Структура широкомасштабного педагогического эксперимента
Практическое занятие 5
Эксперимент в образовании
- Цели эксперимента.
- Уровни эксперимента.
- Гипотеза эксперимента.
- Задачи эксперимента.
- Диагностика результатов эксперимента.
Задания
- Почему некоторые широкомасштабные нововведения в образовании не всегда успешно реализуются? Составьте систематизированный перечень возможных причин.
- Опираясь на анализ реальной образовательной действительности (для этого составьте анкету и опросите учеников, педагогов), сформулируйте перечень актуальных для них нововведений. Каким образом вы предлагаете использовать полученные вами данные?
Из книги:
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Структура широкомасштабного педагогического эксперимента
О целях широкомасштабного эксперимента
Инновационная деятельность тесно связана с экспериментальной, хотя и не сводится только к ней. Рассмотрим пути и способы проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента как инновационного процесса.
Совершенствование структуры и содержания общего среднего образования не является исходной или единственной целью эксперимента. Общая цель эксперимента — поиск оптимальных путей и решений модернизации отечественного школьного образования в приближении его к индивидуальным запросам современной личности и тенденциям развития российского и мирового сообщества.
Структура и содержание общего среднего образования являются одним из системных ракурсов предстоящей экспериментальной деятельности, начальным, но не единственным предметом эксперимента. Структура и содержание образования - компоненты целостной системы образования. Любое их изменение означает изменение в целях, формах, технологиях, средствах, системе контроля и оценки образовательных результатов. Поэтому планирование эксперимента по изменению структуры и содержания образования означает проектирование комплексной модернизации всей системы образования.
Источники формирования целей эксперимента
Успех эксперимента определяется его методологической базой, и в первую очередь принципами формирования его целей. Системный характер планируемых преобразований предполагает наличие научно обоснованного, общезначимого и реалистичного базиса для их проектирования. Основополагающими источниками формирования целей эксперимента с данной точки зрения являются:
1) отечественные традиции образования, задающие направления и характер предстоящих эволюционных изменений;
2) тенденции развития российской и мировой теории и практики обучения;
3) исходное состояние школьного образования, определяемое на основе соответствующих методик;
4) методологические основы обновления школы, учитывающие достижения педагогической науки в области диагностики, прогностики и проектирования образовательных систем;
5) научные основы планирования и проведения педагогического эксперимента;
6) опыт имеющихся широкомасштабных образовательных реформ и экспериментов на территории России;
7) политические, государственные и общественно-педагогические решения последних лет (Национальная доктрина, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации образования и др.);
8) ведущие положения концепций, программ и материалов, относящихся к различным аспектам модернизации отечественного образования.
Особенностью формирования целей эксперимента является опора на весь комплекс перечисленных факторов, всесторонне обосновывающих характер необходимых поисков и изменений в сфере отечественного школьного образования, прежде всего в отношении его содержания и структуры.
Уровни эксперимента
Смысл эксперимента состоит в выявлении и решении актуальных проблем современной школы, испытывающей потребность в изменении. Российская школа имеет как общие, так и особенные проблемы, эксперимент должен предусматривать и регламентировать различные уровни постановки целей: общемировой, федеральный, региональный, школьный и персональный.
Каждый уровень целей предполагает участие в их постановке и достижении соответствующих субъектов: человечества, государства и общества, региона, школы, ученика (его родителей, учителя). Эксперимент предполагает разработку условий организации и оценивания результатов многоуровневых экспериментальных процессов.
Цели на различных уровнях эксперимента отличаются областью применимости проверяемых параметров.
1. На общемировом уровне - реализация в отечественном образовании тенденций общемирового масштаба (открытость образования, информатизация, изучение иностранных языков, осуществление ключевых компетенций).
2. На федеральном (национальном) уровне - переход к личностно - ориентированным подходам в обучении; опора на национальные традиции и тенденции развития образования; варианты базисных учебных планов, усиление деятельностного компонента содержания образования; варианты структурирования обучения в 12-летней школе; профильное обучение; единый экзамен, новые учебники и др.
