Личностный компонент педагогической культуры

Проявляется в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Процесс самореализации складывается из ряда взаимосвязанных этапов, таких, как самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нравственный потенциал личности учителя.

Важное место в культурологической подготовке учителя занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; правилам поведения в гостях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ресторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным формам обращения: просьбы, приглашения, извинения, советы, приветствия, прощания, знакомства), правилам ведения беседы, диалога, диспута.

Одним из важнейших компонентов культуры учителя является следование правилам служебного этикета (этика ведения делового разговора руководителя с подчинённым, этика обращения с коллегами и руководителями), принципам деловых разговоров (уважение к собеседнику, такт, точность и конкретность разговора, целесообразность обсуждения вопросов, конструктивный характер разговора). Педагогу необходимо знание приёмов, помогающих сохранять спокойствие в любой ситуации: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона.

Этика проведения рабочих совещаний, оценки труда коллег, критических замечаний, принятия решений, регламент как элемент этики поведения при коллективном обсуждении проблем — основа отношений в учительском коллективе. Формирование культуры деловых взаимоотношений для студентов педвузов необычайно важно, потому, что они с первых рабочих дней в школе включаются в её жизнь со всеми оттенками внутренних взаимоотношений.

Учителю необходимо также владеть всеми формами письменного обращения к партнерам (письма-поздравления, письма-напоминания, деловые предложения, официальные обращения).

Культура внешнего вида учителя оценивается его коллегами по степени соответствия его внешнего облика задачам педагогической деятельности. Однако нельзя забывать и об учениках, с которыми учитель проводит большую часть своего рабочего времени и которые очень внимательно, оценивающе наблюдают за ним, Продуманность, аккуратность, сдержанное следование моде, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимой способствуют успеху педагогической деятельности.

Будущему педагогу необходимо:

— знать основные компоненты внешнего облика человека: осанку, походку, позу, жесты, одежду, эмоциональное самочувствие;

— иметь представление о моде, стиле;

— знать, как влияют на выбор одежды возраст, время года, погода, обстановка;

— знать секреты ухода за одеждой и внешним видом;

— учитывать при выборе одежды свои антропометрические особенности, цвет глаз, волос и пр.

Составная часть базовой культуры учителя — физическая культура — реализуется как решение проблемы организации и воспитания здорового образа жизни:

— овладение практическими умениями и навыками (бега, метания, выполнения гимнастических упражнений, правильного дыхания при выполнении движения и др.);

— знание правил пользования баней, сауной, поведения на воде;

— владение приёмами профилактики различных заболеваний;

— знание способов поддержания высокой работоспособности;

— владение приёмами снятия утомления (массаж, релаксация, режим, иглоукалывание и др.);

— владение методами планирования семьи;

— знание рекомендаций по рациональному питанию и оптимизации физиологических нагрузок при различных состояниях организма, заболеваниях и др.

В заключение этого большого разговора перечислим условия становления педагогической культуры:

1) развитие научно-педагогической направленности учителя;

2) постоянное пополнение и обновление психолого-педагогических знаний, формирование инновационной готовности;

3) становление педагогического стиля мышления, развитие педагогической рефлексии;

4) формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, развитие авторской, профессионально-творческой «Я » - концепции;

5) приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег, формирование готовности к обобщению личного педагогического опыта;

6) формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании и самообразовании.

Педагогически одарённый человек, овладевший педагогической культурой и сделавший педагогический труд главным содержанием и смыслом своей жизни, просто не может разминуться с успехом.

Вопросы и задания для самоконтроля к 3 части

1. Какие факторы определяют необходимость культурологической

подготовки учителей?

2. В чём состоит педагогическая культура учителя?

3. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и

профессиональной культуры учителя?

4. Охарактеризуйте сложившиеся в науке подходы к пониманию

сущности педагогической культуры?

5. Какие пути формирования профессионально-педагогической культуры

учителя известны вам?

6. Перечислите и дайте краткую характеристику основным компонентам

профессионально-педагогической культуры учителя.

7. Если считать раздражённость ржавчиной педагогической профессии,

то подскажите, что надо делать педагогу, для которого она стала

частью личности, его второй натурой:

• срочно менять профессию;

• попытаться справиться с проблемой;

• приложить усилия для самовоспитания;

• ничего не предпринимать;

• «разряжаться» в классе.

8. Как, по вашему мнению, должен выглядеть современный педагог:

• модным, экстравагантным, одетым по-молодёжному;

• внешность и одежда не имеют значения;

• как английский джентльмен: после его ухода остается хорошее

впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет;

• на два-три шага отставать от моды.

