Коррекция произношения звука Й.
Коррекция произношения звука Й.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.
Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................................................................ 4
Характеристика звука Й............................................................................................................ 5
Занятие 1.................................................................................................................................... 7
Занятие 2.................................................................................................................................... 9
Занятие 3................................................................................................................................. 11
Занятие 4................................................................................................................................. 13
Занятие 5................................................................................................................................. 14
Занятие 6................................................................................................................................. 16
Занятие 7................................................................................................................................. 18
Занятие 8................................................................................................................................. 20
Занятие 9................................................................................................................................. 22
Занятие 10............................................................................................................................... 25
Занятие 11............................................................................................................................... 26
Занятие 12............................................................................................................................... 29
Занятие 13............................................................................................................................... 31
Занятие 14............................................................................................................................... 34
Занятие 15............................................................................................................................... 37
Занятие 16............................................................................................................................... 39
2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42
Занятие 17............................................................................................................................... 42
Занятие 18............................................................................................................................... 43
Занятие 19............................................................................................................................... 46
Занятие 20............................................................................................................................... 48
Занятие 21............................................................................................................................... 50
Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие
В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.
В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.
В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.
Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.
При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».
Характеристика звука Й
Артикуляция звука Й
При произношении звука Й:
губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;
кончик языка упирается в нижние резцы;
спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;
мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Звук Й [j] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:
1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка
2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
яма | моя | маяк |
ёлка | моё | поёт |
юла | пою | поют |
ехать | фойе | поезд |
Характеристика звука Й
согласный
щелевой
среднеязычный (средненебный)
сонорный (звонкий)
мягкий
Нарушение произношения звука Й
Йотацизм—
а) отсутствие звука;
б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).
Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'
при нисходящей йотации: при восходящей йотации:
мои — «мои» | яма — «иама» |
мой — «моль» | яма — «ляма» |
мой — «мозь» | яма — «зяма» |
мой — «мохь» | яма — «хяма» |
Подготовительные артикуляционные упражнения[1]
«Улыбка» с сомкнутыми губами.
«Улыбка» с разомкнутыми губами.
«Лопатка».
«Накажем непослушный язык».
«Киска сердится».
Постановка звука Й
(После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л').
I способ — по подражанию:
а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;
б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;
в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:
иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа
ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо
иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу
иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ
II способ — механический,используется в трудных случаях.
Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:
за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.
Занятие 1
Занятие 2
Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнесение звука Й.
Занятие 3
Занятие 4
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка, упражнения для профилактики нарушений зрения[2].
Повторение скороговорки «Ёжик».
Печатание букв, обозначающих дифтонги.
образец
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Заучивание скороговорки
Андрей — воробей!
Не гоняй голубей!
Гоняй галочек
Из-под палочек.
|
|
| |||||
| |||||
| |||||
клей
7. Игра «Путаница»—преобразование деформированной фразы.
Образец:
Андрей, дверь, открой —
Андрей, открой дверь.
Анатолий, попугай, покупать, не —
Анатолий, не покупай попугая.
Евгений, голуби, гонять, не —
Евгений, не гоняй голубей.
Василий, песня, пой, звонкая —
рассказ, Андрей, интересный, прочитай —
Тимофей, мелодия, отгадай, весёлая —
буря, окна, Юрий, после, настежь, открой —
Китай, Аркадий, в, на, каникулы, побывай —
8. Игра «Телеграф» — деление слов на слоги с помощью хлопков (см. полные имена из упражнения 3).
9. Игра «Эхо» — выделение ударного слога (см. слова из упражнения 3).
10. Повторение скороговорки (упражнение 5).
11. Аппликация из геометрических форм «Воробей».
Образец:
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Составление схем этих слов.
7. Выделение из стихотворения И.А. Бунина слов с мягким звуком Л':
лес, зеленеет, колокольчики, зелёной, долинах
8. Игра «Эхо» — выделение в этих словах ударного слога.
9. Спряжение в настоящем времени:
Слушать до рассвета пение соловья в лесной чаще.
10. Изменение признаков по образцу (образование сравнительной степени прилагательных):
зелёный лес — ещё зеленее
кудрявый лес — ещё кудрявее
тёмный лес — ещё темнее
дремучий лес — ещё дремучее
холодная погода — ещё холоднее
свежий ветер — ещё свежее
тёплая весна — ещё теплее
длинный пояс — ещё длиннее
светлая юбка — ещё светлее
глупый ягнёнок — ещё глупее
новая майка — ещё новее
милый зайка — ещё милее
белый зайка — ещё белее
умный олень — ещё умнее
храбрый мальчик — ещё храбрее
фиолетовый колокольчик — ещё фиолетовее
пугливый цыплёнок — ещё пугливее
11. Счёт —2 « 20:
иллюстрация к стихотворению
12. Рисование иллюстрации к стихотворению о весне И.А. Бунина (из упражнения 2).
ВЕСНА
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А.А. Фет
ЖАВОРОНОК
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
|
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
— Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
В. А. Жуковский
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей...
А.Н. Майков
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф.И. Тютчев
* * *
Сторона моя родимая,
Велики твои страдания,
Но есть мощь неодолимая,
И полны мы упования:
Не пойдет волной обратною
Волга-матушка раздольная,
И стезею благодатною
Русь помчится вольная!
Н.П. Огарев
|
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой...
И.З. Суриков
СТЕПЬ
Едешь, едешь — степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая...
И.З. Суриков
|
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака...
С.А. Есенин
ЧЕРЕМУХА
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
С.А. Есенин
КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо светит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю...
М. Ю. Лермонтов
|
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом —
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит;
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю. Лермонтов
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя;
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит!
А.С. Пушкин
* * *
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
|
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы...
А.С. Пушкин
[1] См.: Коноваленко В.Д„ Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». - М., 1998.
[2] См : Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». - М., 1998.
Коррекция произношения звука Й.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'.
Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................................................................ 4
Характеристика звука Й............................................................................................................ 5
Занятие 1.................................................................................................................................... 7
Занятие 2.................................................................................................................................... 9
Занятие 3................................................................................................................................. 11
Занятие 4................................................................................................................................. 13
Занятие 5................................................................................................................................. 14
Занятие 6................................................................................................................................. 16
Занятие 7................................................................................................................................. 18
Занятие 8................................................................................................................................. 20
Занятие 9................................................................................................................................. 22
Занятие 10............................................................................................................................... 25
Занятие 11............................................................................................................................... 26
Занятие 12............................................................................................................................... 29
Занятие 13............................................................................................................................... 31
Занятие 14............................................................................................................................... 34
Занятие 15............................................................................................................................... 37
Занятие 16............................................................................................................................... 39
2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42
Занятие 17............................................................................................................................... 42
Занятие 18............................................................................................................................... 43
Занятие 19............................................................................................................................... 46
Занятие 20............................................................................................................................... 48
Занятие 21............................................................................................................................... 50
Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие
В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.
В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии.
В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.
Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й.
При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».
Характеристика звука Й
Артикуляция звука Й
При произношении звука Й:
губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;
кончик языка упирается в нижние резцы;
спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;
мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Звук Й [j] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:
1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка
2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
яма | моя | маяк |
ёлка | моё | поёт |
юла | пою | поют |
ехать | фойе | поезд |
Характеристика звука Й
согласный
щелевой
среднеязычный (средненебный)
сонорный (звонкий)
мягкий