Запятая ставится между однородными членами, соединёнными
повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо):
То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей. И берег, и море молчали.
Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении и, или, либо).
Лодка качнулась, поднялась и исчезла.
Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и, не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед второй частью таких союзов: Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды. Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.
Практическое задание № 2. Спишите, расставьте знаки препинания:1. Выйдешь на палубу взглянешь и ослепнешь на минуту от нестерпимого блеска неба, моря. 2. И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. 3. Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. 4. Шум, холод и солёные брызги - вот пока моя сфера
5. Я на руках не то у ели не то у матери родной. 6. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. 7. Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. 8. Наша школьная команда завоевала первенство не только по шахматам но и по шашкам. 9. В кроссе участвовали как юноши так и девушки. 10. Я упала больно ударилась но сейчас же вскочила. 11. Сладок мёд да не по две ложки в рот.
Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос: Книжки густо измазаны карандашами, (почему?) потому что Серёжа любит раскрашивать картинки.
По значению подчинительные союзы бывают:
изъяснительные: чтобы, что, как, будто, как будто, ли (союз-частица) и др.;
временные: когда, пока, как только, прежде чем, едва, перед тем как и др.;
причинные: потому что, ибо, так как, оттого что, вследствие, в связи с тем что и др.;
условные: если, если бы, раз, ли и др.;
целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;
уступительные: хотя, несмотря на то что, пускай и др.;
сравнительные: как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как и др.;
следственные: так что.
Практическое задание № 3. Спишите, выделите подчинительные союзы.
1. Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам.
2. Любимые состариться не могут, пока мы беззаветно любим их.
3. Он завален работаю, и прескучною.
4. Встал утёс обрывисто и косо и намерен сотни лет стоять, несмотря на то, что в грудь утёса молния вошла по рукоять.
5. Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.
6. Где-то недалеко журчит ручей – точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своём.
Самостоятельная работа № 25
«Употребление частиц в речи. Правописание частиц».
Частица — служебная часть речи, которая придает предложению или отдельным словам различные дополнительные смысловые оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы делятся на формообразующие и модально-смысловые.
Формообразующие частицы да, давай, давайте, пусть, пускай, бы служат для образования условного и повелительного наклонений глагола. Частица бы (б) может стоять перед глаголом, после него и даже отделяться от него другими словами: написал бы ты письмо, письмо бы написал ты, ты бы письмо написал.
Модально-смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства говорящего и его отношение к высказываемому. Они делятся на следующие группы: вопросительные (ли, разве, ужели, неужели); восклицательные (что за, как, ну и к др.); усилительные (ни, и, ведь, даже, же и др.); утвердительные (да, так, точно); отрицательные (не, вовсе не, далеко не, отнюдь не); указательные (вот, вон, это); ограничительные (лишь, только и др.); уточнительные (именно, как раз, подлинно и др.); сравнительные (словно, точно, будто, как будто);
Отрицательные частицы.
К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.
Частица НЕ придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам: Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг. Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.
Частица НИ придает отрицательное значение безличным предложениям: Ни шагу назад! Кругом ни деревца; употребляется для усиления уже имеющегося отрицания, выраженного частицей не или словом нет: Он не прекращал работы ни на минуту; Я не слышал ни звука; Кругом нет ни деревца; придает обобщающее значение относительным местоимениям и наречиям, выступающим в роли средств связи главной части с придаточной в сложноподчиненных предложениях (кто ни, где ни, куда ни, сколько ни, как ни и др.): Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч… (где ни — везде). Куда бы ни пошел, везде мне скучно (куда ни — всюду). Кто ни взглянет, всякий порадуется (кто ни — всякий).
Практическое задание. Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
1. Скажи (ка), дядя, ведь (не) даром Москва, спалён..ая пожаром, французу отдан..а? 2. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрел..ный, продымлён..ый, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особен..ое придумать, что (бы) стать настоящим героем. 3. И жутко и сладко ей было в одно и то (же) время. 4. Я (не) против ф..нтастики сказок – они то (же) хорошее, добротное человеческое творчество. 5. Корвет порядочно (таки) качало. 6. Да, трепануло (таки) нас порядочно. 7. Послушай (ка), дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище?. 8. Это (н..) тоска, (н..) скука, а гораздо хуже. 9. В деревне (н..) было (н..) собак, (н..) кур. 10. Я (н..) мог (н..) согласиться с доводами товарищей. 11. Путешественники во что бы то (н..) стало должны перейти горную речку. 12. Он (н..) жив (н..) мёртв мчится назад. 13. Кто б (н..) был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. 14. (Н..) одной тучки (н..) было на небе.
15. Но (н..) когда и (н..) где, (н..) единым словом (н..) намекнула, что ей трудно. 16. Владимир Андреевич Снежков стоял (н..) жив (н..) мёртв.
Самостоятельная работа № 26
«Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи».
Междометие — часть речи, включающая неизменяемые слова, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.), ощущений, душевных состояний и других реакций, не называя их. Междометия тесно связаны со звукоподражанием и выступают как слова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности.
Знаки препинания при междометиях
1. Междометие, стоящее в начале предложения и произносимое без восклицательной интонации, отделяется запятой: Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. Пушкин).
2.Междометие, стоящее в начале предложения и произносимое с восклицательной интонацией, отделяется восклицательным знаком (слово, следующее за междометием, пишется с прописной буквы): Эх! Да ты, как я вижу, слова не даёшь вымолвить (Н. Гоголь).
3.Междометие, стоящее в середине предложения, выделяется с двух сторон запятыми: Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А. Чехов).
4. Запятой и восклицательным знаком выделяется междометие, стоящее в середине предложения и произносимое с восклицательной интонацией (слово, следующее за междометием, пишется со строчной буквы): Но, увы! комендант ничего не мог сказать мне решительного (М. Лермонтов).
5. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не выделяются: 1) Ах ты, мерзкое стекло! (А Пушкин). 2) Ах ты, степь моя, степь привольная! (А. Кольцов). 3) Ой вы, луга и дубравы, я одурманен весной (С. Есенин).
Практическое задание № 1.