9. Объясните значение терминов «антиципация» и «раципация»,

приведите соответствующие примеры.

10. Какими нормативными документами должен руководствоваться

учитель в своей профессиональной работе?

11. Какими принципами руководствуется Российская Федерация в сфере

образования?

12. Проанализируйте основные права учащихся, приведённые в

Приложении 4, с точки зрения их соблюдения в известной вам школе.

13. Перечислите важнейшие, на ваш взгляд, права учителя и укажите

пути их реализации и защиты.

14. Что, на ваш взгляд, можно отнести к элементам деятельностной

культуры педагога?

15. Какой из стилей общения был присущ вашему классному

руководителю? Какой из стилей общения наиболее импонирует вам

как будущему педагогу?

16. Дайте краткую характеристику принципам диалогического

взаимодействия учителя с детьми.

Литература

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высш. пед. образования. М.: Просвещение, 1984.

2. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя // Нар. образование. — 1974. №1. С. 41.

3. Андреев О.А., Хромов Л.И. Техника быстрого чтения. — Минск, 1987.

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. М.: Ростов н/Д., 1999.

5. Гастев А.К. Как надо работать. — М., 1972.

6. Гельман Е.Л., Мижериков В.А. О формировании правовой культуры учащихся общеобразовательного учреждения на опыте работы средней школы № 775 г. Москвы \ Образование. № 2. 1999. М.: Изд-во «ПРО-ПРЕСС». С. 21—34.

7. Зайцев Е.Л., Семина Л.И. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. М., 1997.

8. Зимняя П.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

10. Кан-Калик В .А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

11. Коган М.С. Что должно быть в основе? // Вестник высшей школы. — 1990. — № 5. — С. 14

12. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М., 1998.

13. Левитан К. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.

14. Мижериков В.А Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.

15. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.

16. В.А. Сластенин и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997.

17. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн.1.

19. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподавателей высш. и средн. пед. учебн. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.

20. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. М., 1995.

21. Синица И.Е. О такте к мастерстве. — Киев, 1976.

22. Соловейчик С. Педагогика для всех. — М., 1989.

23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.

24. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В И т. — М., 1953. — Т.1.

25. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М.: Международная педагогическая академия, 1988. — 266 с.

26. Шевченко Л.Л. Педагогическая этика. М., 1998.

27. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М.: Соборь, 1997.

28. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1987.

ЧАСТЬ 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства. За последние годы произошло расширение сферы деятельности выпускников педагогических вузов. Это социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая работа.

Необходимо, особенно в связи с переходом на 12-летнее обучение, учитывать появление разных типов образовательных учреждений, для которых система педагогического образования готовит кадры (учреждения дошкольного образования, включая профильные; учреждения системы общего среднего образования, включая лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов; учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; учреждения системы переподготовки и повышения квалификации; помимо образовательных учреждений, сферой деятельности педагогических вузов являются: социальная (образование взрослых, службы занятости, пенсионные фонды, службы социальной и психологической реабилитации детей-беженцев, работа с детьми с отклонениями в поведении, беспризорными, наркоманами, работа с несовершеннолетними правонарушителями); управления образованием; семейное воспитание и обучение).

Таким образом, система педагогического образования выполняет не только обслуживающую, но и опережающую функцию, готовя кадры для непрерывно развивающейся системы образования. Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, которая:

• обеспечивает формирование профессионально компетентной личности

педагога, способного самостоятельно и творчески решать

профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную

значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее

результаты;

• способствует социальной стабильности и развитию общества;

• определяет качество подготовки кадров для всех сфер

функционирования общества и государства.

СХЕМА 15

личностный компонент педагогической культуры - student2.ru

Система педагогического образования России представляет собой (см. схему 15) систему непрерывного педагогического образования. В настоящее время, по данным Минобразования России, обнародованных на коллегии, состоявшейся 23 января 2001 года и специально посвященной развитию педагогического образования в Российской Федерации, система непрерывного педагогического образования (НПО) объединяет более 670 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза. 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалификации.

Внутри системы НПО имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Система НПО ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг: она готовит педагогические кадры для более чем 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек.

Востребованность выпускников системы НПО не ограничивается лишь образовательными учреждениями, Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы НПО приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения. Управление системой НПО осуществляется Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, объединениями и организациями. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации.

