Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая подготовка ребенка к школе как качественно новому периоду онтогенеза осуществляется одновременно по всем основным структурам человека, в процессе становления индивида, личности и субъекта деятельности, где наряду с их общим развитием выделяются и усиливаются те свойства и функции, которые необходимы учащимся в условиях школьного обучения.
Направленность на учебную деятельность определяет особенности гетерохронии психического развития в целом и внутри отдельных структур. Специфика общей подготовки на уровне индивидных психофизиологических функций выражена в интенсивном процессе их социализации, в появлении новых свойств, которые в своей совокупности приводят к формированию новых произвольных и вербальных форм памяти, внимания, произвольных форм психомоторики, перцепции, представлений и к возможности произвольной регуляции эмоциональной и сенсорной сфер, проявлений темпераментных особенностей и многих других индивидных психофизиологических образований. По темпам своего развития социализированные психические образования, как отмечалось ранее, опережают онтогенез первоначальных естественных форм психики. Гетерохрония такого рода лежит в основе психологической готовности к учебной деятельности, которая может осуществляться лишь при наличии у ребенка способности к произвольному управлению своим поведением. К моменту поступления в школу произвольность, формирующаяся посредством речи, становится определяющей чертой индивидной психофизиологической организации, охватывая в той или иной степени все ее компоненты.
В психологический комплекс готовности к школьному обучению входят специфические новообразования, необходимые для осуществления самой учебной деятельности. К ним относятся развитие начальных форм социальной перцепции и коммуникативного потенциала, с одной стороны, и усвоение элементарных форм умственных действий (например, счет) — с другой. Генез социальной перцепции коммуникативного потенциала в дошкольном возрасте показан в исследованиях А. А. Бодалева [10], А. М. Щетининой [66], Р. А. Максимовой [37].
Генез личности в дошкольном возрасте включает начало процесса формирования разного рода отношений к социальному окружению, к различным видам деятельности, что означает появление новообразований в плане общего развития. В их первоначальном виде развиваются доброта, справедливость, ответственность и другие нравственные качества. Дети начинают различаться по степени выраженности у них того или иного качества. Индивидные свойства и характеристики личности и субъекта деятельности начинают выступать в старшем дошкольном возрасте в качестве регуляторов поведения, деятельности и поэтому фиксируются как самими детьми, так и их родителями, а также воспитателями детского сада. В работе В. Н. Малашенковой [38], выполненной под нашим руководством, воспитателями и родителями детей 5 и 6 лет были дифференцированно оценены с точки зрения их выраженности такие качества, как впечатлительность, усидчивость, исполнительность, наблюдательность, любознательность, самостоятельность, организованность и др.
В дошкольный период появляется отчетливо выраженная направленность на школу, включающая положительное отношение к ней, заинтересованность процессом обучения и познания, интерес к знаниям, желание стать школьником, что означает формирование нового специфического комплекса, включающего в себя характеристики личности и субъекта учебной, познавательной, коммуникативной, трудовой деятельности. О том, что направленность на школу усиливается к концу дошкольного возраста, свидетельствуют, в частности, данные И. В. Имедадзе [27], которая получила следующее число ответов на вопрос: «Что предпочитаешь, играть или учиться?» — у детей 5-7 лет. В группе 5 лет 8 мес. — 6 лет 2 мес. 50 % детей предпочитало играть, а 36,7 % — учиться. В группе 6 лет 8 мес. — 7 лет 2 мес. количество детей, выбирающих учение, составило 60 %, а предпочитающих игру — всего 30 %.
При изучении сложного комплекса школьной направленности выявляется взаимосвязанность ее элементов и интеллектуальных функций. В исследовании Л. Г. Стрепа-чевой (1984), выполненном под нашим руководством, изучались ценностные ориентации и интересы детей 6 лет. У детей, находящихся в детском саду, образуется целостная интеллектуальная структура, где большинство функций тесно связаны между собой. Интерес к школе непосредственно соотносится с уровнем вербального развития (словарный запас) и опосредованно — с общим показателем интеллекта, суммарным показателем невербального развития (тест Кеэса) и скоростью усвоения нового материала. Через эти показатели интерес к учебе соотносится и с другими тесно связанными между собой интеллектуальными функциями, такими, как комбинаторное мышление, воображение, точность и объем восприятия. В то же время направленность на школу опосредованно (с отрицательным знаком) связана через интеллектуальные показатели с игровыми интересами.
