннего возраста в учениях зарубежных педагогов-классиков
Развитие педагогических идей о важности воспитания детей раннего возраста в учениях зарубежных педагогов-классиков
Педагогические взгляды в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимости от общих философских представлений о человеке, государственной, религиозной идеологии и культурной специфики разных слоев общества. Различные философские воззрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них выделяются авторитарный и гуманистический типы воспитания. Эти подходы переплетались и сосуществовали в реальной практике воспитания на протяжении многих веков. Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западноевропейской и отечественной педагогики. Большой вклад в развитие системы общественного воспитания детей раннего возраста внесли такие выдающиеся педагоги как Ф. Фребель, К.Д.Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.Взгляды на педагогику раннего возраста первоначально формировались в контексте представлений о воспитании детей от рождения до поступления в школу. Большинство ученых и педагогов-практиков, подчеркивая важность первых лет жизни для последующего развития человека, утверждали, что наилучшие условия для воспитания и обучения маленьких детей могут быть лишь в семье.
Отечественные педагоги о необходимости и содержании воспитания детей раннего возраста
Идея первоначального воспитания детей в раннем возрасте отражена в трудах Г. Скорины«Малая падарожная кнiжыца» (1522г.), «Апостал» (1525), в предисловии к «Юдифь», атакже в книгах С. Полоцкого, в произведениях других просветителей-гуманистов. В их взглядах нашли отражение передовые идеи западноевропейской и русской педагогической мысли.Значительный вклад в определение содержания и разработку методики работы с детьмираннего возраста внесли Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Коростелева Т.М., Старжинская Н.С., Дубинина Д.Н., Житко И.В. и др.
Возраст от рождения до 1 месяца.
Образовательные задачи:
• активизировать зрительные и слуховые ориентировочные реакции (плавное прослеживание за движущимся предметом, зрительное и слуховое сосредоточение);
• способствовать эмоциональному оживлению на разговор взрослого;
• способствовать возникновению социальной улыбки;
• побуждать удерживать (несколько секунд) головку, лежа на животе.
Возраст от 1 месяцев до 3 месяцев.
Образовательные задачи:
- совершенствовать зрительное восприятие предмета, обладающего комплексом свойств (цвет, форма, величина, положение в пространстве и др.);
- совершенствовать зрительное восприятие предмета в различных плоскостях, под разным углом, при разной удаленности;
- развивать слуховые ориентировочные реакции на разговорную речь, музыкальные звуки, пение и т. п.;
- развивать тактильное восприятие ребенка при соприкосновении руки с предметами, выполненными из разных материалов (бумага, резина, полиэтилен, дерево и др.), обладающими разными фактурными свойствами (гладкость, выпуклость, шершавость и др.);
- содействовать появлению у ребенка разнообразных активных действий в качестве средств общения: улыбки в ответ на обращение взрослого; «комплекса оживления» и др.;
- содействовать появлению предречевых вокализаций (гуканье).
Возраст от 3 месяцев до 6 месяцев.
Образовательные задачи:
- развивать движение рук: притягивание предмета при случайном прикосновении, кратковременное удерживание, ощупывание его; умение брать игрушку из разных положений;
- создавать условия для речевого подражения, содействовать своевременному возникновению предречевых вокализаций: певучих гласных звуков (гуление), а также слогов (лепет);
- развивать двигательную активность: самостоятельные повороты со спины на бок и на живот в горизонтальной плоскости;
- продолжать обогащать ребенка эмоционально;
- содействовать положительному самоощущению ребенка, формированию безопасной привязанности к ухаживающему взрослому, доверия к другим людям.