3. На региональном уровне - эксперимент по изменению образовательного целеполагания в связи с проверкой эффективно различных соотношений федерального и регионального, регионального и школьного компонентов образования.
4. На школьном уровне - выращивание новых моделей и технологий обучения, решающих задачи конкретных школ различных типов.
5. На nepcoнальном уровне — осуществление эксперимента по инициативе отдельных ученых, учителей, родителей, учеников в рамках общих целей и задач.
Планирование, осуществление, проверка и анализ результатов эксперимента происходят на каждом уровне автономно при соблюдении общеметодологических принципов и условий эксперимента, задаваемых на федеральном уровне.
Гипотеза эксперимента
В зависимости от этапов, условий и промежуточных результатов эксперимента формулируются различные гипотезы, меняются его ведущие задачи.
Первостепенной научной проблемой является разработка целей и задач широкомасштабного эксперимента. Главные цели широкомасштабного эксперимента должны опираться на философские основания и традиции национального образования, обеспечивая преемственность имеющихся достижений и предстоящих инноваций в ходе формирования нового уклада школьной жизни. «Основой для создания концепции образования российской школы служат прежде всего отечественная история и культура, те глубинные национальные идеи, которые смогут сыграть объединяющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в состоянии сегодняшнего усиления социальной и общественной неопределенности».
Смысл и цели широкомасштабного эксперимента должны быть сопряжены с целью общего среднего образования: «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)».
На основе данной цели может быть построена гипотеза широкомасштабного эксперимента, связанная с возможностью достижения этой цели.
Цель общего среднего образования будет достигнута, если:
1) смысл, цели, структура и содержание образования будут приведены в соответствие со спецификой личностного развития учащегося, включенного в процесс проектирования своего образования (формирование разносторонне развитой личности); эта цель должна иметь приоритет над остальными целями и задачами, она отражает такой параметр обновления образования, как личностная ориентация;
2) образование будет иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию, пронизывающую не только процесс обучения, но и систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов школьников (формирование творческой личности), - это продуктивная ориентация;
3) образовательный процесс будет основан на таких образовательных технологиях и видах деятельности учащихся, которые научат их реализовывать свой потенциал по отношению к каждому из изучаемых курсов (формирование личности, способной реализовать свой творческий потенциал), - это деятельностный компонент образования;
4) будет осуществлен переход к понятию открытого содержания образования как непрерывно изменяющейся среды, включая информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие эти изменения («...в динамичных социально-экономических условиях»), - это средовой подход к образованию;
5) обучение строится таким образом, чтобы одновременно создавались условия для индивидуальной образовательной траектории ученика в сопряжении с культурно-историческими достижениями, традициями и современным технологическим развитием (как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества), - это общекультурный и общенациональный компонент образования.
Задачи эксперимента
Сформулируем научно-педагогические задачи, соответствующие главной цели общего среднего образования и отдельным компонентам названной выше гипотезы.
Задача 1. Это задача, связанная с общекультурным и общенациональным компонентом образования. В структуре общего среднего образования долгое время был только один компонент - государственный, затем появились национально-региональный и школьный. В 2000 г. был введен ученический компонент, что, безусловно, являлось крупным достижением на пути к личности ориентации образования, но через 3 года ученический компонент исчез из официальных документов. С точки зрения системности не хватает еще одного компонента - общечеловеческого, общекультурного, мирового. Федеральный компонент не может быть верхним уровнем образования, для современного ученика окружающий его мир должен быть открыт и открываем за рамками государства, гражданином которого он является.
В то же время нельзя терять национальную опору такой открытости, нужен отечественный базис, помогающий молодому человеку осваивать внешний мир. Таким базисом могут быть педагогические идеи отечественной философии, представителями которой являются ученые и педагоги мирового уровня: Л.Н.Толстой Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев, Н. А.Умов и другие. Необходима модель современного образования, которая учитывала бы их идеи, в том числе о подобии человека и Вселенной. В этом заложена и глубокая воспитательная задача обучения детей.