Современная система НПО — это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях. Впервые созданы и внедрены Государственные образователъные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенном вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы НПО. В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы НПО, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности «Информатика», включения в федеральный блок общих математических и естественно-научных дисциплин курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработке научно-методического сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях

Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнёрство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. при переходе к информационному обществу характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной мотивации.

Приобщение педагога к ведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сегодня сосредоточено до 17 % кандидатов и 12% докторов наук всей системы высшего образования, на их базе функционирует 150 диссертационных советов. По численности научного потенциала педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования. Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы НПО, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и практической направленности его.

Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки педагога невозможно без усиления роли фундаментальной составляющей при формировании содержания педагогического образования, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование.

Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессиональной и общекультурной компонент.

Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований. Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-региональной (вузовской) составляющей, курсов по выбору и дисциплин специализаций. Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели — качественной подготовки кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования. Внедрение системы многоуровневого педагогического образования предопределило постановку следующих её целей:

• расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении

многообразных культурно-образовательных запросов личности и

общества;

• повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной

подготовки специалистов в сфере образования с учётом меняющихся

потребностей экономики и рынка труда.

Достижение указанных целей может быть осуществлено посредством многоуровневого педагогического образования, реализующегося различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами и обеспечивающего решение следующих задач:

• личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор

содержания и уровня получаемого образования и профессиональной

подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и

экономическим потребностям;

• обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в

более короткие сроки с затребованными квалификационными

параметрами;

• преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета,

института) — с большей полнотой реализовать научные и

профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами. Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения её образовательных потребностей. Описание системы учреждений педобразования целесообразно, на наш взгляд, начинать с педагогических классов (лицеев), которые фактически являются педагогически (или, точнее, гуманитарно) ориентированной старшей школой, решающей задачи допрофесснональной педагогической подготовки, допрофессиональная педагогическая подготовка реализует следующие цели:

• помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру;

• сориентировать их на человека как основную ценность;

• сформировать положительную установку на педагогическую

деятельность;

•раскрыть возможности этой деятельности для творческой

самореализации личности;

• развить интерес к педагогическим профессиям;

• помочь в осознанном выборе жизненных и профессиональных путей.

В современной практике сложились следующие разнообразные формы допрофессиональной подготовки учителя:

• педагогические классы в школах, работающие по специально

разработанным программам;

•педагогический профиль 10—11 классов в гимназиях (как правило, при

педвузах);

• специализированные довузовские образовательные учреждения

педагогического профиля;

• педагогические лицеи или классы лицеистов;

• факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре

педвузов;

• летние лагеря «Юный педагог».

Допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному. Для достижения этих целей используются тренинги, различные виды практик, рефлексивные обсуждения своих практик и собственного процесса, лабораторные занятия по психологической самодиагностике и др. Следующий, послешкольный уровень непрерывного педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, в которых ведётся подготовка профессионалов, владеющих педагогическим мастерством. В педагогических училищах происходит формирование когнитивных (знаниевых) и личностных характеристик, а также освоение навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности в рамках современного образовательного процесса. Из когнитивного блока на первое место выходят методики, характеристики работы, соответствующей определённому возрасту; из личностного блока — способность к эмпатии и толерантности; из деятельностного — способность к реализации наиболее распространенных технологий обучения и воспитания. Основная задача, выполняемая такими учреждениями, подготовка кадров для детских дошкольных учреждений и начальной общеобразовательной школы.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования. Первый уровень — общее высшее образование — достигается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

На базе общего высшего образования в педагогических колледжах может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки(до 18 месяцев), дающая среднее специальное образование.Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в образовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учителя, воспитателя). Когнитивный блок, формируемый в педколледжах, включает знания о современной естественнонаучной картине мира и её генезисе, знание современных гуманитарных представлений об обществе и человеке, об искусстве, а также знание философских и психологических оснований выдающихся педагогических достижений мировой и отечественной практики педагогической деятельности (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Монтесорри, Д. Дьюи, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Деятельностные характеристики включают способности к анализу, проектированию и планированию деятельности в рамках определенного педагогического подхода.

Второй уровень базового высшего педагогического образованиярассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.

По отдельным направлениям в силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения три года), Следует отметить, что для выпускников педучилищ, желающих получить высшее образование (первый уровень), целесообразно создавать особые образовательные программы, ориентированные прежде всего на расширение педагогического сознания — на рефлексию педагогического опыта и получение гуманитарного образования.

Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования предоставляется возможность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. За счёт углубленной образовательно-профессиональной программы обеспечивается подготовка специалиста преимущественно «по заказу». Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжительность обучения на ступени полного высшего педагогического образования не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдаётся диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах). Образовательные программы на этом уровне в основном индивидуальны и в значительной степени ориентированы на проведение педагогических исследований с целью научить будущего специалиста правильно оформлять ход и результаты научного поиска Эта ступень реализуется в учебных заведениях университетского типа.

Вершиной системы педагогического образования Российской Федерации является повышение научной квалификации, аспирантура. Схематически вся структура системы представлена на схеме 16.

СХЕМА 16

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

личностный компонент педагогической культуры - student2.ru

Отмечая в целом динамику развития системы НПО, следует признать наличие следующих проблем,обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности:

• снижение престижности педагогического образования, понижение

социального статуса педагога;

• отсутствие концепции НПО, нормативно-правовой базы и

экономических механизмов ее реализации;

• неразработанность научных и научно-методических основ диагностики

качества педагогического образования;

• отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки

педагогических кадров;

• наличие противоречий между содержанием современного

педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в

настоящее время школой, обществом и государством к личности и

уровню профессиональной компетентности педагога;

•отсутствие теоретически обоснованных и практически апробированных

подходов, научно-методического обеспечения подготовки специалистов

по образовательным областям базисного учебного плана

общеобразовательной (основной) и профилям (средней) школы,

ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской

школ, а также на преподавание в профильных классах;

• необходимость создания научно-методического обеспечения и

разработки педагогических технологий подготовки педагогов к ведению

учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;

• отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей

рынка образовательных услуг, запросов личности и общества;

•слабая материально-техническая база и недостаточное программное и

научно-методическое обеспечение информационной подготовки

педагогических кадров и др.

Выявленные проблемы позволяют определить следующие основные направления и связанные с ними задачи развития системы НПО:

• совершенствование содержания и обеспечение качества непрерывного

педагогического образования;

• ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое

обеспечение учреждений системы НПО;

• совершенствование управления системой НПО;

• организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения

квалификации;

• подготовка изданий для системы непрерывного педагогического

образования и освещение вопросов педагогического образования в

СМИ.

Самым приоритетным, на наш взгляд, является направление, связанное с совершенствованием содержания и обеспечением качества непрерывного педагогического образования и следующими, вытекающими отсюда задачами:

• усиление взаимосвязей системы педагогического образования и

потребностей общества;

• улучшение качества подготовки педагогических кадров для работы в

условиях вариативных образовательных программ и учебников,

профильного обучения в 12-летней общеобразовательной школе;

• разработка научных основ и научно-практических методов диагностики

качества педагогического образования, создание условий для

обеспечения функционирования механизма контроля качества

подготовки педагогических кадров;

• разработка преемственных федеральных и национально-региональных

компонентов государственных образовательных стандартов и

профессиональных образовательных программ различных уровней;

• обеспечение преемственности содержания педагогического

образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех

уровнях и ступенях НПО и в общеобразовательной школе;

•разработка теоретических, научно-методических и практических

подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на

работу в условиях малокомплектной и сельской школы; создание

условий для их реализации;

• разработка педагогических технологий подготовки педагога к ведению

учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;

• развитие материально-технической базы и научно-методического

сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной

культуры в системе НПО; стимулирование разработки и внедрения

новых информационных технологий в процесс подготовки

педагогических кадров, управления и функционирования системы НПО;

• совершенствование системы государственной аттестации

педагогических и руководящих кадров системы НПО.

Гибкость и вариативность системы непрерывного педагогического образовании позволяет любому обучающемуся при необходимости остановить его по достижении того или иного уровня, а затем продолжить образование на последующем уровне в любом вузе аналогичного профиля. В реально существующих учебных заведениях может существовать соединение всех ступеней непрерывного педагогического образования. Обращённость современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Он должен чётко представлять цель и задачи своей деятельности, ясно видеть пути профессионального становления.

СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Структура и содержание подготовки будущих учителей в педагогических вузах определяются требованиями общества на переходном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях. Новая образовательная стратегия, выработанная Минобразованием России, определяет современное педагогическое образование как разновидность гуманитарного. Педагогическое образование призвано обеспечить готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции учительства, его профессиональных умений моделирования и проектирования вариативных способов деятельности. В качестве основы содержания общих требований к специалисту педагогического профиля выступает целостное представление о сфере образования как специфической области гуманитарного знания. К этим требованиям относятся:

• основные закономерности природы, общества и мышления;

• знания о человеке как об индивидуальности и личности;

Наши рекомендации