Проведение пробных занятий в группах детей с ОВЗ

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

по профилю специальности

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

ПП.04.01.

Проведение пробных занятий в группах детей с ОВЗ

студента(ки) группы ________ курса ______

_______________________________________

Ф.И.О. методиста колледжа

____________________________________

Наименование образовательного

учреждения_____________________________________________________________

Ф.И.О. руководителя практики в образовательном учреждении ____________________________________

____________________________________

Контактные телефоны___________________________

Пермь 2017

Дневник практики включает следующие части:

1) Общие положения.

2) Задания на период практики.

3) Лист оценок (на рассредоточенную практику).

4) Перспективный план работы (на концентрированную практику).

5) Приложение (методические материалы в помощь студентам)

6) Контрольный лист прохождения инструктажа по технике безопасности.

7) Аттестационный лист

Общие положения

Практика ПП.04.01. Проведение пробных занятий в группах детей с ОВЗорганизуется и проводится на 4 курсе обучения, в 7 семестре в два этапа:

1-й этап - рассредоточено (70 ч. с выходом в образовательные учреждения 1 раз в неделю в течение всего семестра);

2-й этап – концентрированно (2 недели – 72 ч.).

Цель практики: приобретение опыта планирования и проведения внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Базами практики являются образовательные организации г. Перми, осуществляющие работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Студент допускается к проведению занятий с детьми при условии предъявления подробного плана-конспекта методисту не позднее, чем за два дня до проведения занятия.

Методисты – руководители групп практикантов от колледжа организуют индивидуальные и групповые консультации, а также посещают и анализируют работу студентов на местах практики.

В ходе практики проводятся две конференции:

1) Установочная конференция – направлена на знакомство с программой практики, базами и методистами-руководителями практики.

2) Итоговая конференция – публичный отчет по итогам прохождения практики, демонстрация достижений и обсуждение трудностей (с использованием электронной презентации, фото и видеоматериалов).

При выходе в образовательные учреждения каждому студенту необходимо при себе иметь:

- студенческий билет;

- сменную обувь;

- хорошее настроение.

Стиль одежды на период практики – деловой.

По результатам практики студент:

1) предоставляет:

- заполненный дневник практики;

- отчет (портфолио) по итогам практики.

2) готовит к итоговой конференции выступление с презентацией итогов работы (в составе микрогруппы или индивидуально).

Оценка за данный вид практики будет складываться с учетом:

- выполнения заданий, предусмотренных данным видом практики;

- качества отчетной документации (дневник, отчет по итогам практики);

- рекомендуемой оценки наставника (представителя образовательного учреждения – базы практики);

- участия в итоговой конференции.

Задания на период практики

Задания на рассредоточенную практику

Задание 1. «Составление характеристики образовательного учреждения»

На основе изучения документации и бесед с работниками образовательного учреждения составьте характеристику его деятельности по предложенному плану. (Приложение 1)

Результат работы оформите в отчёт по практике.

Задание 2. «Анализ показательного занятия»

Посетите показательное занятие с детьми с ОВЗ и проанализируйте его в письменной форме по предложенному плану (Приложение 2)

Анализ занятия оформите в отчёт по практике.

Задание 3. «Составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ»

Составьте психолого-педагогическую характеристику учащегося с ОВЗ (по итогам бесед с педагогом, учащимся, изучения личного дела и собственных наблюдений). (Приложение 3)

Психолого-педагогическую характеристику учащегося с ОВЗ оформите в отчёт по практике.

Задание 4. «Составление плана индивидуальной работы с учащимся с ОВЗ»

Составьте план индивидуальной работы с учащимся с ОВЗ с учетом его возрастных, психологических и физиологических особенностей. (Приложение 4)

План индивидуальной работы с учащимся с ОВЗ оформите в отчёт по практике.


Задание 5. «Проведение внеурочных занятий с детьми с ОВЗ»

Подготовьте и проведите 5 внеурочных занятий с детьми с ОВЗ.

Предварительно разработайте план-конспект и покажите его методисту не позднее, чем за два дня до проведения занятия.

Планы-конспекты занятий с соответствующими приложениями оформите в отчет по практике.