Задача 2. Связана с новой методологией образования: необходимостью разработки основ проектирования школьного образования, обеспечивающего личностную самореализацию учащихся по отношению к общекультурным и национальным ценностям, достижениям науки и техники. Нужна модель построения условий для развития ученика современной школы, которая отражалась бы в учебных планах, концепциях образовательных областей, учебных программах и учебниках.
При решении данной задачи важно разработать понятийный аппарат современной школы, описывающий принципиальные особенности системы школьного образования, меняющейся по ношению к личности ученика.
В разработке нуждаются принципы личностно ориентированного образования и их детализированная реализация на всех уровнях и типах школьного образования, включая систему подготовки кадров и научно-методического сопровождения образования.
Требуют разработки научные основы конструирования индивидуальной образовательной траектории. Выделение отдельных часов на ученический компонент в базисном учебном плане 12-ней школы не должно свестись к занятиям с отстающими или продвинутыми. Ученический компонент - это форма работы педагога с индивидуальными целями ученика. Содержание и организация данной работы должны быть раскрыты в новых программах, учебниках, методиках.
Признание роли ученика в его образовании состоит не только в учете его индивидуальных особенностей, но и в отборе индивидуального содержания образования, форм, методов, темпа, диагностики и оценки результатов, самого стиля обучения, включая мировоззренческие основы.
Другой возможностью собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин является профильная школа, концепция которой строится на основе общих системных принципов образования.
Существует проблема разработки контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях учебных программ образовательные результаты. В связи с этим в учебном процессе и по окончании школы не может применяться тишь тестовая форма контроля, необходимы личностно ориентированные системы диагностики и оценки образовательных результатов школьников. Личностный подход предполагает не только объективные данные по итогам тестирования, но и субъективизм в оценке образовательных достижений ученика. Результаты выполнения тестов не должны быть единственным оцениваемым параметром образования выпускника школы. Необходимо повысить роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика, в комплексном их представлении в соответствии с многогранными целями общего образования. Поиск эффективных механизмов сочетания между субъективной и объективной системами оценивания - задача дальнейших научных исследований.
Задача 3. В сложившейся сегодня школе образование предполагается как трансляция ученику культурно-исторических ценностей, норм и традиций, передача ему готового содержания образования. Большинство учебных программ, учебников и методик еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемой науки. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала. Будущей школе нужно образование, ориентированное не столько на ретрансляцию прошлого, сколько конструирование будущего. В связи с этим в будущей школе pt должна идти о продуктивном образовании, определяющем личностно-ориентированный процесс и результат самореализации учеников.
Чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории, предусматривается содержание, формируемое самими учениками, т.е. личностное содержание образования. Источником личностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников.
Условием фиксации личностного содержания образования является использование учеником рефлексивных приемов и технологий; именно с их помощью выявляется, осознается и фиксируется действительное образовательное приращение ученика, уникальное для каждого.
Из необходимости введения личностного компонента образования следует необходимость разделения содержания образования на два компонента: внутренний и внешний. Внешнее по отношению к ученику содержание образования характеризуется образовательной средой, которая предлагается ему для обеспечения условий развития личности. Внутреннее содержание образования ученика - это содержание, которое является атрибутом самой образовывающейся личности. Внутреннее содержание образования ученика никогда не является простым отражением внешнего, поскольку создается на основе личного опыта учащегося, в результате его собственной деятельности.
Оценка образовательных результатов ученика происходит на основе выявления и диагностики его внутреннего приращения за определенный промежуток времени. Общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими образовательными стандартами, должен стать уровень творческой самореализации школьника.
Задача 4. Если рассуждать о личностно ориентированном обучении и содержании образования как среде, то многое меняется. Например, вместо критериев отбора содержания необходимы критерии его структурирования. В каких направлениях возможет
поиск?
