Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности
Развитие субъекта деятельности в период взрослости определяется сменой основных видов деятельности, прежде всего профессиональной. Поскольку именно в период зрелости наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда, постольку его структура определяется соотношением этих компонентов социальной активности. Усложнение структуры субъекта деятельности обусловлено обстоятельствами современного общества, ставящего перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его различных проявлениях характеризуют, как считает Б. Г. Ананьев [7], различные фазы его развития: подготовительную, старт, кульминацию и финиш.
Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (экономических, политических, правовых и моральных), условиями образования и воспитания, а также социальной активностью самой личности на протяжении всей ее жизни. Периодизация жизненного пути личности и основные вехи деятельности в биографических исследованиях определяются хронологическими рамками и историческими условиями данной страны. Личность всегда конкретно-исторична; она является продуктом своей эпохи. Поэтому исходным в понимании становления личности является система социальных связей и отношений, в которую включен человек, характер взаимодействия его с комплексом различных обстоятельств, из чего складывается его целостный образ жизни. В зависимости от социально-экономической формации в этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой коммуникации и различные общности людей. Образ жизни каждого человека выступает как совокупность различных обстоятельств и событий, которые детерминируют его деятельность и преобразуются в процессе этой деятельности. Основой образа жизни личности является ее статус, представляющий собой ее положение в обществе или место в определенной конкретной социальной структуре. Б. Г. Ананьев [7], описывая генез статуса человека, отмечал, что с момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.
Период взрослости характеризуется переходом к независимости от родителей в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности самого человека, который может осознавать свое положение в обществе и стремиться укрепить свой статус или, напротив, относиться к нему пассивно, приспосабливаясь к существующему положению. «Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» [7, с. 136]. Развитие личности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека. В комплексе ролей как общественных функций реализуются характеристики субъекта общественного поведения, такие, как система отношений к обществу, к труду, людям, к себе, установки, мотивы, цели и ценностные ориентации. Согласно классификации Д. Б. Бромлея [7], в период ранней взрослости строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшие установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время и: перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структура семейных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста. Эту стадию Д. Б. Бромлей рассматривает как «пик» наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, авторитета.
В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы чело века, его мотивы и цели деятельности. Так, В. Т. Лисовский [35] выяснял жизненны планы молодежи разного пола и возраста, которые определяются объективным! условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц в возраст до 19 лет в первую очередь намечаются задачи, направленные на получение высшей или среднего образования, на интересную работу, поиск верных друзей, любимого человека. В группе 20-25-летних сохраняется ярко выраженная направленность на по лучение высшего образования, интересной работы. Актуальным для этой возрастное группы остается поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. Вместе с тем в этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия материальную обеспеченность, так как многие приступают к созданию своей семьи. В следующей возрастной группе (26-30 лет) жизненные планы приобретают не сколько иной характер, ибо большинство уже имеет свою семью. В этой возрастное группе усиливается забота о хороших жилищных условиях, о правильном воспитании детей наряду с задачами, связанными с получением интересной работы, повышением квалификации, образования. Проведенное нами в 1987 г. исследование выявило аналогичную структуру жизненных планов в соответствующих возрастных труп пах студентов.
Итак, в зависимости от изменения социального положения происходят и изменения содержания жизненных планов. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности. Не только жизненные планы, но и духовное развитие личности в целом имеет своим центром освоение, переживание и вое произведение ценностей жизни и культуры. В. П. Тугаринов [62] условно делил эти ценности на материальные, социально-политические и духовные. К материальным ценностям он относил технику и материальные блага; к общественно-политическим - свободу, братство, справедливость, равенство; к духовным — образование, науку, искусство. Чувство патриотизма, труд, общение с людьми являются своего рода синтетическими ценностями. Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Проявлениями внутренней активности личности в связи с ее ценностными ориентациями выступают такие характеристики, как совокупность сознательных отношений к обществу, труду, группе, к самой личности [37] нравственные позиции и мотивы поведения формирующейся личности [II].
