Глава 1. возникновение воспитательного процесса.

1.1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ...................................4

1.2. КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

1.5. ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ.......................................................................6

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

2.1. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ ...........................................................6

2.2. "ДОМА ТАБЛИЧЕК" В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ....................................................................................7

2.3. ШКОЛА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ .......................................................................................................................11

2.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.........................................................................................12

2.5. ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ................15

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

3.1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ........................................................................................18

3.2. ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ..................................................................................20

3.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА……………....………………......….……..24

3.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕМ РИМЕ............................................................................................25

3.5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕГО РИМА............................................................................................27

3.6. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ.........................................28

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ВИЗАНТИИ.

4.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.................................31

4.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ..........................................................................................................................32

4.3. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.............................................................................................33

4.4. ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ.........................34z:\CorvDoc\lektsiiorg3\СД 001\Documents and SettingsИхтик.IHTIKРабочий столпед3-1.htm

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ.

5.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ

(VII-XVII ВВ.).............................................................................................................................................................36

5.2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ...................................................................40

5.3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ.........................................................................42

ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ

РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

6.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД................................................................................................................................................44

6.2. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ............................................................................................44

6.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ.........................................................................................................................46

ГЛАВА 4. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ........................................................................................................................................................54

7.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ...........................................54

7.2. ШКОЛА В XV - НАЧАЛЕ XVII В. ..................................................................................................................59

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ГЛАВА 1. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (СЕРЕДИНА 17 — КОНЕЦ 18 ВВ.).

8.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД ...............................................................................................................................................66

8.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ...................................................................66

8.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ..........................................................................................70

8.4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ....................78

8.5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ..............................................................................................................................................................79

ГЛАВА 2. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 19 B.

9.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД................................................................................................................................................84

9.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ...............................................................................................85

9.3. КЛАССИКИ ПЕДАГОГИКИ XIX СТОЛЕТИЯ...............................................................................................87

9.4. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ ШКОЛЫ.......................................................................................................................90

9.5. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ......................................................................................93

ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 В.

10.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД............................................................................................................................................102

10.2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ..................................................................................................103

10.3. ИТОГИ ШКОЛЬНЫХ РЕФОРМ К СЕРЕДИНЕ XX В................................................................................104

10.4. ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ................................................110

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ.

Москва Издательская группа "ФОРУМ" - "ИНФРА-М" Электронное оформление "СВОБОДНЫЙ ДОСТУП"

А. Н. Джуринский

ИСТОРИЯ

ЗАРУБЕЖНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

высших педагогических учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

Москва

Издательская группа

"ФОРУМ" — "ИНФРА-М"

УДК 37,01

ББК 74.03(3)

Д 40

В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Закрепляя накопленное человечеством знание, эта наука стала ценнейшим фактором развития общества и культуры. Изучение зарубежной педагогики позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития. Автор знакомит читателя с выдающимися просветителями — учеными, философами, историками, для которых педагогика была неотъемлемой частью их деятельности.

Пособие адресовано аспирантам, студентам, преподавателям педагогических институтов и университетов, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также слушателям системы повышения квалификации работников народного образования.

ISBN 5—86225—728—4 © Издательский Дом "ФОРУМ", 1998.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.

Развитие образовательно-воспитательных институтов - многообразный, подчас противоречивый процесс, масштабы и результаты которого с течением времени становились для общества все более значимыми.

Школа и педагогика всегда были ареной столкновения экономических, классово-сословных, политических и иных интересов. Нередко эта борьба выливалась в серьезные конфликты, приходя к кардинальным переменам в сфере просвещения.

Изучение истории зарубежной школы и педагогики как важной составляющей общей и педагогической культуры дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли, но позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль сферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.

Познание истоков зарубежной педагогической мысли и процесса ее развития способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств будущих педагогов.

РАЗДЕЛ I

Наши рекомендации