Необходимы генерализация содержания образования на основе фундаментальных образовательных объектов, не только предметных, но и метапредметных; периодическая интеграция и дифференциация содержания образования на метапредметной основе
Нужно рассматривать реальность как компонент содержания образования. Нельзя подменять реальный мир готовой системой знаний о нем. В погоне за разгрузкой содержания образования недопустимо с водой выбрасывать и младенца, т.е. уменьшать время на изучение реальных объектов (природы, культурных событий, явлений языка, произведений искусства), методов их познания. Важны разноуровневость и открытость содержания образования, предполагающая возможность использования в качестве образовательной среды различные информационные массивы и другие источники учебного материала, в том числе из сети Интернет. Должны быть предусмотрены возрастная и календарная периодизация содержания образования, соответствие изучаемых предметов, вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся. Например, параграф учебника, изучаемый в сентябре, не должен строиться на тех же основаниях, что и параграф, изучаемый в мае.
Необходима разработка деятельностного компонента содержания образования, т.е. включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику. В связи с указанными направлениями возникает проблема создания учебников нового типа. Известны две функции учебника, да он является: 1) источником информации; 2) средством для организации образовательного процесса. Главный принцип потения учебника - его соответствие образовательному процессу. Если этот процесс личностно ориентированный и продуктивный, то применяется следующий подход:
а) определяется, какой конечный продукт будет создан учеником;
б) какие виды деятельности приводят к нему - виды деятельности и ученика, и учителя;
в) как эти виды деятельности соотносятся с содержанием образования.
Задача 5. Деятельностный компонент школьного образования представляет собой виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся личностно - ориентированные образовательные технологии, учитывающие возрастные и индивидуально - психологические особенности школьников. Согласно таким технологиям дети включаются в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса; обязательной является рефлексивная деятельность учащихся как условие осознания и фиксации получаемых ими результатов.
Предметом первичной деятельности обучаемого выступает непосредственно познаваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Обучаемый как субъект деятельности, познавая реальность, получает личный образовательный продукт, который затем сопоставляется с аналогичными продуктами человечества в данной области познания. Лишь затем ученик обогащается «знанием всех богатств», а его собственный результат (продукт) может быть включен в качестве элемента в общую систему знаний, т.е. в совокупный образовательный продукт обучаемого, который рефлексивно им осмысливается.
Деятельностное содержание образования по своей сути является личностным, поскольку формируется самим учеником. Внешней, материализованной формой деятельностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников, относящаяся к изучаемой образовательной области или курсу (вопрос, гипотеза, сочинение, модель, поделка, рисунок, схема и т. п.); внутренней формой деятельностного содержания - усвоенные или освоенные ими в ходе создания этой продукции способы деятельности, а также отрефлексированные знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования.
Данный подход - от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них к освоению культурно-исторических достижений - является ядром деятельностного содержания образования.
Практическое занятие 6
Педагогические инновации в рамках научных школ
- Понятие «Научной школы».
- Педагогика Научной школы.
- Формы деятельности Научной школы.
- Тематика исследований в Научной школе.
Задания, входящие в технологическую карту
1. Напишите свои развернутые суждения по следующим проблемам:
· Какие образовательные цели были раньше? Какие предлагаются сегодня? Как новые смыслы и цели образования изменят стандарты, учебники, технологии обучения, систему диагностики контроля?
· Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество. Какова их роль в определении смысла и целей образования?
· Какова роль различных институтов в обновлении образования? Всегда ли модернизация образования обоснована?
· Каковы смысл и цели образования в компетентностной парадигме? Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.
· Какова роль разных субъектов образования в постановке целей? Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Имеются ли зоны ответственности у каждой категории?
· Какой должна быть рефлексия, чтобы с ее помощью можно было проверять и переопределять цели образования?
Из книги:
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Педагогика Научной школы
Как и в обычной школе, в Научной школе имеются свои цели, содержание, формы и методы работы, результаты, их оценка. Но Научная школа в отличие от обычной школы занимается не столько образованием людей, сколько порождением самой науки. Ради этой цели ставится задача обучения членов школы научному творчеству. Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством. Привлечение и подготовка участников Научной школы - одна из ее задач.
