Коррекция произношения звука Й.

Коррекция произношения звука Й.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.

Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................................................ 4

Характеристика звука Й............................................................................................................ 5

Занятие 1.................................................................................................................................... 7

Занятие 2.................................................................................................................................... 9

Занятие 3................................................................................................................................. 11

Занятие 4................................................................................................................................. 13

Занятие 5................................................................................................................................. 14

Занятие 6................................................................................................................................. 16

Занятие 7................................................................................................................................. 18

Занятие 8................................................................................................................................. 20

Занятие 9................................................................................................................................. 22

Занятие 10............................................................................................................................... 25

Занятие 11............................................................................................................................... 26

Занятие 12............................................................................................................................... 29

Занятие 13............................................................................................................................... 31

Занятие 14............................................................................................................................... 34

Занятие 15............................................................................................................................... 37

Занятие 16............................................................................................................................... 39

2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42

Занятие 17............................................................................................................................... 42

Занятие 18............................................................................................................................... 43

Занятие 19............................................................................................................................... 46

Занятие 20............................................................................................................................... 48

Занятие 21............................................................................................................................... 50

Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53

Предисловие

В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.

В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.

В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.

Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.

При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

Характеристика звука Й

Артикуляция звука Й

При произношении звука Й:

губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;

кончик языка упирается в нижние резцы;

спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;

мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук Й [j] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:

1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка

2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:

яма моя маяк
ёлка моё поёт
юла пою поют
ехать фойе поезд

Характеристика звука Й

согласный

щелевой

среднеязычный (средненебный)

сонорный (звонкий)

мягкий

Нарушение произношения звука Й

Йотацизм—

а) отсутствие звука;

б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'

при нисходящей йотации: при восходящей йотации:

мои — «мои» яма — «иама»
мой — «моль» яма — «ляма»
мой — «мозь» яма — «зяма»
мой — «мохь» яма — «хяма»

Подготовительные артикуляционные упражнения[1]

«Улыбка» с сомкнутыми губами.

«Улыбка» с разомкнутыми губами.

«Лопатка».

«Накажем непослушный язык».

«Киска сердится».

Постановка звука Й

(После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л').

I способ — по подражанию:

а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;

б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:

иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа

ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо

иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу

иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ

II способ — механический,используется в трудных случаях.

Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.

Занятие 1

Занятие 2

Артикуляционная и пальчиковая разминка.

2. Произнесение звука Й.

Занятие 3

Занятие 4

1. Артикуляционная и пальчиковая разминка, упражнения для профилактики нарушений зрения[2].

Повторение скороговорки «Ёжик».

Печатание букв, обозначающих дифтонги.

 
  Коррекция произношения звука Й. - student2.ru

образец

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Занятие 11

Занятие 12

Заучивание скороговорки

Андрей — воробей!

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Коррекция произношения звука Й. - student2.ru
за- от- при- под- вы- пере- по- до- у- об- об-
Коррекция произношения звука Й. - student2.ru Коррекция произношения звука Й. - student2.ru 6. Игра «Подбери подходящее начало слов» — упражнение в образовании приставочных глаголов:

           
 
-крой
   
-строй
     
-клей
 
 

клей

7. Игра «Путаница»—преобразование деформированной фразы.

Образец:

Андрей, дверь, открой —

Андрей, открой дверь.

Анатолий, попугай, покупать, не —

Анатолий, не покупай попугая.

Евгений, голуби, гонять, не —

Евгений, не гоняй голубей.

Василий, песня, пой, звонкая —

рассказ, Андрей, интересный, прочитай —

Тимофей, мелодия, отгадай, весёлая —

буря, окна, Юрий, после, настежь, открой —

Китай, Аркадий, в, на, каникулы, побывай —

8. Игра «Телеграф» — деление слов на слоги с помощью хлопков (см. полные имена из упражнения 3).

9. Игра «Эхо» — выделение ударного слога (см. слова из упражнения 3).

10. Повторение скороговорки (упражнение 5).

11. Аппликация из геометрических форм «Воробей».

 
  Коррекция произношения звука Й. - student2.ru

Образец:

Занятие 13

Занятие 14

Занятие 15

Занятие 16

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Занятие 21

Составление схем этих слов.

