Глава 1. возникновение воспитательного процесса.
1.1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ...................................4
1.2. КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1.5. ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ.......................................................................6
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
2.1. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ ...........................................................6
2.2. "ДОМА ТАБЛИЧЕК" В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ....................................................................................7
2.3. ШКОЛА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ .......................................................................................................................11
2.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.........................................................................................12
2.5. ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ................15
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
3.1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ........................................................................................18
3.2. ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ..................................................................................20
3.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА……………....………………......….……..24
3.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕМ РИМЕ............................................................................................25
3.5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕГО РИМА............................................................................................27
3.6. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ.........................................28
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ВИЗАНТИИ.
4.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.................................31
4.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ..........................................................................................................................32
4.3. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.............................................................................................33
4.4. ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ.........................34z:\CorvDoc\lektsiiorg3\СД 001\Documents and SettingsИхтик.IHTIKРабочий столпед3-1.htm
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ.
5.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
(VII-XVII ВВ.).............................................................................................................................................................36
5.2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ...................................................................40
5.3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ.........................................................................42
ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ
РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
6.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД................................................................................................................................................44
6.2. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ............................................................................................44
6.3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ.........................................................................................................................46
ГЛАВА 4. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ........................................................................................................................................................54
7.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ...........................................54
7.2. ШКОЛА В XV - НАЧАЛЕ XVII В. ..................................................................................................................59
ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
ГЛАВА 1. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (СЕРЕДИНА 17 — КОНЕЦ 18 ВВ.).
8.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД ...............................................................................................................................................66
8.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ...................................................................66
8.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ..........................................................................................70
8.4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ....................78
8.5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ..............................................................................................................................................................79
ГЛАВА 2. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 19 B.
9.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД................................................................................................................................................84
9.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ...............................................................................................85
9.3. КЛАССИКИ ПЕДАГОГИКИ XIX СТОЛЕТИЯ...............................................................................................87
9.4. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ ШКОЛЫ.......................................................................................................................90
9.5. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ......................................................................................93
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 В.
10.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД............................................................................................................................................102
10.2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ..................................................................................................103
10.3. ИТОГИ ШКОЛЬНЫХ РЕФОРМ К СЕРЕДИНЕ XX В................................................................................104
10.4. ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ................................................110
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ЗА РУБЕЖОМ.
Москва Издательская группа "ФОРУМ" - "ИНФРА-М" | Электронное оформление "СВОБОДНЫЙ ДОСТУП" |
А. Н. Джуринский
ИСТОРИЯ
ЗАРУБЕЖНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших педагогических учебных заведений,
обучающихся по педагогическим специальностям
Москва
Издательская группа
"ФОРУМ" — "ИНФРА-М"
УДК 37,01
ББК 74.03(3)
Д 40
В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени. Закрепляя накопленное человечеством знание, эта наука стала ценнейшим фактором развития общества и культуры. Изучение зарубежной педагогики позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на различных этапах исторического развития. Автор знакомит читателя с выдающимися просветителями — учеными, философами, историками, для которых педагогика была неотъемлемой частью их деятельности.
Пособие адресовано аспирантам, студентам, преподавателям педагогических институтов и университетов, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также слушателям системы повышения квалификации работников народного образования.
ISBN 5—86225—728—4 © Издательский Дом "ФОРУМ", 1998.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.
Развитие образовательно-воспитательных институтов - многообразный, подчас противоречивый процесс, масштабы и результаты которого с течением времени становились для общества все более значимыми.
Школа и педагогика всегда были ареной столкновения экономических, классово-сословных, политических и иных интересов. Нередко эта борьба выливалась в серьезные конфликты, приходя к кардинальным переменам в сфере просвещения.
Изучение истории зарубежной школы и педагогики как важной составляющей общей и педагогической культуры дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли, но позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы на разных ступенях исторического развития, а также роль сферы образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Школа и педагогика в значительной степени определяют прогресс культуры и общества.
Познание истоков зарубежной педагогической мысли и процесса ее развития способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств будущих педагогов.
РАЗДЕЛ I