Формы ученичества в Научной школе различны:
- участие в мероприятиях Научной школы: семинарах, конференциях, конкурсах;
- публикация работ в изданиях Научной школы;
- участие в форумах, электронных рассылках Научной школы.
В форумах Научной школы обсуждается более 150 тем, в каждой теме от 3 до 80 сообщений. Всего на форумах более 300 зарегистрированных участников. В период активных обсуждений появляется до 30 сообщений ежедневно.
За темами форума закреплены кураторы - представители Научной школы. Они задают рамки дискуссий, выполняют анализ текстов, формулируют выводы.
Практическое занятие 7
Инновационная деятельность в образовательном учреждении
- Инновационные дидактические идеи.
- Типология инновационных систем обучения в авторских школах.
- Нововведения на уровне дидактической концепции.
- Нововведения в учебном процессе.
- Нововведения в учебном курсе.
- Метапредметный характер учебной деятельности.
- Нововведения в традиционной школе.
- Нормативно-правовое обеспечение инноваций в образовательном учреждении.
Задания
- В чем сходства и различия нововведений на уровне дидактических идей и концепций? Всякая ли дидактическая идея может стать основанием для создания на ее основе инновационной концепции обучения?
- Предложите дидактическую идею для решения проблемы одновременного изучения одного общего для всех учеников объекта (например, словарного слова, математического уравнения, цветочного растения) таким образом, чтобы каждый ученик реализовал при этом свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Перечислите факторы, от которых зависит успешность введения и освоения педагогических новшеств в традиционной школе. Каковы основные проблемы, которые при этом возникают? Каковы способы их решения?
- Выберите новшество, которое вы хотели бы использовать в процессе обучения какому-либо конкретному предмету. Разработайте конспект внеурочного занятия по этому предмету. Освоение новшества обеспечьте с помощью таких заданий ученикам, которые обеспечивали бы созданием ими образовательных продуктов. В качестве основы задания используйте:
· изучение учениками объекта, относящегося к изучаемой теме;
· выявление и формулирование учеником проблем, относящихся к изучаемому объекту;
· изучение учеником общекультурных достижений человечества по отношению к изучаемому объекту;
· самосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания объекта и усвоения общекультурных знаний о нем.
5. Предложите этапы создания вами в традиционной школе нового кружка, факультатива, элективного курса, мастерской. Перечислите в таблице: а) основные трудности, с которыми вам придется столкнуться при нововведении; б) способы их преодоления.
*Задание № 4 выполняется в рамках технологической карты.
Из книги:
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Учебные метапредметы
Изложенные выше представления о фундаментальных образовательных объектах получили свое воплощение в конкретных учебных метапредметах «Мироведение», «Числа», «Культура», «Рефлексия». Кроме того, метапредметные основы содержания образования реализованы в интегрированных курсах «Естествознание» для V - VI, X - XI классов.
В качестве примера приведем программу по метапредмету «Рефлексия», которая использовалась учителями инновационных школ в старших классах. На изучение данного курса отводится 1 ч в неделю.
Нововведение «Образовательный продукт»
Основная характеристика творческого обучения - наличие у учащихся собственных образовательных продуктов, получаемых создаваемых) в процессе обучения.
Согласно принципу продуктивности главным ориентиром обучения является личное образовательное «приращение» ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
В личностно ориентированном обучении основным фактор выбора методов является организация продуктивной деятельности учеников. Подбирая методы обучения, следует задаваться вопросом: какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть посилен и интересен ученикам, соотнесен с их индивидуальными возможностями и интересами.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками образовательного продукта. В процессе создания внешних образовательных продуктов в изучаемых дисциплинах у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей. Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и ее «взрослому» прообразу деятельности.
Продукты учебной деятельности ученика могут выходить зж рамки индивидуальных или общешкольных приращений и переходить в приращения общекультурные: первоклассники могут сочинять оригинальные загадки или считалки, вполне сопоставимые с фольклорными аналогами; пятиклассники - составлять родословную славянских богов; шестиклассники - находить математические доказательства теорем; десятиклассники - писать философские эссе. В детских образовательных продуктах могут содержаться самобытные и оригинальные мысли, достойные пера профессионалов1.
