Порядок разбора синтаксических единиц
Простое предложение:
1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:
повествовательное
вопросительное
побудительное
3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации: невосклицательное
или восклицательное
4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству: простое или сложное
5. Дать характеристику по наличию главных членов: двусоставное илиодносоставное
а) односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б) односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное
6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов: распространённое или
нераспространённое
7. Определить наличие осложняющих компонентов: неосложнённое илиосложнённое:
а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным – несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием
Примечание: При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление
Пример:Белый цвет на Западе - символ чистоты, а на Востоке – траура.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) простое,
4) двусоставное,
5) распространённое,
6) неполное,
7) осложнено однородными обстоятельствами и однородными дополнениями.
Сложное предложение:
1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:
повествовательное, вопросительное, побудительное
3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации: невосклицательное или восклицательное
4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:
с союзной связью, с бессоюзной связью, с сочетанием союзной и бессоюзной связи
6. Определить тип сложного предложения и средства связи:
сложносочинённое (с соединительными союзами: соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными )
сложноподчинённое (c подчинительными союзами: временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)
бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)
7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Составить схему сложного предложения, отражающую
количество частей
связи частей
союзные средства связи
Пример 2:
Лениться можешь при условии, если потом ты готов поавралить и наверстать упущенное.
1) повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным условия. 1 часть: главное, односоставное (определённо-личное), распространённое, полное, неосложнённое. 2 часть: придаточное условия, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Схема: […], (если…).
Практическое задание. Спишите текст, выполните синтаксический разбор всех предложений:
Открыв глаза, я увидал легкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, покрытый попонами, и белую лежанку. Над квадратным окном, в которое виднелся светлый снежный двор, торчала щетина соломенной крыши, серебрившаяся инеем. Было так тихо, как может быть только в поле в зимние ночи. Лунный свет воздушно-серебристой полосою падал на лежанку и озарял ее странною, яркою бледностью. И от попон на полу, от теплой, озаренной лежанки – ото всего веяло глухой деревенской жизнью, уютностью родного дома…
(По И. А. Бунину)
Самостоятельная работа № 28
«Тире между подлежащим и сказуемым».
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например: Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме, например: Ученого учить – только портить.
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;
инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
числительным и существительным, например: Четыре – четное число;
существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.
5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий.
Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если
1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость. Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет; Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.
Практическое задание.
Спишите предложения, поставьте, где это необходимо тире:
Дома города _ точно груды грязного снега (Горький).. Невежда без души _ зверь (Фонвизин).
Вы _ студент? (Достоевский) Самая поздняя осень _ это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Бианки). И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове ! (Бунин). Это чувство _ не обида, нет, а сожаление (По Чехову). Он _ порча, он _ чума, он _ язва здешних мест (Крылов). Слово _ полководец человечьей силы (В. Маяковский) В камни стрелять _ стрелы терять (М. Горький). Быть поэтом _ значит петь раздолье (С. Есенин)
Самостоятельная работа № 29-30
«Однородные и неоднородные определения.