Задание 6. «Самоанализ проведенных занятий»

По итогам каждого проведенного занятия выполните его устный самоанализ в присутствии методиста по предложенному плану. (Приложение5)

Задание 7. «Анализ занятий сокурсников»

Посетите 3 занятия сокурсников и выполните их письменные анализы по предложенному плану. (Приложение 6)

Письменные анализы занятий сокурсников оформите в отчет по практике.

Задания на концентрированную практику

Задание 8. «Организация внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ»

Совместно с методистом колледжа и педагогом - представителем образовательного учреждения обсудите и составьте в дневнике (См. часть 4 данного дневника) перспективный план работы с группой детей с ОВЗ на период концентрированной практики, в который включите проведение внеурочных занятий, массового досугового мероприятия и других видов работы с детьми.

Работая по намеченному плану, ежедневно подавайте дневник педагогу-наставнику для оценки.

Планы конспекты 2-х любых проведенных Вами внеурочных занятий с соответствующими приложениями оформите в отчет по практике.

Задание 9. «Проведение массового мероприятия с детьми с ОВЗ»

Подготовьте и проведите массовое мероприятие с детьми с ОВЗ.

Предварительно разработайте план-конспект (сценарий) и покажите его методисту не позднее, чем за два дня до проведения мероприятия.

План-конспект (сценарий) мероприятия с соответствующими приложениями оформите в отчет по практике.

Задание 10. «Оформление отчета (портфолио) по практике»

Отчёт по практике оформляется в папке-скоросшивателе. (Структуру отчёта см. в Приложении 7.)

Задание 11. «Подготовка к итоговой конференции»

К итоговой конференции проверьте качество выполнения всех заданий, содержание отчёта и подготовьте (индивидуально или в составе группы практикантов) выступление с презентацией итогов работы. (Приложение 9)


III. Успеваемость

- Успеваемость ученика по предметам. Характеристика познавательной активности на занятиях, отношение к учёбе, дисциплинированность на уроках и при подготовке домашнего задания.

V. Личность и поведение

- Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др.

- Отношение к труду: положительное, индифферентное, отрицательное.

- Дисциплинированность, отношение к правилам и требованиям. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности.

- Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др.

- Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков.

- Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, их устойчивость, избирательность, направленность.

- Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др.

- Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других.

- Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей.

- Система взглядов, интерес к общественным событиям.

- Наличие вредных привычек, учёта в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике.

VI. Заключение

- Общее мнение об учащемся, выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность.

Специалисты, помогавшие в составлении характеристики (ФИО, должность): ………………………………………………………………………………………

Дата …………… ФИО студента ……………… …………………… подпись

Приложение 4

План индивидуальной работы с учащимся

ФИО учащегося: …………………………………………………………………...

Цели индивидуальной работы:…………………………………………………….

План работы

дата Формы и содержание индивидуальной работы с учащимся (методы коррекционно-развивающей работы, способы педагогической поддержки) Отметка о выполнении (выполнено полностью/ частично/ не выполнено)
       

Выводы: …………………………………………………………………………….

Приложение 5

Примерная схема самоанализа занятия

1) Тема и форма проведения занятия.

2) Участники: группа (класс), возраст, количество.

3) Чем обосновывался выбор темы, формы проведения и структуры занятия?

4) Какие особенности группы и отдельных учащихся были учтены при планировании занятия?

5) Какую цель ставил, насколько полно ее достиг?

6) Каковы причины достижения (не достижения) цели занятия?

7) Соответствовало ли занятие намеченному плану? Каковы причины отклонения от плана?

8) Правильно ли были выбраны формы и методы работы?

9) Каков был характер деятельности учащихся в ходе занятия: какие задания они выполняли, степень их заинтересованности, увлеченности, активности, дисциплинированности.

10) В чем проявились сильные и слабые стороны занятия. Каковы их причины?

11) С какими трудностями столкнулся и чем они обусловлены: уровнем подготовки учащихся, их отношением к занятию; особенностями группы (класса) и отдельных учащихся; уровнем личной теоретической и практической подготовки; особенностями личности самого практиканта и пр.?

12) Каким было Ваше психологическое состояние во время занятия (настроение, эмоции, самоконтроль)?

13) Каковы пути совершенствования данного занятия?

14) Какие выводы на будущее можно сделать по результатам занятия?