К образовательной продукции учеников относятся творчески работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Например, работа шестиклассницы на тему «Индивидуальная программа по математике» посвящена не столько данному предмету, сколько разработке собственного плана ее занятий; аналогичный смысл заключен в творческой работе ученицы III класса на тему «Экзаменационная работа самой себе».
Оргдеятельностные образовательные продукты методологического типа, выполненные учениками на предметном материале выставляются на творческую защиту наряду с работами по самим предметам. Сформулированные учениками цели обучения, составленные планы, алгоритмы деятельности, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с сочинениями поделками.
Образовательная продукция ученика рассматривается во взаимосвязи ее внешнего материализованного проявления (дефиниции, тексты, поделки, действия) и внутреннего проявления (умения и качества личности). Для оценки степени творчества ученической работы введена следующая формула: ОП = Реп + Суб + Об, где ОП - образовательный продукт; Реп - репродуктивная часть образовательного продукта; Суб - субъективная часть образовательного продукта; Об - объективно новая часть образовательного продукта. Новизна образовательного продукта ученика определяется и по отношению к его начальному уровню и возможностям, и по отношению к достижениям других учащихся, учителю, специалистов в данной области деятельности. Продукт ученика может заключаться в постановке проблемы, известной или неизвестной учителю; в известном решении известной проблемы; в неизвестном решении известной проблемы; в неизвестном решении неизвестной проблемы. Изложенные критерии выступают педагогическим инструментарием для диагностики образовательной продукции учеников.
Нововведение «Образовательная ситуация»
Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.
Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обучения: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.
Общая задача образовательных ситуаций, которые организуются в процессе изучения метапредмета, - личностное включение детей в естественные ритмы природы, культуры, проблематику наук. Ситуативное проживание, выполнение различных обрядов и традиций предполагают такую деятельность учеников, которая приводит их к личному культурному образовательному результату, приобщает к культурно-историческому потоку жизни. Например, организация образовательных ситуаций по проживанию культурно-исторических дат календаря включает в себя следующее:
- выяснение причин появления праздника или памятной даты;
- рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;
- знакомство с приметами, поговорками, суевериями;
- выполнение доступных обрядов, детских и взрослых игр:
- рисование наиболее интересных сюжетов праздника;
- сочинение собственных текстов;
- приобщение родственников и знакомых к усвоенным традициям.
Ситуация в учебном процессе - это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. В деятельностном смысле образовательная ситуация выступает альтернативой уроку, который нуждается в более строгих временных рамках.
Образовательная ситуация - это ситуация образовательное» напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Образовательный продукт, получаемый в результате, непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологии деятельности, сопровождает образовательное движение учеников но не определяет конкретное содержание образовательных результатов заранее.
Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность:
- целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;
- возникновение проблемы или вопроса;
- непредвиденное противоречие;
- несоответствие полученных результатов ожидаемым;
- затруднение решения задачи или выполнения задания;
- нарушение привычных норм образовательной деятельности
- введение противоречивых культурно-исторических аналогов.
- многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.
Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у детей собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности решения образовательной ситуации.
Наиболее «эффективной» является та образовательная ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам учитель, т.е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными. Но может ли учитель, который имеет опыт и профессию, быть в состоянии реального незнания истины во время совместного с учениками ее познания? Включенность учителя в решение проблем типа: откуда произошел мир, что такое точка, каковы причины грозы - позволяет всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании первопричинные вопросы.
Например, проблема происхождения мира является актуальной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном поиске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому открывает для себя глубины одних и тех же образовательных объектов.
Искреннее незнание учителем окончательной истины помогает ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподаваемого предмета. Методы познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.
Технология образовательной ситуации включает следующие этапы.
1. Фиксация или создание образовательной напряженности.
2. Уточнение образовательного объекта и проблемы.
3. Конкретизация задания.
4. Р