В исследованиях Л. С. Бляхмана, А. Г. Здравомыслова и О. И. Шкаратана [10; 24] установлены возрастные различия в ориентациях рабочих, которые трудятся на различных предприятиях. Для рабочих в возрасте 21-30 лет важное значение имеет улучшение жилищно-бытовых условий, поскольку в этот период в данной группе в основном складываются семейные отношения. В возрастной группе старше 40 лет главное место в ценностных ориентациях рабочих занимают условия труда и отдыха. В группе лиц в возрасте 50 лет и выше ведущую роль играет ориентация на заработок в связи с предстоящим выходом на пенсию. В. А. Ядовым и сотрудниками его лаборатории [53; 56] также были выделены различные, типы ориентации у рабочих, такие, как ориентация на семью, образование, общественную работу, производственную деятельность и на заработок. Для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное значение имеют следующие характеристики: санитарно-гигиенические условия работы, состояние техники безопасности, оборудования. Для молодежи более значимыми являются отношения с администрацией, связанные с социальной и профессиональной адаптацией.
Важное значение имеют исследования ценностных ориентации и мотиваций в сфере научной деятельности, проблема творчества в различных сферах деятельности в связи с возрастом человека. Ученые с ярко выраженным творческим складом личности характеризуются четкой мотивацией по отношению к интеллектуальным достижениям [2; 3; 51; 66]. На фоне других мотивов интеллектуальная потребность у них явно доминирует. Д. Пельц и Ф. Эндрюс [43] связывают колебания в продуктивности с динамикой интересов. В период спада происходит перестройка мотивации, увеличение роли, к примеру, родительских и семейных функций, которые становятся в это время доминирующими. Вместе с тем у наиболее крупных ученых научные интересы доминируют всю жизнь, и поэтому спад их научной деятельности наблюдается только в преклонном возрасте, и то не всегда. Спад слабее выражен у тех научных работников, для которых характерны сильная внутренняя мотивация, большой интерес к работе, доминирующий на протяжении всей жизни. Творческая личность характеризуется легким восприятием новых идей и отказом от прежних, способностью к переоценке ценностей в ведущей сфере деятельности, гибкостью и критичностью мышления, широкой сферой интересов. Поэтому творческий процесс в своей возрастной динамике имеет сочетание постоянных компонентов в виде доминирующей направленности на достижения в научной деятельности и переменных, связанных с перестройкой ценностных ориентации, на основе чего возникает новый комплекс конкретных задач, целей и мотивов в различные периоды жизни личности.
Являясь объектом отношений других людей в микро- и макрогруппах, начиная с раннего детства, человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных социально значимых ситуаций. Социогенез характера состоит в том, что внешние коллективные взаимосвязи переходят во внутренние отношения человека к окружающему миру, становясь чертами его характера. Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружающему миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте. В качестве наиболее общих и первичных черт характера Б. Г. Ананьев [7] рассматривал коммуникативные свойства, которые возникают непосредственно из взаимоотношений в социальной группе, закрепляясь в практике общественного поведения. В свою очередь эти черты становятся внутренним основанием для образования других черт, возникающих в процессе развития в тех или иных видах деятельности, в разнообразных отношениях к жизненным обстоятельствам и в результате подкрепления всей системой воспитания и собственным опытом общественного поведения. Целостность характера обеспечивается формированием рефлексивных свойств и отношений к самому себе. Подчеркивая значение этих свойств, Б. Г. Ананьев писал о том, что «они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» [7, с. 157].
Преобразования внутреннего мира, отношений являются следствием главным образом сознательной саморегуляции поступков самим человеком в результате критического к себе отношения и переоценки своих ценностей. Структура личности складывается в процессе ее социального развития, оказывая влияние в качеств внутреннего фактора на человека как субъекта деятельности, познания и общения. Определяющими и ведущими в структуре личности, как считал Б. Г. Ананьев [7], являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, в процессе основной его профессиональной деятельности в обществе.