15) Каковы перспективы работы в плане личного профессионального самосовершенствования?

Приложение 6

Примерная схема письменного анализа занятия сокурсника

Тема и форма проведения занятия: ………………………………………………

Участники: группа (класс), возраст, количество: ………………………………..

ФИО студента, проводившего занятие: ………………………………………….

1. Цели занятия.

2. Длительность по времени.

3. Место проведения (помещение).

4. Этапы занятия, их краткое содержание.

5. Анализ деятельности педагога

- Какие методы, приемы и формы организации работы детей использованы педагогом? Насколько они целесообразны?

- Какие методы и приемы способствовали проявлению творческих способностей, содержательного общения детей?

- Какие средства обучения использованы педагогом? Каковы цели их использования? Соответствовало ли занятие (по содержанию, видам деятельности) возрастным психолого-физиологическим особенностям детей (участников мероприятия)? В чём это проявлялось?

- Как осуществлялся индивидуальный подход к учащимся в ходе занятия?

- Какие методы и приемы контроля и оценки деятельности учащихся использовал педагог?

- Как осуществлялось взаимодействие педагога и воспитанников?

- Какой стиль общения с детьми реализует педагог?

- Какие качества личности проявлены педагогом при проведении данного занятия?

6. Анализ деятельности учащихся

- В какие виды деятельности включались учащиеся в ходе занятия, какие задания выполняли?

- Как проявлялось отношение детей к занятию: их настроение, степень активности, увлеченности, инициативы и творчества?

7. Общие выводы, замечания, предложения

- Как можно оценить результаты занятия? Достигнуты ли его цели?

- Что можно отнести к положительным и отрицательным сторонам занятия? Каковы их причины?

- В чём проявлялось своеобразие занятия (наличие «изюминки», творчества и пр.)

- Какие выводы на будущее можно сделать по результатам анализа занятия?

Дата …….. ФИО студента, выполнившего анализ ……………… _________ подпись

Приложение 7

Примерная схема выступления практиканта на итоговой конференции

– Особенности данного вида практики.

– Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от плана имели место и почему? Что сделано сверх плана?

– Количество проведенных занятий (мероприятий), их тематика.

– Какие формы и методы работы с детьми с ОВЗ вы использовали при проведении занятий?

– Как реализовывали индивидуальный подход к учащимся с ОВЗ?

– Что получилось удачно? Благодаря чему?

– Какие возникали затруднения? Каковы были их причины?

– Чему вы научились в ходе практики?

– Получили ли вы удовлетворения от проведенной работы?

– Ваши пожелания по организации данного вида практики.

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

по профилю специальности

44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

ПП.04.01.

Проведение пробных занятий в группах детей с ОВЗ

студента(ки) группы ________ курса ______

_______________________________________

Ф.И.О. методиста колледжа

____________________________________

Наименование образовательного

учреждения_____________________________________________________________

Ф.И.О. руководителя практики в образовательном учреждении ____________________________________

____________________________________

Контактные телефоны___________________________

Пермь 2017

Дневник практики включает следующие части:

1) Общие положения.

2) Задания на период практики.

3) Лист оценок (на рассредоточенную практику).

4) Перспективный план работы (на концентрированную практику).

5) Приложение (методические материалы в помощь студентам)

6) Контрольный лист прохождения инструктажа по технике безопасности.

7) Аттестационный лист

Общие положения

Практика ПП.04.01. Проведение пробных занятий в группах детей с ОВЗорганизуется и проводится на 4 курсе обучения, в 7 семестре в два этапа:

1-й этап - рассредоточено (70 ч. с выходом в образовательные учреждения 1 раз в неделю в течение всего семестра);

2-й этап – концентрированно (2 недели – 72 ч.).

Цель практики: приобретение опыта планирования и проведения внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Базами практики являются образовательные организации г. Перми, осуществляющие работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Студент допускается к проведению занятий с детьми при условии предъявления подробного плана-конспекта методисту не позднее, чем за два дня до проведения занятия.

Методисты – руководители групп практикантов от колледжа организуют индивидуальные и групповые консультации, а также посещают и анализируют работу студентов на местах практики.

В ходе практики проводятся две конференции:

1) Установочная конференция – направлена на знакомство с программой практики, базами и методистами-руководителями практики.

