Мижериков В.А., Ермоленко М.Н.
М58 Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для
студентов педагогических учебных заведений. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
ISBN 5-93134-149-8
Пособие относится к числу актуальных и своевременных учебных книг, выходящих в связи с переходом на новое содержание педагогического образования и введением в действие новых государственных стандартов педагогического образования, отражает современные требования к одноименному курсу.
Пособие предназначено для студентов учебных заведений высшего и среднего педагогического образования. Оно может быть использовано также преподавателями педагогических учебных заведений, будет полезно руководителям и учителям общеобразовательных школ, а также всем, для кого проблемы подготовки новых поколений российских учителей являются актуальными.
ББК 74
© Мижериков В.А., Ермоленко М.Н., 2002
ISBN 5-93134-149-8 © Педагогическое общество России, 2002
Содержание
...................................................................................... 5
Предисловие - обращение к студентам-первокурсникам.............................................................................................. 5
Введение........................................................................................................... 8
ЧАСТЬ 1 Общая характеристика педагогической профессии 10
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ... 10
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ....................... 18
1.3. ПЕДАГОГ И ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА..................................................... 22
1.4. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 25
1.5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.................. 29
Вопросы и задания для самоконтроля к 1 части............................................................................................................. 32
Литература............................................................................................................................................................................... 33
ЧАСТЬ 2 Личность учителя и его профессиональная деятельность............................................. 34
2.1. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ............................ 34
2.1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ КОРИФЕЕВ ПЕДАГОГИКИ......................................................................... 34
2.1.2. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1.3. СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.................................................................................................... 41
2.1.4. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 42
2.1.5. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 43
2.1.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.................................................................................................... 45
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................. 50
2.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...... 50
2.2.2. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................... 53
2.2.3. МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... 54
2.2.4. ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................. 59
2.2.5. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.................................. 61
2.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................................................................... 63
2.4. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................... 68
2.5. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................. 73
2.5.1. ПОНЯТИЕ О СТИЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................... 73
2.5.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................... 76
2.5.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ И ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................................................................... 77
Вопросы и задания для самоконтроля ко 2 части.......................................................................................................... 79
Литература............................................................................................................................................................................... 80
ЧАСТЬ 3. Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика, взаимосвязь........................................ 81
3.1. НЕОБХОДИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ............................................................................ 81
3.2. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................................... 82
3.3. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................ 85
3.3.1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 86
3.3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 93
3.3.3. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ....................................................................................................................... 102
3.3.4. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ....................................................................................................................... 103
Вопросы и задания для самоконтроля к 3 части.......................................................................................................... 105
Литература............................................................................................................................................................................. 106
ЧАСТЬ 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога.......................................................................................................................... 108
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................................................................................................... 108
4.2. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................................................................................................... 117
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ....................................................................................................................... 122
4.4. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРОФЕССИЮ................................................................ 126
4.5. ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ....................................................................................................................... 130
4.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И УМЕНИЯ ПЕДАГОГА.................................................................................................. 134
4.7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ УЧИТЕЛЯ 143
Вопросы и задания для самоконтроля к 4 части.......................................................................................................... 149
Литература............................................................................................................................................................................. 151
Заключение.................................................................................................. 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................................................... 158
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»................................................. 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................................................................... 161
КРАТКИЕ ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ....................................................................................................................... 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 3......................................................................................... 170
МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»................................. 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 4......................................................................................... 187
ПРИМЕР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................. 187
Литература по курсу «Введение в педагогическую деятельность»..... 201
Предисловие - обращение к студентам-первокурсникам
Начиная этот первый и важнейший разговор с вами, мы хотели бы в изложении привести великолепную речь, произнесенную народным учителем СССР В.А. Караковским в Кремле на Всероссийском совещании работников образования (декабрь 1999 г.):
«Мир образования характеризуется сегодня необычайной противоречивостью суждений, поисков, ситуаций в условиях начала коренных перемен, долгожданной свободы выбора, прорыва в гуманистическую школу будущего. С одной стороны, налицо бережное развитие лучшего опыта русской, советской и мировой педагогики, серьезный, грамотный эксперимент, с другой — оголтелое лженоваторство, суетливый авангардизм педагогических дилетантов и пенкоснимателей. С одной стороны, искренняя и сильная любовь к ребенку, осторожная осмотрительность и ответственность в отношениях с ним, с другой — спекуляция на идеях абсолютной свободы, проповедь самотека в развитии личности, отрицание права педагога на активную профессиональную позицию. И в центре всей этой немыслимой круговерти — трагический и прекрасный образ Учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи — это его неудачи. Все трагедии, происходящие в мире людей, — это его трагедии. Сея Разумное, Доброе, Вечное, он вступает сегодня в жесткое противоборство с окружающей реальностью. Испытывая чувство непонимания среди своих современников, он нередко подвергается насмешкам и уничижению прагматиков и скептиков, которые вообще воспринимают его как блаженного, почти юродивого. В то же время он прекрасен, потому что все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены им. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя — мать всех профессий на земле. Он прекрасен, потому что погружен в волшебный мир детства, который постоянно и мощно подпитывает его духовные и физические силы. Вечный двигатель школы оберегает его от отчаяния, от деградации личности. Не случайно сегодня в школу идет тот, кто хочет сохранить и развить в себе человека.