Организация и методика проведения режимных моментов в группе 1 раннего возраста
Кормление
Кормление детей до 1 года проводят по мере их пробуждения. Поза ребенка во время кормления с возрастом меняется. До 6 месяцев кормление детей в учреждении дошкольного образования проводится индивидуально, на руках у взрослого. Ребенок находится в положении лежа или полулежа. Позиция взрослого при кормлении ребенка предполагает надежное фиксирование его на коленях, исключающее соскальзывание. При кормлении из бутылочки положение ребенка сохраняется как при материнском вскармливании –«под грудью». При кормлении бутылочка находится в руке у взрослого, которой он регулирует ее наклон, чтобы содержимое поступало равномерно. Детей, научившихся садиться и сидеть, кормят за высоким 2-местным столом с выдвижными креслицами, сначала по одному, а вскоре, после того как они привыкнут есть сидя за столом и ожидать второе и третье блюдо, кормят по два. Конструкция стола должна быть такова, чтобы можно было усадить в креслица двоих малышей, а взрослому расположиться напротив. При этом лицо его должно быть обращено в сторону манежа или барьера, где находится вся группа детей. Таким образом, обслуживая одного-двух младенцев, воспитатель видит, что делается в манеже и за барьером. К кормлению детей не будят. Первым кормят того, кто проснулся, а затем остальных —по мере пробуждения. Если какой-либо ребенок спит слишком долго, выходя более чем на 20 минут из режима, педагог делает попытки помочь ему проснуться (в период ослабленного сна). Это необходимо, потому что сбой режима, возникновение голодного возбуждения —плач, желательно предотвратить. Тем более что сверхдлительный сон ребенка также нежелателен, как и его отсутствие. Если ситуации несовпадения поведения ребенка с режимом возникают часто, то необходимо довести это до сведения врача-педиатра. Возможно, установленный ребенку режим не соответствует его физиологическому состоянию, хотя и адекватен возрастному периоду по общим, но не индивидуальным показателям. В этом случае малыша переводят на другой режим питания и сна, исходя из показателей его индивидуального физического и психического развития. Перед кормлением (при необходимости и после кормления) каждого малыша переодевают. Ласковое общение, эмоциональный контакт с ребенком —залог его хорошего аппетита во время кормления. Для кормления детей старше 10-11 мес. используют низкий столик и два приставных креслица с подставкой для ног. С 11-12 мес. ребенок подводится взрослым к столу и усаживается в кресло. В этом возрасте одновременно можно кормить только двух детей. С первых дней жизни ребенка следует приучать его к опрятности: перед каждым приемом пищи следует мыть ребенку руки; следить, чтобы на столе всегда было чисто.
Сон
Укладывать ребенка спать следует в соответствии с распорядком дня. Общение взрослых с ребенком перед сном должно быть спокойным. Легко утомляющихся детей укладывают в первую очередь, трудно засыпающих в последнюю. Переход от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну должен быть постепенным.
Бодрствование
До 5 мес. все игры-занятия проводятся, как правило, в индивидуальном порядке, хотя уже с 3 мес. малышей можно объединять по двое-трое на музыкальных занятиях и играх-занятиях по сенсорному воспитанию. С 5-месячного возраста наряду с индивидуальными играми-занятиями проводятся и групповые (по 2-5 человек), во втором полугодии они уже являются ведущей формой занятий. В течение дня со всеми детьми должны быть проведены разные виды занятий, соответствующие возрасту. Индивидуальные и групповые занятия с детьми от 5-6 месяцев до 9-10 месяцев проводятся во второй и третий отрезки бодрствования. Обслуживание каждого ребенка первых 8 месяцев проходит исключительно в индивидуальном порядке. Обслуживая одного ребенка, воспитатель должен не только видеть, но и быть уверенным в полной безопасности всех малышей и, наоборот, занимаясь с подгруппой детей более старшего возраста в другой части комнаты, быть уверенным в надежной автономности каждого отдельного младенца.
Сон
Общая продолжительность сна в первом полугодии второго года жизни – 4 часа; после полутора лет-3 часа.
Перед укладыванием детей в группе создается спокойная обстановка, во всех помещениях соблюдается тишина. Педагогу следует использовать все возможные способы и приемы, способствующие улучшению качества сна детей: посидеть около ребенка, успокоить ласковой речью, колыбельной песней.
Кормление
Процесс кормления детей обеспечивает педагог. Взрослый может кормить детей, сидящих по двое-трое за столом, помогая им пользоваться ложкой, пить из чашки. По мере развития самостоятельности и умений можно сажать по четверо за столами, расставленными таким образом, чтобы в центре находился воспитатель, который видит всех детей и при необходимости может помочь каждому.
Самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, игры с песком, водой снегом и др.) занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Все структурные компоненты прогулки позволяют сделать ее более насыщенной и интересной. Они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.
В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента).
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказать и показать им, пообщаться на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры и развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо интересным событием, которое они заметили и т.д.
Развитие педагогических идей о важности воспитания детей раннего возраста в учениях зарубежных педагогов-классиков
Педагогические взгляды в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимости от общих философских представлений о человеке, государственной, религиозной идеологии и культурной специфики разных слоев общества. Различные философские воззрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них выделяются авторитарный и гуманистический типы воспитания. Эти подходы переплетались и сосуществовали в реальной практике воспитания на протяжении многих веков. Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западноевропейской и отечественной педагогики. Большой вклад в развитие системы общественного воспитания детей раннего возраста внесли такие выдающиеся педагоги как Ф. Фребель, К.Д.Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.Взгляды на педагогику раннего возраста первоначально формировались в контексте представлений о воспитании детей от рождения до поступления в школу. Большинство ученых и педагогов-практиков, подчеркивая важность первых лет жизни для последующего развития человека, утверждали, что наилучшие условия для воспитания и обучения маленьких детей могут быть лишь в семье.