В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатке его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.
Итак, период взрослости является наиболее благоприятным для формирование основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.
Вопросы для повторения и размышлений
1. Почему взрослость называется периодом акмэ?
2. В чем выражается своеобразие возрастного развития психофизиологических функций в период взрослости?
3. Какого рода изменения происходят в мотивационно-потребностной и ценностной сфере личности и почему?
4. В чем заключается возрастная динамика творческой активности и продуктивности субъекта деятельности и в каких сферах социальной жизни она проявляется?
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова М.Д. Очерки психологии старения. — Л., 1965.
2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л. 1974.
3. Александрова М. Д., Рудкевич Л. А. Критический обзор основных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте: Экспериментальная и прикладная психология / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. — Л., 1971.
4. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. — М., 1973.
5. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. - Л., 1974. - Вып. 2.
6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
7. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. 1.
8. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964.
9. Андреев Л. А. Физиология органов чувств. — М., 1941.
10. Бляхман Л. С., Здравомыслов А. Г., Шкаратан О. И. Проблемы управления движением рабочей силы: Труд и развитие личности / Под ред. В. А. Ядова, А. Г. Здравомыслова. — Л., 1965.
11. Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания: Психологическая наука в СССР: В 2 т. / Редколл.: Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др. — М., 1960. — Т. 2.
12. Бойко Е. И. Время реакции человека. — М., 1964.
13. Булаева К. Б., Павлова Т. А. Роль образования в возрастных изменениях ряда психологических характеристик человека // Вопросы психологии. — 1986. — № 1.
14. Верхутина-Васютина А. И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. - М., 1958. - Вып. 97.
15. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Ред. колл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. — М., 1984.
16. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых / Под ред. Е. И. Степановой. — Л., 1974.
17. Головей Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.02. - Л., 1973.
18. Головей Л. А., Круминя И. Я. Возрастные особенности некоторых психомоторных характеристик: Возрастная психология взрослых/ Под общ. ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1971.-Вып. 1.
19. Гольбина Л, Н. Пространственно-различительные функции и их связь с индивидуальным развитием взрослого человека // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1970.
20. Гольбина Л, Н., Панферов В. Н. Возрастные особенности функциональной структуры категориального восприятия // Возрастная психология взрослых. — Вып. 1.
21. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М., 1967.
22. Джеме В. Психология. - М., 1922.
23. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. — Л., 1974.
24. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1986.
25. Зырянова Н. Г. Нейродинамические характеристики взрослого человека и их связь с интеллектуальными функциями // Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.02. — Л., 1970.
26. Канатов А. И. Обучаемость взрослых в зависимости от развития их мышления // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.07. — Л., 1986.
27. Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. —
М., 1946.
28. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. — М., 1926.
29. Коган Л. Н. Человек и его судьба. — М., 1988.
30. Козлова Г. З. Возрастные группы в научном коллективе. — М., 1983.
31. Кравков С. В. Глаз и его работа. — М., 1950.
32. Круминя И. Я. Опыт изучения динамики психомоторных характеристик в условиях нагрузок // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1977.
33. Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. — М., Л., 1945.
34. Леве Г. Учимся всю жизнь. — М., 1983.
35. Лисовский В. Т. Зависимость жизненных планов молодежи от пола и возраста: Возрастная психология взрослых / Под ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1971. — Вып. 2.
36. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.
37. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М., I960. — Т. 2.
38. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. — Киев, 1979.
39. Никольская А. А., Радзиховский Л. А. Развитие возрастной и педагогической психологии в СССР за 70 лет Советской власти // Вопросы психологии. — 1987. — №
40. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой Я. Яноушека. - М., 1987.
