Активность человека как личности и субъекта деятельности

В структуре образа жизни основную роль играет активность человека как личности и субъекта деятельности, сознательно организующего свой образ жизни и вносящего в него свои изменения. «Социально-психологический анализ образа жизни, — отме­чал В. А. Ядов, — призван выявить механизмы саморегуляции субъекта, связанные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизнен­ными ориентациями, а также с его отношением к социальным нормам» [53, с. 93]. Все эти компоненты личности, выражающие ее активность как субъекта общественного поведения и своего образа жизни, оказывают существенное влияние и на продолжи­тельность жизни человека. К числу важнейших психических регуляторов отношений с социальной средой относится эмоционально-волевой фактор. В эмоциональной сфе­ре человека отражаются изменения в его жизнедеятельности на индивидном и лично­стном уровнях как субъекта различных видов деятельности, общения и познания, что вызывает чувство комфортности или дискомфортности. Хроническое перенапряже­ние приводит к функциональным сдвигам не только в самой центральной нервной системе, но и во всем организме, что непосредственно сказывается на продолжитель­ности жизни. На течение всего онтогенеза большое влияние оказывает нервно-психический фактор. Опыты М. К. Петровой [51] продемонстрировали роль коры боль­ших полушарий головного мозга в регуляции нервной трофики. Так, у животных (со­бак) ослабление нервной системы достигалось путем систематического предъявле­ния им без отдыха разного рода трудных задач. В результате в экспериментальной группе проявились ранние признаки старения (поражение кожного покрова, шерсти) и наступление смерти в 13-15 лет, в то время как в контрольной группе животных смерть наступала на 2-4 года позже.

Выясняя влияние стрессовых ситуаций на развитие старения и на продолжитель­ность жизни, И. В. Вержиковская и В. В. Фролькис [68]провели три эксперимента на крысах. Одну группу животных поместили в условия покоя, где не было звуковых, световых и иных раздражителей. Другую группу периодически подвергали действию раздражителей, давали мышечные нагрузки, извлекали из клеток, вызывая тем самым кратковременные стрессы. У третьей группы стрессовые ситуации возникали часто; они следовали друг за другом, например при раздражении электрическим током, и бы­ли значительны. В результате оказалось, что продолжительность жизни крыс второй группы была больше, чем в остальных группах. Исходя из этих данных, авторы при­шли к выводу, что укорочению сроков жизни способствуют крайние ситуации, созда­ющие, с одной стороны, условия для снижения активности и недогрузки функций и, с другой — перенапряжение центральной нервной системы. В то же время оптималь­ные нагрузки, периодическое эмоциональное напряжение благоприятно воздейству­ет на приспособительные возможности организма и в конечном счете на продолжи­тельность жизни.

О роли фактора творческой активности в сохранности человека и его долголетии свидетельствуют данные, согласно которым продолжительность жизни выдающих­ся ученых и деятелей искусства больше средней на 3-3,5 года. Как пишет Л. А. Рудкевич [58], лица творческого труда в меньшей степени подвержены наиболее распрост­раненному заболеванию пожилого возраста — атеросклерозу сосудов головного мозга. Среди выдающихся ученых и деятелей искусства редко встречается та или иная фор­ма старческой деменции. И это не случайно, поскольку их деятельность требует мак­симальных умственных затрат, включенности всех систем интеллекта и личности. По­этому у представителей творческого труда, как правило, не наблюдается спада ум­ственной активности до самого преклонного возраста. Вся система их интеллекта характеризуется устойчивостью к старению и длительной сохранностью. О высо­кой работоспособности ученых и деятелей искусства в пожилом и старческом воз­расте свидетельствуют их гениальные научные труды и художественные произве­дения. С. Пако [47] нашла корреляционную связь между одаренностью и жизнеспо­собностью в показателях активного долголетия.

Включение человека в активную общественную и профессиональную деятель­ность способствует сохранности его интеллекта и личности до глубокой старости. Б. Г. Ананьев писал о том, что «существует несомненная связь между более или ме­нее ранним прекращением труда и преждевременным старением, поскольку труд и другие виды деятельности играют решающую роль в сохранении и восстановлении психофизических сил человека. Позднее завершение деятельности является, как по­казала современная геронтология, одним из главных факторов «удлинения жизни», долголетия... Длительное сохранение общей трудоспособности является главным показателем жизнеспособности долголетних людей потому, что в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся» [3, с. 324]. Таким образом, удлинение жизни возможно при развитии и накоплении потен­циальных возможностей и ресурсов человека в результате взаимосвязей таких потен­циалов человеческого развития, как общая и профессиональная трудоспособность, общие и специальные способности, одаренность и жизнеспособность человека.

Основная тенденция, выразившаяся в удлинении средней продолжительности жизни в условиях научно-технического прогресса, выявляет возрастающее значение личностного фактора как главного регулятора жизнедеятельности и образа жизни че­ловека.

Увеличение длительности жизни, являясь первоначально необходимым услови­ем для реализации всех потенциальных возможностей индивидуального развития, само зависит от усиления роли психического фактора в процессе становления и со­вершенствования образа жизни человека. В связи с усилением роли сознания, воли и саморегуляции человека как личности, субъекта деятельности и индивидуально­сти, разумно строящего свое поведение, деятельность и образ жизни, определенный интерес представляет так называемая «анкета долголетия» Р. Коллинза, где показа­но, что возможная продолжительность жизни каждого человека во многом опреде­ляется им самим. Называя как положительные, так и отрицательные (курение, алко­голь) факторы, он вместе с тем не включил в анкету в качестве важнейшего фактора долголетия трудовую деятельность.

Индивидуальная продолжительность жизни является результатом возрастной ди­намики различных показателей развития, в. том числе психической эволюции. Она, как было показано выше, выявляется путем микрохронологического анализа жизнен­ного цикла и характеризуется определенными хронологическими закономерностя­ми, гетерохронностью и неравномерностью. Изучение этих закономерностей долж­но способствовать прогнозированию продолжительности жизни человека.

Наши рекомендации