Психологическое время и психологический возраст личности.
Периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. В современной научной литературе выделяют четыре вида возраста: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский), психологический.
Возраст – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.
Измерять длительность человеческой жизни годами всё равно, что книгу – страницами, живописное полотно – квадратными метрами, скульптуру – килограммами. Тут счёт другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное. Однако и чисто событийные единицы не всегда оказываются адекватными для измерения реализованности психологического времени в масштабе жизненного пути личности. Жизнь наполнена событиями от первого и до последнего вдоха, и поэтому простой подсчет числа событий не намного будет отличаться от подотчета прожитых лет. Лишь принимая во внимание значимость событий для самой личности, можно приблизиться к возможности измерения реализованности ее и психологии времени.
Психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности, измеряется он в ее внутренней системе отсчета, а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для определения психологического возраста человека достаточно знать лишь индивидуальные особенности его психологического времени.
Психологический возраст в некоторых пределах принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может помолодеть. Психологический возраст может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности, например, в семейной и профессиональной сфере.
Психика структурирует деятельность в особый временной континуум, имеющий начало, протяженность, скорость и завершение, а личность структурирует свое существование, по-своему «размещая» во времени жизни определенные занятия, деятельности, события, отводя на них объективно и субъективно требуемое время. Это связано с понятием психологического времени.
Выделяют 4 типа регуляции времени:
1. стихийно-обыденный тип регуляции времени: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни, она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их поступление или предотвращать его. Этот способ организации жизни характеризуется ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.
2. функционально-действенный тип регуляции: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их последствия; отсутствует жизненная линия.
3. созерцательный тип: проявляется в пассивности, отсутствии способности к организации времени. Перспективные тенденции обнаруживаются только в духовной, интеллектуальной, творческой жизни. Понимание сложности и противоречивости жизни или уход в сферу научных, общечеловеческих, исторических перспектив не позволяет проявить собственную активность.
4. созидательно-преобразующий тип: характеризуется пролонгированной организацией времени, соотнесенной со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций. Только этот тип в тонком смысле является субъектом своей жизни.
Итак, личность – это развивающийся, качественно изменяющийся и становящийся во времени объект. Но личности присуще и специфическое движение ко времени как субъекту жизни.
Особенности временной психической регуляции и способность личности к организации времени жизни – ключ к развитию природы психики, личности и развития последней.