41. Определение трудности и ценности учебной информации для взрослых людей / Под ред. Г. С. Сухобской и Б. П. Кулюткина. — Л., 1972.
42. Пако С. Старение психологических особенностей человека: Основы геронтологии / Под ред. А. Бенэ, Ф. Бурльера. — М., 1960.
43. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. — М., 1973.
44. Петров Я. И. Изменения ишемической функции у взрослых людей // Вопросы психологии. — 1974.—№ 3.
45. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. — М., 1969.
46. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1987.
47. Психофизиологические вопросы становления профессионала/ Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1974. — Вып. 1.
48. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М., 1972.
49. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М., 1977.
50. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. — Л., 1970.
51. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление: Социальная психология личности / Научн. ред. А. А. Бодалев. — Л., 1974.
52. Рыбников Н. Н. К вопросу о возрастной психологии // Психология, педагогике и психотехника. — М., Л., 1928. — Вып. 2.
53. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Ред. В. А. Ядов. - Л., 1979.
54. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: В 5 вып. / По ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. — Л., 1974. — Вып. 2.
55. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко. - Л., 1976. - Вып. 3.
56. Социально-психологический портрет инженера/Под ред. В. А. Ядова. — М. 197
57. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость мыслительных функций в периоды зрелости //Дисс.... докт. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1971.
58. Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. — Л., 1981.
59. Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопросы психологии. — 1975. — № 1.
60. Структура интеллекта взрослых / Под ред. Е. И. Степановой, Я. И. Петрова. — Л., 1979.
61. Сухобская Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека // Дисс.... докт. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1975.
62. Тугаринов В. П. Избр. филос. труды / Составит. Н. В. Захарова. Редколл.: А. О. Бороноев, Ю. В. Перов (отв. ред.) и др. — Л., 1988.
63. Устинова А. И. Зрительные функции и возраст пилотов: Пятое совещание по физиологической оптике / Под ред.: А. И. Богословской, В. Д. Глазера, В. С. Самсонова (отв. ред.). — М., Л., 1966.
64. Фоменко Л. Н. Развитие внимания взрослых (18-35 лет) // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01.-Л., 1972.
65. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. — Л., 1977.
66. Чолаков В. Ученые и открытия. — М., 1987.
67. Шапошникова В. А. Индивидуализация и прогноз в спорте. — Л., 1984.
68. Эббингауз Э. Основы психологии. — СПб., 1912.
69. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. — Л., 1988.
Глава 12
ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА
Выделение периода старения и разработка проблем геронтогенеза связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин, с возрастанием роли человеческого фактора в развитии общества. Постарение населения как один из основных демографических феноменов развитых стран выражается в возрастной структуре населения. Доля групп людей старше 60-65 лет составляет 11,8-21,9 % от общей численности населения в таких странах, как США, Великобритания, СССР [39]. При этом все отчетливее проявляется тенденция к возрастанию доли пожилых людей в демографической структуре общества. Так, данные прогноза американского ученого Э. Чарльза, приведенные в книге Э. Россет [39], показывают, что для населения Великобритании за период с 1935 по 2035 гг. число лиц старше 60 лет возрастет с 12,5 до 23,4 %, а доля лиц от рождения до 19 лет, напротив, уменьшится с 30,7 до 22,4 %. В 1995 г. старшая возрастная группа по сравнению с младшей будет преобладать по своей численности (соответственно 23,6 и 22,5 %). Процесс постарения населения определяется целым рядом факторов, основным из которых является тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах.
Согласно Международной классификации [16], выделены три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст для мужчин 60-74 года, для женщин — 55-74 года, старческий возраст — 75-90 лет, долгожители — 90 лет и старше. В современной антропологии и геронтологии используются различные классификации инволюционных периодов, основные из которых представлены в работе Б. Г. Ананьева [6]. Современные классификации отражают наметившуюся в новых исторических условиях тенденцию к замедлению процессов старения и их качественную разнородность.