Все люди на земле делятся на учеников и учителей, каждый при этом бывает и тем и другим. Сегодня профессия учителя — одна из самых массовых. Давно замечено, что массовые профессии редко бывают престижными. Вот и профессия учителя кажется на первый взгляд обычной, даже банальной. На самом же деле она уникальна. Доказательством тому служит наша память, которая на всю жизнь сохраняет любимые образы учителей.
Но разговор об учителе был бы неполон и нечестен, если бы я ограничился только праздничной стороной. Важно сказать и о другом. Учительский хлеб был всегда труден и горек. Еще в стародавние времена учитель зарабатывал мало и жил бедно. В деревне — на положении пастуха, которому всем миром собирали на харч. В господских семьях — на положении слуги, которого и за стол-то с господами не сажали. Лучшие духовные силы общества шли в науку, политику, искусство, литературу. Остальные питали учительскую среду. Но несмотря на это Россия всегда славилась своими учителями, которые нередко выполняли и роль народных заступников. Не случайно в общественное сознание накрепко вошел образ «народного образования».
Сегодня самое время поклониться учителям России, укрепить их веру в конечное торжество нашего дела, верность ученикам своим, пожелать Добра и Света, Справедливости и Признания».
Лучше, чем сказал В.А. Караковский, пожалуй, не скажешь. Мы хотели бы только немного дополнить его слова некоторыми напутствиями, которые представляются нам весьма значимыми и актуальными. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать (вспомните мудрую притчу Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил...»). Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, студент педагогического учебного заведения должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств.
Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие — самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического.
В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной, равнозначимой личности как собственное «Я», знание закономерностей поведения и общения. Ученик, воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.
В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития.
Все это ставит перед студентом постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики. Какими заповедями психолого-педагогической деятельности мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»? В качестве одного из вариантов педагогического аналога клятвы Гиппократа можно предложить следующее:
• уважайте в ученике Человека, Личность; относитесь к другим так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам;
• постоянно саморазвивайтесь и самосовершенствуйтесь, ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению у других;
• сообщайте ученикам знания так, чтобы они хотели и могли их освоить, были готовы использовать их в любой ситуации;
• цель обучения ребенка состоит не столько в том, чтобы сообщить ему определенный объем знаний, сформировать умения и навыки, а в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше самостоятельно, без помощи учителя.
В добрый путь, дорогие будущие коллеги! Желаем вам удачи в трудном, но таком интересном деле, каким является воспитание Будущего!
Введение
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных парадигм и ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественного обновления подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.
Нормативной базой подготовки современного российского учителя является Государственный стандарт высшего педагогического образования, предусматривающий новую структуру блока психолого-педагогических дисциплин, в который входит и данный курс. «Введение в педагогическую деятельность» выступает в качестве ориентирующего модуля этого блока и предназначено для изучения на первых курсах педагогических вузов. Издание данного учебного пособия, явившегося результатом существенной переработки нашей предыдущей работы «Введение в педагогическую профессию», опубликованной в 1999 году, обусловлено рядом причин, среди которых:
• острый дефицит подобной литературы, испытываемый как студентами, так и преподавателями;
• утверждение новых Государственных стандартов педагогического образования, потребовавшее по меньшей мере значительной структурной перестройки и существенной переработки отдельных тем курса;
• стремление авторов к дальнейшему совершенствованию материала как по форме, так и по содержанию.
За время, прошедшее с момента издания предыдущей нашей книги, почти ничего не изменилось в плане удовлетворения потребности студентов и преподавателей педвузов в пособиях данной тематики. На данный момент в поле зрения авторов попало лишь четыре источника, более или менее соответствующих стоящим перед ними задачам:
1. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций // Под ред. Н.К. Сергеева и Е.И. Сахарчук. — Волгоград: Перемена, 1998.
2. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. институтов \ Л.И. Рувинский, ВА. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. Гл. 2.
4. Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1988. — С. 64—65.
Хотя ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере целям и задачам читаемого курса, отвечающего требованиям нового Государственного стандарта и реалиям современной педагогической действительности, эти пособия оказали определенное влияние на формирование структуры и содержания настоящей книги.
Авторы рассчитывают продолжить работу над очередным изданием данного учебного пособия и с благодарностью примут замечания и предложения заинтересованных и внимательных читателей.
В. Мижериков, М. Ермоленко