7. Выделение из стихотворения И.А. Бунина слов с мягким звуком Л':

лес, зеленеет, колокольчики, зелёной, долинах

8. Игра «Эхо» — выделение в этих словах ударного слога.

9. Спряжение в настоящем времени:

Слушать до рассвета пение соловья в лесной чаще.

10. Изменение признаков по образцу (образование сравнительной степени прилагательных):

зелёный лес — ещё зеленее

кудрявый лес — ещё кудрявее

тёмный лес — ещё темнее

дремучий лес — ещё дремучее

холодная погода — ещё холоднее

свежий ветер — ещё свежее

тёплая весна — ещё теплее

длинный пояс — ещё длиннее

светлая юбка — ещё светлее

глупый ягнёнок — ещё глупее

новая майка — ещё новее

милый зайка — ещё милее

белый зайка — ещё белее

умный олень — ещё умнее

храбрый мальчик — ещё храбрее

фиолетовый колокольчик — ещё фиолетовее

пугливый цыплёнок — ещё пугливее

11. Счёт —2 « 20:

иллюстрация к стихотворению

12. Рисование иллюстрации к стихотворению о весне И.А. Бунина (из упражнения 2).

ВЕСНА

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

А.А. Фет

ЖАВОРОНОК

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

Коррекция произношения звука Й. - student2.ru
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

— Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

В. А. Жуковский

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей...

А.Н. Майков

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф.И. Тютчев

* * *

Сторона моя родимая,

Велики твои страдания,

Но есть мощь неодолимая,

И полны мы упования:

Не пойдет волной обратною

Волга-матушка раздольная,

И стезею благодатною

Русь помчится вольная!

Н.П. Огарев

Коррекция произношения звука Й. - student2.ru
ДЕТСТВО

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой...

И.З. Суриков

СТЕПЬ

Едешь, едешь — степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху, над степью,

Тишина немая...

И.З. Суриков

Коррекция произношения звука Й. - student2.ru
* * *

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака...

С.А. Есенин

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

С.А. Есенин

КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо светит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю...

М. Ю. Лермонтов

Коррекция произношения звука Й. - student2.ru
ПАРУС

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом —

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит;

Увы! — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя;

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит!

А.С. Пушкин

* * *

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Коррекция произношения звука Й. - student2.ru
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы...

А.С. Пушкин

[1] См.: Коноваленко В.Д„ Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». - М., 1998.

[2] См : Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». - М., 1998.

Коррекция произношения звука Й.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.

Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................................................ 4

Характеристика звука Й............................................................................................................ 5

Занятие 1.................................................................................................................................... 7

Занятие 2.................................................................................................................................... 9

Занятие 3................................................................................................................................. 11

Занятие 4................................................................................................................................. 13

Занятие 5................................................................................................................................. 14

Занятие 6................................................................................................................................. 16

Занятие 7................................................................................................................................. 18

Занятие 8................................................................................................................................. 20

Занятие 9................................................................................................................................. 22

Занятие 10............................................................................................................................... 25

Занятие 11............................................................................................................................... 26

Занятие 12............................................................................................................................... 29

Занятие 13............................................................................................................................... 31

Занятие 14............................................................................................................................... 34

Занятие 15............................................................................................................................... 37

Занятие 16............................................................................................................................... 39

2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42

Занятие 17............................................................................................................................... 42

Занятие 18............................................................................................................................... 43

Занятие 19............................................................................................................................... 46

Занятие 20............................................................................................................................... 48

Занятие 21............................................................................................................................... 50

Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53

Предисловие

В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.

В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.

В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.

Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.

При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

Характеристика звука Й

Артикуляция звука Й

При произношении звука Й:

губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;

кончик языка упирается в нижние резцы;

спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;

мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук Й [j] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:

1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка

2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:

яма моя маяк
ёлка моё поёт
юла пою поют
ехать фойе поезд

Характеристика звука Й

согласный

щелевой

среднеязычный (средненебный)

сонорный (звонкий)

мягкий


Наши рекомендации