2) Итоговая конференция – публичный отчет по итогам прохождения практики, демонстрация достижений и обсуждение трудностей (с использованием электронной презентации, фото и видеоматериалов).

При выходе в образовательные учреждения каждому студенту необходимо при себе иметь:

- студенческий билет;

- сменную обувь;

- хорошее настроение.

Стиль одежды на период практики – деловой.

По результатам практики студент:

1) предоставляет:

- заполненный дневник практики;

- отчет (портфолио) по итогам практики.

2) готовит к итоговой конференции выступление с презентацией итогов работы (в составе микрогруппы или индивидуально).

Оценка за данный вид практики будет складываться с учетом:

- выполнения заданий, предусмотренных данным видом практики;

- качества отчетной документации (дневник, отчет по итогам практики);

- рекомендуемой оценки наставника (представителя образовательного учреждения – базы практики);

- участия в итоговой конференции.

Задания на период практики

Задания на рассредоточенную практику

Задание 1. «Составление характеристики образовательного учреждения»

На основе изучения документации и бесед с работниками образовательного учреждения составьте характеристику его деятельности по предложенному плану. (Приложение 1)

Результат работы оформите в отчёт по практике.

Задание 2. «Анализ показательного занятия»

Посетите показательное занятие с детьми с ОВЗ и проанализируйте его в письменной форме по предложенному плану (Приложение 2)

Анализ занятия оформите в отчёт по практике.

Задание 3. «Составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ»

Составьте психолого-педагогическую характеристику учащегося с ОВЗ (по итогам бесед с педагогом, учащимся, изучения личного дела и собственных наблюдений). (Приложение 3)

Психолого-педагогическую характеристику учащегося с ОВЗ оформите в отчёт по практике.

Задание 4. «Составление плана индивидуальной работы с учащимся с ОВЗ»

Составьте план индивидуальной работы с учащимся с ОВЗ с учетом его возрастных, психологических и физиологических особенностей. (Приложение 4)

План индивидуальной работы с учащимся с ОВЗ оформите в отчёт по практике.


Задание 5. «Проведение внеурочных занятий с детьми с ОВЗ»

Подготовьте и проведите 5 внеурочных занятий с детьми с ОВЗ.

Предварительно разработайте план-конспект и покажите его методисту не позднее, чем за два дня до проведения занятия.

Планы-конспекты занятий с соответствующими приложениями оформите в отчет по практике.

Задание 6. «Самоанализ проведенных занятий»

По итогам каждого проведенного занятия выполните его устный самоанализ в присутствии методиста по предложенному плану. (Приложение5)

Задание 7. «Анализ занятий сокурсников»

Посетите 3 занятия сокурсников и выполните их письменные анализы по предложенному плану. (Приложение 6)

Письменные анализы занятий сокурсников оформите в отчет по практике.

Задания на концентрированную практику

Задание 8. «Организация внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ»

Совместно с методистом колледжа и педагогом - представителем образовательного учреждения обсудите и составьте в дневнике (См. часть 4 данного дневника) перспективный план работы с группой детей с ОВЗ на период концентрированной практики, в который включите проведение внеурочных занятий, массового досугового мероприятия и других видов работы с детьми.

Работая по намеченному плану, ежедневно подавайте дневник педагогу-наставнику для оценки.

Планы конспекты 2-х любых проведенных Вами внеурочных занятий с соответствующими приложениями оформите в отчет по практике.

Задание 9. «Проведение массового мероприятия с детьми с ОВЗ»

Подготовьте и проведите массовое мероприятие с детьми с ОВЗ.

Предварительно разработайте план-конспект (сценарий) и покажите его методисту не позднее, чем за два дня до проведения мероприятия.

План-конспект (сценарий) мероприятия с соответствующими приложениями оформите в отчет по практике.

Задание 10. «Оформление отчета (портфолио) по практике»

Отчёт по практике оформляется в папке-скоросшивателе. (Структуру отчёта см. в Приложении 7.)

Задание 11. «Подготовка к итоговой конференции»

К итоговой конференции проверьте качество выполнения всех заданий, содержание отчёта и подготовьте (индивидуально или в составе группы практикантов) выступление с презентацией итогов работы. (Приложение 9)


Наши рекомендации