Результаты комплексного изучения школьной направленности показывают ее доминирующий характер по сравнению с игровыми интересами. Разнообразие взаимосвязей показателей школьной направленности с интеллектуальными функциями свидетельствуют о сложном психологическом обеспечении ее формирования у детей шестилетнего возраста еще до поступления в школу. Такого рода познавательно-мотивационные корреляционные структуры являются одними из существенных элементов психологической готовности к школе. Они представляют собой многокомпонентное, иерархическое образование из индивидных и личностных характеристик, которое включает в себя отдельные свойства субъекта познания, общения. В первоначальном виде эти структуры складываются к концу дошкольного периода.
Гетерохрония в развитии разного рода психологических характеристик, процессы их структурирования приводят к образованию готовности к школе как определенной функциональной системы, обусловленной спецификой будущей сложной учебной деятельности, где одним из основных компонентов является направленность на процесс обучения. В ходе исследований выявилось принципиальное сходство основных звеньев корреляционных структур шестилетних детей детского сада и школьников подготовительного класса того же возраста [58]. Это свидетельствует о готовности к школьному обучению шестилетних детей, находящихся в детском саду. Так же как и в группе детей детского сада, в школьной группе направленность на учение тесно связана с речевым развитием и через него — с другими показателями интеллекта. Сходство обеих групп выражено также и в том, что игровой интерес в каждой из них не имеет каких-либо положительных связей с познавательными функциями и с другими видами интересов, включая школьную направленность.
В то же время при переходе из детского сада в школу происходят значительные изменения не только в отношениях ребенка к окружающему миру, к себе, но и во внутренней структуре психофизиологических функций и личностных характеристик. Структурные преобразования являются одними из существенных проявлений процесса психологической адаптации к новым факторам развития, к учебной деятельности в условиях школьного обучения. В результате анализа данных, полученных при исследовании школьников, подготовительного класса, Л. Г. Стрепачевой были показаны образование новых комплексов связей и значительные изменения интеллектуальной структуры и личностных характеристик ребят при сокращении общего числа связей (в 2 раза). Существенные преобразования корреляционной структуры свидетельствуют о ее перестройке в новых условиях жизнедеятельности в направлении усиления роли различных аспектов мышления (логического и комбинаторного). В то же время наблюдается усиление связи одного из важных показателей вербального развития — словарного запаса — со школьной мотивацией. Первый год обучения в школе детей 6 лет характеризуется не только значительным улучшением психофизиологических функций, но и перестройкой структуры их интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер, что составляет существенный компонент психологического обеспечения учебной деятельности.
В дошкольном периоде происходит становление сложной многоуровневой психической организации, когда наряду с появлением нового социализированного уровня психофизиологических функций в индивидной системе с их новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредствованность) складываются новые сложные психические образования, такие как личность и субъект общения, познания и деятельности. Формирование этой организации обусловливается включением ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации [2]. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Вопросы для повторения и размышлений
1. В каких направлениях происходит социальное и естественное, «натуральное» развитие психики в дошкольный период?
2. Каковы психологические эффекты социализации индивидных свойств дошкольника?
3. В чем, в каких показателях выражены психологические эффекты становления личности, субъекта общения, познания и деятельности?
4. Назовите ведущую психическую форму, с которой связано своеобразие дошкольного периода и показать, в чем проявляется ее влияние на развитие других психических образований.
5. Укажите основные детерминанты, определяющие многообразие и сложность психического развития дошкольника.
6. Как следует использовать в воспитательных целях знание о регулирующей роли представлений в психическом развитии дошкольника?
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрелева М. М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте//Дисс.... канд. наук: 19.00.07. -Л., 1988.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
4. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980. —Т. 1.
5. Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет//Дисс.... канд. наук. — М., 1959.
6. Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. — 1958.-К» 2.
7. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.
8. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. —Л., 1970.
9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1980.
10. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983.
11. Божович Л. И. Этапы развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. -№ 2.
12. Борисова 3. Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста // Учен. зап. ЛГПИ, — Л., 1956. — Т. 126.
13. Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 1969.
14. Ветер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Онтогенез перцептивных действий: Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожца. — М., 1967.
15. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. — М., 1984.
16. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1967.
17. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6т. - М., 1982-1984. - Т. 4.
18. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. — 1969. — № 1.
19. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
20. Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. — Минск, 1985.
21. Гуревич К. М. Развитие волевых действий у детей младшего дошкольного возраста // Дисс.... канд. наук. — М., 1940.
22. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. - М., 1978.
23. Ендовицкая Т. В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 64.
24. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1986.
25. Зинченко П. И. О формировании непроизвольного и произвольного запоминания // Советская педагогика. — 1954. — № 4.
26. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
27. Имедадзе И. В. Изучение мотивационно-волевой готовности шестилеток к школьному обучению // Дисс.... канд. наук. — Тбилиси, 1978.
28. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М., 1959.
29. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах, — Минск, 1976.
30. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
31. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
32. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983.
33. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
34. Лубовскии В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей, — М., 1978.
35. Лурия А. Р. Сознательное действие, его происхождение и его мозговая организация // Вопросы психологии. — 1969. — № 5.
36. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1959.
37. Максимова Р. А. О познании дошкольниками самих себя и своих сверстников // Учен, зап. Ленингр. ун-та. Сер. Психологические науки. — Л., 1970. — Вып. 2. — № 352.
38. Малашенкова В. Н. Об индивидуально-типологических комплексах психической готовности детей к школе: Психологические проблемы индивидуальности: В 3 вып. / Редколл.: Б. Ф. Ломов, А. А. Крылов и др. — М.; Л., 1984. Вып. 2.
39. Морозова Н. Г. Развитие отношения детей дошкольного возраста к словесному заданию// Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 14.
40. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. - 1980. -№ 5.
41. Неверович Я. 3. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 64.
42. Неверович Я. 3. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1965.
43. Нечаева В. Г. Роль обучения в развитии интереса к конструктивной деятельности // Дисс.... канд. наук. — М., 1948.
44. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. — М., 1980.
45. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. — М., 1969.
46. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.
47. Прессман А. А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа ребенка: Проблемы психологии / Под ред. Б. Г. Ананьева. — Л., 1948.
48. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред.: А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964.
49. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1965.
50. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1986.
51. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. — М., 1986.
52. Репина Т. А., Горяинова А. Ф. Ценностные ориентации и оценочные отношения в дошкольном возрасте: Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978.
53. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М., 1988.
54. Розенгарт-Пупко В. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. — М., 1948.
55. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
57. Рыбалко Е. Ф. Генетические ступени развития коммуникативной потребности в дошкольном периоде: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. — Л„ 1973.
58. Рыбалко Е. Ф., Стрепачева Л. Г. Особенности интеллектуальных функций и интересов детей шести лет: Психологические проблемы индивидуальности / Ред-колл.: Б. Ф. Ломов, А. А. Крылов и др. — М., Л., 1985. — Вып. 3.
59. Стрелянова Н. И. Индивидуальные особенности и различие воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Учен. зап. Омского ГПИ. - Омск, 1963. - Вып. 19.
60. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
61. Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. - М., 1985. - Т. 1.
62. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М., 1981.
63. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. — М., 1979.
64. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967.
65. Циванюк Н.А. Особенности понимания сказки у детей от 3 до 5 лет//Дисс.... канд. наук. - М., 1953.
66. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека//Дисс.... канд. наук: 19.00.07. — Л., 1984.
67. Элъконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.
68. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.
69. Элъконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка. — М., 1978.
70.Якобсон П. М. Психология чувств детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1957. — № 1.
71. Якобсон С. Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1957. — № 3.
72.Якобсон С. Г., Шур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. — М., 1977.
73. Якобсон С. Г. .Психологические проблемы этического развития. — М., 1984.
Глава 10 ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Период обучения в школе является качественно новым этапом психического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее самого школьника.
Прежде всего следует подчеркнуть, что это — этап интенсивного социального развития психики, ее основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразованиях в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности. Психическое развитие в условиях школы осуществляется в процессе социально значимой, сложно организованной, многоступенчатой и многопредметной деятельности и, таким образом, приобретает социально выраженный характер. Соединение в учебном процессе познавательной деятельности с трудовой подготовкой и нравственным, а также эстетическим воспитанием означает вмес-• те с тем усиление социального развития по всем его направлениям. Отмечая важность учения в течение всей жизни человека, С. Л. Рубинштейн писал, что в школьные годы учению принадлежит особенно существенная роль; к этому периоду полностью можно отнести следующее положение: ребенок развивается, обучаясь. По мнению психолога, «в этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек» [61, с. 616].
Раскрывая факторы индивидуально-психологического развития на отдельных его этапах, Б. Г. Ананьев [4] определил состав учения как сложное образование, включающее основные формы деятельности, посредством которых осуществляется социальная детерминация многих сторон психического развития. Он писал о том, что учение выступает эффектом взаимосвязей общения и познания и вместе с тем важным средством дальнейшей эволюции каждой из этих основных форм. По направленности и содержанию учение является познавательной деятельностью. Оно трактуется как специфическое для человека усвоение общественного опыта путем интерио-ризации накопленного человечеством фонда знаний и трудового опыта. В этом смысле «учение отражает процесс слияния общественного с индивидуальным, формирования индивидуальности посредством содержания и методов обучения и воспитания» [4, с. 162].