Лекция 16. Специфика психического развития ребенка
Как известно, объект может изменяться, но при этом − не развиваться. Рост, например, – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше–больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени.
Главная характеристика роста– это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Х. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них:
дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента;
появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;
перестройка связей между различными сторонами объекта.
Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:
Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования.
Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.
Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.
Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления − принцип развития.
Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. В психологии идея развития психики как в филогенезе, так и в онтогенезе получила распространение лишь в конце XIX в. К. Бюлер в своей концепции развития психики перенес на социальное развитие ребенка биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля. Согласно этому закону онтогенез во внутриутробном состоянии есть краткое и сжатое повторение филогенеза. Современное представление о психическом развитии усматривает его причины в различных биологических и социальных факторах, в неповторимости пути становления каждой личности. В психологии выделяют несколько типов развития.
Эволюционное развитие − появление нового по сравнению с предыдущим этапом новообразования возрастных периодов).
Инволюционные изменения − утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.
Гетерохронное развитие – разновременное проявление психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.
Биологическое развитие − развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.
Социальное развитие − развитие человека под взаимосвязанным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности личности и др.
Специальное развитие − развитие психических функций, процессов, свойств личности в условиях профессиональной подготовки.
Становление личности выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы развертывания, самоопределения, самореализации, включающий в себя все виды названных типов развития.