Как Вы думаете, чем отличаются понятия «обученность» и «образованность» или это почти одно и то же???
Человечество недавно перешагнуло два порога - нового, XXI века, и порог третьего тысячелетия. Главной характеристикой этого своеобразного двойного, локально-глобального, порога, как ни печально это сознавать, является кризис во всех сферах жизни мирового сообщества - в политической, экономической и общественной на национальных и региональных уровнях, в личной жизни многих миллионов людей.
Следствием первого является кризис самой системы высшего образования, который заключается в том, что современная высшая школа осуществляет обучение, развивает отдельные способности, «наполняет» студента информацией, формирует некоторые навыки, подготавливает к профессиональной деятельности, т.е. делает достаточно много, но, по общему признанию, не образовывает и не воспитывает.
К сегодняшнему времени произошло смешение понятий «обучение» и «образование». Однако на самых ранних этапах развития педагогической мысли эти понятия четко различались. Один из основоположников современной педагогики И.Г. Песталоцци еще в начале XIX столетия дал определение образованию: это гармоничное и равновесное развитие в процессе воспитания и обучения всех сил человека - нравственных, умственных и физических.
Задача высшего образования состояла в том, чтобы «приучить молодого своего адепта думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными приемами мысли, вырабатывать в вопросах, которые он изучает, личные взгляды, а не в том, чтобы обращать его голову в склад профессорских поучений». Классическое образование предполагало изучение древних языков (латыни и греческого), общей математики и других дисциплин, не имевших «профилирующего» значения, как было бы сказано о них сегодня, причем изучение древних языков составляло один из основных его признаков. Эта система образования, первоначальная организация которой заложена гуманистами, была нацелена на всестороннее развитие ума и воли учащихся, независимо от профессии и практической деятельности, усвоение ими единых для европейских народов элементов общего гуманного образования.
Однако со временем единство мира в глазах человека постепенно уходило на второй план, а на первый все больше выдвигалась техносфера. Менялся и масштаб человеческой деятельности - она стала охватывать все большее пространство, и в наши дни ее масштаб стал соизмерим с размерами не только Земли, но и Космоса.
В течение еще продолжающейся технократической эры человечество создало и научилось использовать не только себе во благо, но, к сожалению, очень часто и во вред, колоссальные производительные силы, достижения в области науки и техники. Эти достижения впервые в истории человечества обеспечивают реальные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей (подчас весьма неумеренных) всех жителей Земли.
Этот глобальный, общечеловеческий кризис как раз и является отражением и следствием неосознанного еще в полной мере процесса перехода человечества из одной эры развития цивилизации - эры технократической в новую эру, которую условно можно назвать эрой всеобщей одухотворенной цивилизации, эрой становления ноосферы.
К тридцатым годам прошлого столетия в связи с реализацией программ индустриализации и коллективизации во главу угла образования ставится обучение как процесс усвоения совокупности знаний, отождествляемый с профессиональным освоением основ наук. Главным образом это относится к высшему профессиональному образованию, задача которого - подготовить для общества необходимых ему специалистов.
В соответствии с этой тенденцией к середине шестидесятых годов отечественной педагогической наукой уже официально было дано свое понятие образования. Теперь оно понимается как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, ... обучение в системе различных учебных заведений, ... самообразование».
Высшее образование рассматривается как совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки и культуры в высших школах различного типа, куда принимаются лица, успешно окончившие средние учебные заведения.
Ставшие зримыми в начале семидесятых годов кризисные явления в природе потребовали следующего уточнения понятия образованности, т.к. традиционного представления, сложившегося к концу XIX века и «испорченного» впоследствии технократизмом, стало уже недостаточно. Поэтому утвержденным 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978 г. определением под образованием уже понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. То есть в современных условиях нужно вести речь о новых уровнях образованности, в соответствии с теми реалиями, в рамках которых разворачивается деятельность специалиста. Кратко говоря, это образованность по отношению к техносфере и ноосфере.
Кроме того, образованность обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живёт и осуществляет свою Деятельность;
Обученность же представляет собой готовность к профессиональной деятельности. «Отставание образованности от обученности неминуемо ведет к утрате истинного смысла деятельности человека. Из-за разрыва между способностью к действиям и невозможностью предсказать их последствия утрачивается соразмерность человека и его бытия. И сегодня этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб образованности».
Образованность отнюдь не означает только знание конкретных фактов или умений. Эразм Роттердамский до сих пор считается образцом образованности не потому, что он много знал, а потому, что он способен был на основе знаний своего времени сформировать целостную, или, как сейчас говорят, интегративную, картину мира. Именно подменой (а не гармоничным сочетанием) понятий «обучение» и «образование» объясняется кризис системы образования.
Другими словами, понятию «образование» противостоит не естественнонаучное и техническое образование, которое может быть высокогуманным, а натаскивание, профессионально-функционерская подготовка .