По специальности 033200 «иностранный язык»
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки учителя иностранного языка
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки учителя иностранного языка на основе настоящего Государственного образовательного стандарта:
— Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
— Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах указанных часов, отводимых на ее изучение.
— По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
— Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
— Часы, отводимые на дисциплины специализации, могут использоваться для углубления предметной подготовки.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
— изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;
— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Латинский язык и античная культура» (в объеме 72 часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или предметной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
— осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
— устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки;
— устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля за их освоением студентами;
— реализовать основную образовательную программу подготовки учителя иностранного языка в сокращенные для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Обучение в сокращенные сроки допускается для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
Требование к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
Процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Учебно-методическое обеспечение должно включать в себя:
— необходимый минимум лабораторно-практических работ по вводно-фонетическому курсу по коррекции и постановке правильного произношения и интонации, состоящему из аутентичных фонетических и интонационных упражнений, текстов для аудирования и воспроизведения;
— набор аутентичных текстов, представляющих различные функциональные и фонетические стили речи;
— тренировочные упражнения по данному направлению;
— видеотеку, содержащую минимум видеоматериалов страноведческого, социокультурного и культурологического содержания;
— необходимый минимум основных профессиональных реферативных журналов и научной литературы;
— вуз должен обеспечить необходимый минимум научной и учебно-методической литературы в соответствии с аудио- и видеоматериалами.
Требования к материально-техническому обеспечению учебного
Процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу подготовки дипломированного специалиста, должно
располагать материально-технической базой, соответствующей
действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной
и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской
работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
Требования к организации практик
Педагогическая практика проводится в школах и других учебно- образовательных учреждениях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта. Специалист должен:
— знать государственный язык Российской Федерации — русский зык;
— свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.
Специалист должен уметь:
— осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;
— стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;
— анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
— выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;
— выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.
Специалист владеет:
— иностранным языком (свободно);
— знаниями о системе и структуре иностранного языка,
возможностях их реализации; о социологических, исторических и
типологических характеристиках иностранного языка в сравнении с
русским и родным; основных этапах развития иностранного языка; о
роли иностранных языков в современном обществе;
— знаниями о языковом строе в целом и отдельных языковых уровнях: фонетической системе, грамматической системе, словарном составе, стилистических особенностях;
— знаниями о литературной форме языка и диалектном разнообразии языка, его вариантах.
Специалист должен:
— иметь представление о современных направлениях в науке о языке;
— продемонстрировать определенный уровень билингвальной коммуникативной компетенции, включающий лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, дискурсивную в соответствии с общеевропейской шкалой требований по всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо);
— знать язык реалий, связанных с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими ассоциациями, особенностями общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями стран изучаемого языка и уметь передавать эту информацию учащимся.
Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
7.2.1.Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация учителя иностранного языка включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя иностранного языка к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
Требования к выпускной квалификационной (дипломной)
Работе специалиста
Дипломная работа специалиста должна быть представлена в форме рукописи. Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного образовательного стандарта по специальности 033200 «Иностранный язык» методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию. Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.
Требования к государственному экзамену учителя иностранного
Языка
Порядок проведения и программа государственного экзамена по Специальности 033200 «Иностранный язык» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и Государственного образовательного стандарта по специальности 033200 «Иностранный язык».
СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании учебно-методического совета по лингвистике и межкультурной коммуникации 10 ноября 1999 г. (протокол № 3).
Литература по курсу «Введение в педагогическую деятельность»
1. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя// Нар. образование. 1974. № 1. С. 41.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 567с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
4. Борисова С. Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. — М., 1983.
5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
6. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. — М., 1990.
7. Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985.
8. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М, 1985.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие . — Ростов н/Д, 1997. — 480 с.
10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
11. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
12. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. — Казань, 1969.
13. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — М., 1995.
14. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990
15. Леонтьев АН. Избр. психол. произв.: В 2-х т. — М., 1983.
16. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Журнал «Педагогика», 1995, № 6.
17. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. (Психол. наука — школе). — 190 с.
18. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
19. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
20. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.
21. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
22. Педагогический поиск / Сост. И.И. Баженова. — М., 1990.
23. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. — М., 1999. — 212 с.
24. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. С. 269—272.
25. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1993.
26. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
27. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
28. Российская Педагогическая энциклопедия. 1993.
29. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей: Уч. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. — Международная педагогическая академия. 1995. — 192с.
30. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки /Ред. И.А. Федорова: Моск. гос. заоч. пед. ин-т. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
31. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
32. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование). — М.: РПА, 1997. — 155 с.
33. Сухомлинский В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
34. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.