Организация выполнения и защиты индивидуального проекта
Выбор темы
Темы индивидуальных проектов могут предлагаться как преподавателем, так и самим обучающимся. Тема, предложенная студентом, должна быть согласована с преподавателем-руководителем проекта. Проект может быть только индивидуальным.
Темы индивидуальных проектов доводятся до сведения обучающихся на первом занятии соответствующей учебной дисциплины. На выбор темы обучающимся даётся не более 14 календарных дней. Темы индивидуальных проектов рассматриваются на заседании предметно- цикловой комиссии, утверждаются приказом директора ОГАПОУ СПК.
Направление проекта, тип, вид
- Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной профессиональной или предметной/межпредметной тематике. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
- Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
- Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например колледж, город и т.д.
- Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.
- Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Социальный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы
Индивидуальный проект может иметь почти любую форму, важно только, чтобы он способствовал потребностям и интересам конкретного обучающегося.
Координатор проектов
В качестве координатора всех проектов выступает председатель цикловой комиссии. В задачу координатора входит:
- организация консультаций и контроль своевременности выполнения этапов проектов;
- ведение мониторинга качества обученности обучающихся.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;
- разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Планирование:
- определение источников необходимой информации;
- определение способов сбора и анализа информации:
- определение способа представления результатов (формы проекта);
- установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
- распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.
Выполнение проекта:
- сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
- выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
- выбор оптимального варианта хода проекта;
- поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;
- анализ информации;
- формулирование выводов.
Обобщающий этап – оформление результатов:
- доработка проекта с учетом замечаний и предложений руководителя;
- формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов;
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин);
- подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет
с демонстрацией материалов, письменный отчет).
Заключительный этап:
- защита проектов осуществляется в рамках часов, отведённых на учебную дисциплину, на последнем занятии;
- результаты выполнения индивидуального проекта оцениваются по итогам рассмотрения представленного продукта, презентации обучающегося;
- результаты защиты фиксируются преподавателем в протоколе защиты индивидуальных проектов.
Сроки выполнения проекта
Индивидуальный проект должен быть выполнен студентами в течение первого курса.
4. Требования к содержанию, оформлению и представлению
Индивидуального проекта
4.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения и отражать содержание проекта.
4.2. Структура индивидуального проекта, представляющего собой письменную работу, должна быть следующей:
- титульный лист,
- содержание,
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список литературы,
- приложения (если есть).
4.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается
с обоснования актуальности выбранной темы; здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях;
на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
- устанавливается цель работы; цель – это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели (2-3 задачи);
- далее указываются методы, которые использовались при разработке проекта (2-3 метода)
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный (практический).
4.4. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
4.5. Общий объём индивидуального проекта, представляющего собой письменную работу, не менее 10 стандартных страниц, включая список источников. Объём введения – не более 1,5 страниц текста. Для приложений может быть дополнительно отведено не более 10 страниц.
4.6. Текст должен быть набран на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4, размер шрифта - №14, межстрочный интервал – полуторный.
4.7. Страницы должны иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм.
4.8. В тексте работы обязательно указываются названия глав и параграфов. (Цифры – арабские, напр. Глава 1., перед параграфом значок не ставится). Они, а также слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список литературы» располагаются в середине страницы, выделяются жирным шрифтом без точки в конце. Их следует начинать с новой страницы и отделять от текста тремя межстрочными интервалами. Глава обычно содержит два-три параграфа, которые подробно представляют изученный и проанализированный материал и не могут быть небольшими по объему (не меньше 3-х страниц)
4.9. Титульный лист, содержание, список литературы оформляется в соответствии с представленными образцами (См. приложения).
4.9.1. При ссылке на литературный источник в тексте приводится порядковый номер списка литературы, заключенный в квадратные скобки. В необходимых случаях указываются и страницы, на которых помещен используемый источник, например: [17, 4-6]. Если дается ссылка на несколько источников, то в скобках указываемые номера отделяются точкой с запятой, например: [17; 23; 31]. В список вносится литература, проработанная исследователем, независимо от того, имеются ссылки или нет.
4.9.2. Титульный лист и содержание не нумеруются. Проставление страниц начинается с введения (3-я страница), заканчивается страницей с надписью «Приложения». Сами приложения не нумеруются, подписываются в правом верхнем углу, например: Приложение 1; Приложение 2 и т. д.
4.9.3.Таблицы подписываются в верхнем правом углу, например: Таблица 1, текст таблиц печатается 12-м шрифтом. Если в тексте работы всего одна таблица, то она не нумеруется, например: Таблица.
4.9.4.Схемы, диаграммы должны иметь сквозную нумерацию, если они не представлены в единственном числе, например: Диаграмма 1, Схема 3. Они размещаются после первого упоминания о них в тексте и располагаются так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота страницы.
4.9.5. Сокращения только общепринятые и общеизвестные.