В результате использования рабочей программы
за 2014-2015 год было отмечено, что:
a. в процессе логопедических занятий осуществлялась коррекция ФФНР с одновременным обучением детей грамоте и подготовкой к школе;
b. дошкольникам с ФФНР оказывалась значительная квалифицированная логопедическая помощь в условиях массового детского сада;
c. дети с ФФНР стали меньше болеть простудными заболеваниями при систематическом выполнении дыхательных упражнениях на логопедических занятиях;
d. дети с ФФНР в виде игровых занятий осваивали работу с компьютером, компьютерными играми;
e. параллельно формировалась совместная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи;
f. в ходе работы у детей с ФФНР значительно повысилась самооценка, улучшилось взаимоотношение детей со сверстниками;
g. на логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР увеличилось общее усвоение программного материала детского сада, особенно обучение грамоте и развитие связной речи;
h. возросла активность дошкольников на логопедических занятиях по подготовке к школе, уменьшилось количество ошибок при устных ответах, а так же при написании слов и предложений.
На основании данных выводов можно сделать заключение о том, что целесообразно продолжить в дальнейшем коррекционные занятия для детей с ФФНР в условиях дошкольного логопункта.
Проведение системных целенаправленных логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР благотворно влияет на звукопроизношение, на развитие звукового анализа, лексико-грамматического строя речи, а так же на развитие связной речи.
Выводы сделаны на основе аналитических отчетов за последние три учебных года, а так же на основе собственного педагогического опыта работы
с дошкольниками в условиях логопункта.
Перечень нормативно-правовых документов:
1. Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4).
2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2 (Приложение 5) – Вестник образования. 2001 г. № 2.
3. Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.
4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212). Вестник образования. 2000 г. № 10.
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №677с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями от 14 февраля 1997 г. №179, от 23 декабря 2002 г. № 919).
6. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №1204, с изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002 г. № 919).
7. Инструктивное письмо от 02.07.1998 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».
8. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65.
VI. Список используемой литературы:
1. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия». М., 2005.
2. Т.А. Ткаченко « Развитие навыков звукового анализа слова». М., 2005.
3. Т.А. Ткаченко «Развитие лексико-грамматических представлений». М.,2005.
4. Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи». М., 2005
5. Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». М., 2005.
6. Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь». М., 2012.
7. Е.М. Косинова «Лексическая тетрадь». М., 2012.
8. Е.В. Колесникова – рабочие тетради: «Я начинаю читать», «От А до Я»,
«Веселая грамматика», «От слова к звуку», «Раз – словечко, два – словечко», «Дорисуй», «Прописи», «Предмет, слово, схема», «Учимся составлять слоговые схемы слов», «Ну-ка, буква, отзовись», «Я уже читаю». М., 2013.
9. О.С. Гомзяк – рабочие тетради: «Говорим правильно 5-6 лет», «Говорим правильно 6-7 лет», «Я буду писать правильно», «Говорим правильно 5-6 лет. Конспекты занятий», «Говорим правильно 6-7 лет. Конспекты занятий». М., 2011.
10. Н.М. Миронова – рабочие тетради: «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы», «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы», «Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». М., 2013.
11. Н.А. Федосова – прописи «Я готовлюсь к письму». М., 2013.
12. Р.С. Буре – рабочая тетрадь «Нарисуй, подумай, угадай! Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет». М., 2001
13. Н.В. Дурова «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников», «Фонематика». М., 2010.
14. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста». М., 2010.
15. Н.В. Нищева «Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада»,
«Тетрадь для средней и старшей логопедической группы детского сада». С-П., 2003.
16. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи». М., 1985.
17. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». М.,1997.
18. В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе детей с ФФН». М., 1998.
19. Л.Г. Парамонова «Упражнения для развития письма». С-П., 1999.
20. М.Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». М., 2008.
21. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием». М., 2000.
22. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Парные звонкие-глухие согласные». Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений». М., 2009.
23. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». М., 1993.
24. Г.В. Чиркина «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». М., 2008.
25. Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР». М., 2009.
26. Л.А. Комарова «Автоматизация звуков в игровых упражнениях». М., 2009.
27. О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда». М., 1998.
28. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 2011.
29. Т.В. Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников». М.,1999.
30. Т.Б. Филичева, Т.Е. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии». М., 1989.
31. Т.Б. Филичева, Т.Е. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду». М., 1987.
32. Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», М., 1993.
33. М.Е. Хватцев «Логопедия. Работа с дошкольниками». М., 1996.
34. Г.Г. Голубева «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников». С.П., 2000.
35. Н.И. Журавель «Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ». М., 2008.
36. З.Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников». С.П., 2004.
37. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Пособие для логопедов». М., 2002.
38. Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит». М., 1998.
39. Т.А. Ткаченко «В первый класс без дефектов речи». М., 1999.
40. С.С. Коренблит «Программа ВеДеДо из цикла Двенадцать месяцев». М., 2014.